{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Честный опыт: что нам дал акселератор НИУ ВШЭ

Инал Томаев, исполнительный директор агротех-компании Fermata

Когда мы запускали проект Fermata, все вокруг только и говорили об экосистеме стартапов. Говорят, все молодые компании проходят примерно одинаковый путь развития. Правда, стать единорогом удается не всем: 90% стартапов умирают, так и не взлетев. Так что мы решили найти бизнес-акселератор, который помог бы нам пройти начальные стадии жизненного цикла стартапа, не набивая слишком много шишек.

Выбор сделан

Наш выбор пал на акселератор «Вышки», что было вполне очевидно. Я закончил НИУ ВШЭ, а после стал там преподавать, так что об их инкубаторе был наслышан. Такие программы поддерживают начинающих предпринимателей, дают им толчок к действиям. Мы пришли туда в апреле 2019 года.

Акселерационная программа НИУ ВШЭ длится три месяца. Как было заявлено на сайте, за это время мы должны были прокачаться в запуске продукта, получить поддержку экспертов-предпринимателей, научиться выступать на публике. Лучшие проекты отбирались на Demo Day, где можно было презентовать свой стартап известным в России инвесторам, фондам и корпорациям. Мы попали туда в сентябре. Одновременно учебу проходили 20 команд, большинство из них представляли B2C-проекты.

Первые разочарования

Первые две недели участники знакомились друг с другом, начались вводные лекции и было очень интересно. Сложности начались с так называемым трекшеном. Это такие стратегические сессии, на которых команде необходимо презентовать результаты своей работы за прошлую неделю и рассказать о своих задачах на ближайшие семь дней. Причем надо было внятно объяснить их окружающим и установить метрики для измерения эффективности (по SMART). Например, если говоришь, что через неделю планируешь познакомиться с Илоном Маском, это заведомо плохая задача. Ты можешь ему написать, конечно, но вряд ли это приведет тебя к цели. Зато ты можешь завести аккаунт в Твиттере, найти общих с Илоном друзей, публиковать твиты по его теме, а после лайкнуть его посты 147 раз. Эти задачи легко можно и измерить, а значит это шаги к цели. При этом на каждой встрече трекер очень тщательно и часто жестко прочищает тебе мозги, выясняя, почему ты не смог достичь результата. Или вообще утверждают, что поставленные тобой задачи не имеют смысла.

Мы всегда очень старались и готовились к трекшену, но это не спасало нас от критики, что нам, конечно, не нравилось.

Отдельный вопрос — это питчи, когда надо рассказать о своем проекте за одну-три минуты. Представляете, рассказать о сложном технологическом проекте так, чтобы все слушатели за такое короткое время поняли его суть? После выступления нам задавали такие вопросы, из которых становилось очевидно, что или мы не справились с заданием, или публика нас невнимательно слушала. Например, вы софтверная или хардверная компания? Конечно, мы были уверены во втором. Плюс эксперты разбивали в пух и прах наши презентации: у нас было много текста, а они хотели лишь картинки и графики, сопровождаемые нашими комментариями голосом. У меня юридическое образование, а у ребят из моей команды — технологическое. О каких картинках могла идти речь? В общем, мы были уверены, что подвергаемся критике ради критики и нас пытаются подогнать под трафареты.

Послевкусие

Когда акселерационная программа завершилась, стало ясно, что она дала нам даже больше, чем надо было. Всё-таки основная задача акселератора — подвергнуть стрессу твои идеи и показать тебе, будешь ли ты продолжать развивать свое дело. Удивительно, сколько людей отказывается от собственных идей, просто потому что их надо кому-то доказывать. А ведь в реальной жизни еще сложнее — нужно убеждать незнакомых тебе людей, что твой товар или услуга им действительно нужны.

Мне понравилось, что в Вышке никто никогда не говорит, что ты придумал бред. По-моему, там это табу. Никто не назовет стартап по затачиванию спичек плохой идеей для завоевания мира. В акселераторе вас не просто критикуют, чтобы спустить на землю. Вам помогают двигаться быстрее: определять самые «узкие места», выдвигать гипотезы и находить решения. У нас тоже были инсайты: например, мы после долгих пререканий пришли к выводу, что надо искать максимальную концентрацию своих клиентов и всегда продолжать кастдевить.

Да, возможно, эксперты не всегда были объективны. Я бы сказал, что не надо их слушать на 100% и считать, что их слова — истина в последней инстанции. Важнее прислушиваться к их советам и выбирать релевантные для себя. В конце концов, это будет ваш бизнес, и вам решать, как действовать, поэтому не стоит перекладывать ответственность на других и слепо доверять всему сказанному.

Акселератор напоминает, что в достижении своих целей всегда надо идти до конца. В поисках первого клиента мы составили Топ-30 российских производителей сельскохозяйственной продукции. Направили им письма с предложением партнерства, но никто не ответил. Тогда мы поняли, что так на агрохолдинги не выйти — надо искать другие пути. Мы привлекли первого клиента еще во время акселератора: случайно увидели на ВДНХ мужчину в форме с надписью «Сити-фермерство. Используем искусственный интеллект». Я начал расспрашивать, как они работают с ИИ, завязался разговор, а со временем мы стали партнерами

Если бы можно было повернуть время вспять

Я бы всё равно прошел через акселерационную программу. Уже сейчас я понимаю, что она помогла расставить все мысли по полочкам. Более того, после ее завершения ты остаешься на связи с экспертами, поэтому, если понадобится бизнесовый совет, тебе всегда будет к кому обратиться.

Особенно акселератор помогает тем, у кого вообще нет предпринимательского опыта. Часто корпоративные акселераторы хотят, чтобы у вас уже был какой-то прототип продукта, чтобы вы уже четко знали свою целевую аудиторию, задачи и цели компании. Вышка в этом плане — уникальный продукт. Сюда можно прийти с совершенно сырыми идеями, и тобой все равно будут заниматься, чтобы ты добился максимума.

При выборе акселератора найдите людей, которые там отучились — это поможет вам получить максимально честные и подробные отзывы и узнать обо всех подводных камнях. Постарайтесь узнать, каких успехов достигли стартапы-выпускники. Также тщательно изучите менторов: есть ли у них практический опыт или они эксперты-теоретики?

После окончания акселерационной программы НИУ ВШЭ прошло уже больше полугода. За это время наш проект привлек $4,8 млн инвестиций и я не уверен, смогли ли бы мы добиться такого результат без опыта акселератора.

Конечно, информацию, которую дает акселератор, можно изучить самостоятельно. Также можно и самому найти предпринимателей, которые бы поделились с вами знаниями и оценили вашу идею. Но в акселерационных программах вся информация уже четко структурирована, привлечены заинтересованные в деле эксперты, а за счет динамичного процесса ваши знания обогащаются ежедневной практикой и вы получается действительно уникальный опыт. Помните, что в любом бизнесе, будь то стартап или успешная компания, время — это деньги. Поэтому тщательно выбирайте, куда его инвестировать.

0
1 комментарий
Mikhail Erman

Спасибо:) Это любовь))

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда