{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Почему инновации особенно важны для школ Беларуси и причем здесь любопытство?

Я учился в 90-е годы в школе, которая находилась в строящемся микрорайоне на окраине Минска. В то время финансовая ситуация как в моей семье, так и в моей стране выглядела далеко не лучшим образом. Я хорошо помню, что моим главным увлечением было ходить в школу ввиду того, что больше ничего особенно интересного вокруг меня не было.

Так вот, первой действительно увлекательной вещью, которую я увидел в школе и которой, при этом, не было у меня дома, был глобус. Самый обыкновенный глобус из кабинета географии. Я учился в третьем классе и рассказал о своем интересе в школе, тогда учительница разрешила мне взять глобус домой на неделю. Это было действительно круто! Я рассматривал материки, думал о том, может ли огромный корабль протиснуться в такой маленький Баб-эль-Мандебский пролив. Уже через три дня я мог показать самые жаркие пустыни и самые длинные реки, я научился находить Эверест и Марианскую впадину. Я отлично помню, что та ситуация затронула мое любопытство, подстегнула интерес к знаниям, и сейчас я вспоминаю ее с улыбкой. Думаю, подобная история неплохо отражает простую идею: школа должна быть местом, где дети могут увидеть что-то новое, то, чего у них нет дома, что-то, с чем действительно интересно взаимодействовать, потому что это позволяет удовлетворить любопытство.

Любопытство – это суперспособность всех детей мира, развивая которую можно многого достичь. Именно оно заставляет нас искать, анализировать, постоянно скролить ленту в социальных сетях и запускать марсоходы. Один из них, к слову, так и назывался «Curiosity» (Любопытство), интересно, что имя для него придумывали школьники через интернет-голосование, в котором «Любопытство» опередило такие варианты, как Journey («Путешествие»), Adventure («Приключение») и даже Wonder («Чудо»).

В 2018 году, в ходе проекта, который реализуется при поддержке Всемирного банка, Беларусь впервые приняла участие в исследовании PISA. Сегодня благодаря исследованию мы можем не только сравнить эффективность образования в Беларуси с другими странами мира, но и проанализировать множество дополнительных данных. Так, например, дети у которых дома есть сборники поэзии, словари и технические справочники, показывают лучшие результаты, чем те, у кого этого нет. Вполне возможно, что дети никогда не открывали эти книги, но само их наличие стимулирует любопытство.

В свою очередь любопытство является основой, одного из самых значимых качеств, на которое современные высокотехнологичные компании обращают внимание при приеме на работу - креативности. Именно поэтому сквозной темой исследования PISA 2021 станет креативное мышление.

Здесь интересно, что, приходя в школу, ребенок как раз обладает качествами, которые потом так ищут компании: он открыт, динамичен, ему интересно новое, он жаждет действовать. Но попадая в жесткую образовательную систему, ему начинает казаться, что главное – это быть как все, не выделяться, выполнять инструкции, его любопытство постепенно угасает. Как же стимулировать его?

Сегодня, когда 21 век несется вперед на всех парах, любопытство школьников безусловно вызывают инновации, именно поэтому они и занимают такое важное место среди компонентов, влияющих на качество образования. Так уж сложилось, что за любопытство любого молодого человека идет постоянная незримая борьба, им хотят завладеть производители компьютерных игр и видеоблогеры, маркетологи и поп артисты. И поэтому, чтобы физика или химия действительно заинтересовала школьника, зачастую, обычного учебника бывает недостаточно.

Вместе с тем, очень важно отметить, что простая передача учителю даже самых современных технологий не является гарантией отличных результатов. Если мы поставим в каждый класс по 3D принтеру, а каждому ученику выдадим VR очки — это вряд ли кардинальным образом улучшит успеваемость. Однако инновации – это отличный способ для организации интересных форм занятий, например, проектных исследований или работы в малых группах, и вот это-то как раз отлично работает на результат. Тому существует множество экспериментальных подтверждений. Например, один из отчетов Всемирного банка, исследования для подготовки которого проходили в России, описывает значимую связь результатов обучения и того, как устроена школьная среда и организовано преподавание. (https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/32598/9781464814990.pdf?sequence=3&isAllowed=y).

Итак, говоря об инновациях, я бы отметил 2 их важнейших свойства: в первую очередь они делают учебу интересной, во-вторую - позволяют чувствовать себя в школе комфортно.

Что касается Беларуси, то особенно важно сегодня внедрять инновации в школах, которые находятся в сельской местности или маленьких городах, для этого, на мой взгляд, есть две веские причины. Первую отражает следующий график (пожалуй, один из самых важных графиков по результатам исследования PISA).

P​

Мы видим довольно серьезную разницу в успеваемости детей из городов и деревень (разрыв в сорок баллов эквивалентен примерно году обучения). Еще большая разница выявлена между детьми из самых бедных и самых состоятельных семей. Это означает, что как государство, так и общество должно быть серьезно заинтересовано в том, чтобы подтянуть тех, кто находится в рейтинге снизу. Более образованные люди вносят больший вклад в ВВП, они реже нарушают закон, кроме того, «подтягивать отстающих» всегда дешевле, чем улучшать результат лидеров. Особую важность представляют инвестиции в детей меньшего возраста, многочисленные исследования подтверждают, что именно такие инвестиции сокращают неравенство в течение всей жизни и приносят самый высокий доход .

На графике показана зависимость результатов (чтение) от возраста начала дошкольного образования. Чем раньше ребенок сталкивается с системой образования (а государство, соответственно, начинает инвестировать в него), тем лучшие результаты он показывает.

Вторая причина заключается в том, что дети из деревень и небольших городов имеют меньше возможностей, они реже сталкиваются с современными технологиями в обычной жизни, реже посещают интерактивные музеи и выставки, а значит инновации смогут стать для них чем-то действительно особенным, чем-то, что по-настоящему всколыхнет их любопытство. Необходимо помнить, что в деревне или небольшом городе меньше развлечений, меньше интересных мероприятий и модных тенденций, поэтому современная школа в которой есть быстрый интернет, множество кружков (включая робототехнику, программирование, театральную студию и т.д.), новые лаборатории по физике и химии, пространства для работы и отдыха, спортивные площадки и удобная продленка – может стать местом притяжения не только для детей, но и для взрослых. Такая школа – это «точка роста» для города и его жителей, наконец, для многих — это мотивация, чтобы переехать в подобный город, либо чтобы не уезжать оттуда.

​3D модель модернизации школы в агрогородке Вязье.

Кстати, в рамках того самого проекта, реализуемого в сотрудничестве со Всемирным Банком в Беларуси будет проведено исследование, которое позволит проанализировать эффективность использования образовательной среды в наших школах (http://www.oecd.org/education/effective-learning-environments/OECD-School-User-Survey-2018-Russian.pdf). Уверен, что результаты такого исследования станут дополнительной мотивацией, чтобы делать школьную среду все более благоприятной.

Средства, вложенные в образование, невозможно вернуть в течение нескольких лет, но если говорить о хотя бы об одном десятилетии, то эти средства могут оказаться самой важной инвестицией. Мало того, как показывают исследования, доходность по инвестициям в образование – крайне высока.

Особенно хорошо понимаешь ценность подобных инвестиций, когда смотришь на детей. Через 1,5 года моя дочь пойдет в школу и больше всего я надеюсь на то, что ей будет там интересно. «В этом огромном мире так много знаний. Собирать их, а потом использовать – самое увлекательное и интересное занятие, что только может быть» - говорю я дочери, сидящей у меня на коленях, и мы вращаем глобус.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда