{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Fake news как феномен современной культуры

Такое явление как «фейковые новости» в современном медиапространстве с каждым днём перестаёт быть для нас чем-то непонятным и удивительным, а наоборот, приходит ясность того, что прежде чем слепо верить «достоверной» информации из «проверенного» источника, стоит сто раз подумать.

Понятие «fake news»

Главным предназначением новостей неизменно было, есть и будет оперативное обеспечение людей достоверной, объективной, а самое главное, соответствующей действительности информацией о произошедших в недавнее время или происходящих в данный момент событиях. Но есть и «обратная сторона медали» — это фейки. Данное понятие представляет собой совокупность ложных фактов, дезинформирующих сообщений о явлениях, происшествиях или фактах. Итак, на сегодняшний день актуальность темы феномена «фейковых новостей» нельзя недооценивать. У данного понятия есть точное определение, и звучит оно как «сообщение, стилистически созданное как настоящая новость, но ложное полностью или частично».

От газетных уток до масштабной дезинформации общества 21 века

Феномен «фейковых новостей» всегда «шёл рука об руку» с достоверной информацией на протяжении практически всего существования журналистики как таковой. В давние времена так же имелась проблема сфальсифицированнной информации, и тогда такие сообщения называли газетными «утками». Но по большей части в то время такие новости публиковались забавы ради. Но на настоящий момент это приняло намного более серьезные обороты. С появлением новейших технологий, таких как интернет, социальные сети, видеохостинги и другие медиа платформы, распространение дезинформации стало происходить в огромных масштабах, словно вирус, она разлетается от человека к человеку. В эту цифровую эпоху скорость распространения ложных фактов невероятно велика. На многомиллионную аудиторию это мгновенно разлетается благодаря репостам людей в социальных сетях, вирусным видео и определенного рода рекламам. Можно сказать, что информационное общество сегодня это наиболее благоприятная среда для развития и распространения фейковых новостей.

Побудительная сила и желаемый результат: зачем и почему?

Пожалуй, начну с того, чтобы разобраться в причинах появления дезинформирующих данных. Это может быть связано с желанием получить прибыль. Это происходит путём публикации новости, например, с кликбейт-заголовком. «Кликбейт» — один из наиболее эффективных способов привлечения аудитории с помощью кричащих заголовков, зачастую провоцирующих интернет-пользователей изучить конкретный контент. Такое действие опирается на присущие человеку качества: любопытство, замешательство, озадаченность и т.д. После чего поток пользователей увеличивается в разы, а автор публикации за счёт этого монетизирует доход, иными словами получает прибыль. Другой причиной для такого, своего рода, обмана аудитории может послужить желание подорвать доверие людей к какой-либо организации или публичной личности. Это, например, может носить якобы «разоблачительный» характер с целью привлечения целевой аудитории от конкурентных кампаний. Помимо этого, нередко создание и распространение ложных новостей преследует своей целью пропаганду или даже манипуляцию.

Погоня за честностью или за популярностью — вот в чем вопрос

Одни из самых важных качеств в работе журналиста — это беспристрастие и честность. Но порой в погоне за высокими рейтингами, эклюзивными новостями и привлечением как можно большего числа пользователей случается так, что эти профессиональные характеристики отходят на второй план. Такая политика часто приводит не к самому лучшему результату, а иногда такая гонка даже заставляет «СМИ из средств массовой информации деградировать в средства дезинформации». Это носит сугубо отрицательный характер, поскольку в современном информационном пространстве СМИ имеют слишком большой вес. В их силах управлять огромными массами людей, манипулировать нашим сознанием, а с помощью этого разворачивать даже информационные войны.

Борьба с дезинформацией со стороны властей

Безусловно, правительства многих стран борется с ложными сведениями, публикующимися в СМИ и социальных сетях. Так, например, возвращаясь в реальность, обратимся к ситуации, сложившейся на сегодняшний день в мире. Ажиотаж вокруг новой коронавирусрной инфекции не имеет границ. Неимоверное количество никак не подтвержденной информации гуляет по сети, и с каждым днём ее становилось все больше.. НО! 31 марта в Российской Федерации депутаты госдумы «ужесточили наказание за публичное распространение ложной информации...в том числе о распространении коронавируса». Итак, с того дня за подобные «новости» нарушителям установленных порядков будет грозить штраф в размере 300 тысяч рублей и даже уголовное наказание вплоть до пяти лет лишения свободы.

Что делать, чтобы не попасться на удочку?

В первую очередь, стоит тщательно анализировать и перерабатывать информацию. Критическое мышление несомненно поможет защитить себя от фейков. Следующим шагом идёт обязательная перепроверка данных и источников. Помимо этого, не стоит доверять фото и видео из разных недостоверных источников, лучше, скажем, это будет статья без иллюстраций. Но самое главное, пускай и банальное, это не верить всему, что говорят с экранов телевизоров, пишут на страницах газет и журналов или в социальных сетях. На просторах интернета сегодня слишком много информационного «мусора».

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда