{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Неслучайная встреча: 10 правил успешной работы с волонтерами в культурном проекте

Книга «Неслучайная встреча: как вовлечь волонтеров в культурный проект», 2021

Издательская программа Фонда «Четверг»

Фонд «Четверг» рассказывает, как поддержать мотивацию волонтеров, повысить эффективность такого сотрудничества и создать активное волонтерское сообщество, которое будет не только поддерживать, но и развивать ваш проект.

Для культурного сектора волонтеры — огромной ресурс и источник поддержки, особенно необходимой в момент глобального кризиса. Однако не все организации могут грамотно воспользоваться этим ресурсом, поэтому такое сотрудничество часто приводит к разочарованию к обеих сторон. Как организовать работу волонтеров так, чтобы каждый из участников этого процесса остался в выигрыше? Делимся опытом «Школы волонтерства» — проекта Фонда, нацеленного на системную поддержку культурных организаций и профессионализацию волонтерства по всей России.

  • Определите, зачем вашему проекту или организации нужны волонтеры

Важной отправной точкой в работе с волонтерами является определение ваших внутренних запросов и ожиданий от волонтерской работы. Подумайте, почему вы хотите привлечь волонтеров к вашей деятельности и как они могут помочь вам в достижении или расширении поставленных целей. Спросите себя: «Какую пользу от этого сотрудничества получит организация, волонтеры и широкая аудитория?».

Постарайтесь выработать единую позицию и общий взгляд на привлечение волонтеров внутри всей организации: обсудите это с членами вашей команды и донесите до них основные аспекты работы с волонтерами.

  • Заранее составьте круг задач

Ничто так не убивает мотивацию волонтеров, как отсутствие задач или никому не нужные задания. Поэтому важно заранее определить, с какими именно вопросами вашей организации или проекту нужна помощь, чтобы давать волонтерам понятные инструкции и четкие технические задания.

Откажитесь от предубеждения о том, что волонтеры могут выполнять только самые простые задачи. Квалифицированный волонтер в культурном проекте — это не только возможность снять нагрузку со штатных сотрудников. Обученный волонтер может выполнять сложные задачи, используя полученные знания и навыки, а также свой прошлый профессиональный опыт.

  • Поймите мотивацию волонтера

Большинство культурных волонтеров — студенты и недавние выпускники гуманитарных специальностей, которые чаще всего преследуют не только альтруистические цели. Исследования показывают, что основные причины, по которым молодые люди выбирают волонтерство, связаны с саморазвитием. Это желание усилить свои профессиональные навыки, расширить социальные связи, понять себя и свои способности, а также повысить личную эффективность.

Понять мотивацию волонтера — значит найти его точное место в команде и способствовать крепким (и долгосрочным) отношениям между ним и организацией. Помните о том, что мотивация находится под влиянием множества факторов и может изменяться в течение всего сотрудничества.

Важно: Чтобы изучить мотивацию волонтера, обязательно предложите им заполнить анкету, а еще лучше — пройти небольшое онлайн-собеседование. Так вы сможете спросить волонтера о его рабочих интересах, видении своей карьеры, интересующих задачах и просто о том, что его вдохновляет. Из этих ответов легко выделить несколько мотивирующих факторов и затем использовать их как индикаторы, чтобы найти подходящую человеку роль.

  • Закрепите договоренности

Опыт «Школы волонтерства» Фонда показал, что заключение договора — лучший способ обезопасить как себя, так и волонтера. Договор позволит вам показать серьезность намерений обеих сторон, четко проговорить все условия и доказать волонтеру, что он тоже часть вашей команды.

Важно: Лучшее сотрудничество с волонтерами — партнерство, то есть взаимовыгодное сотрудничество. Из договора должна быть очевидна ценность этого партнерства для обеих сторон.

  • Формируйте сообщество

Волонтеры в культурной организации — это сообщество, которое может внести свой вклад в достижение ваших целей Если вы делаете волонтеров частью своего проекта и работаете с ними так же, как и с другими членами команды, то они с большей вероятностью получат удовольствие от своей деятельности и будут транслировать ценность проекта внешней аудитории.

Ключ к таким успешным отношениям — партнерство в обстановке взаимного уважения и доверия. Этого можно достичь благодаря качественному коммьюнити-менеджменту: проводите для волонтеров встречи с неформальными активностями, подготовьте для них отдельную группу в социальных сетях или даже специальное приложение, а также регулярно собирайте обратную связь.

Важно: Разочарование в работе с волонтерами часто связано именно с неэффективным менеджментом. При неверно организованной работе организация тратит много времени и сил, не получая желаемого результата.

  • Назначьте менеджера волонтерской программы

Проблему неэффективного менеджмента может решить специалист по работе с волонтерами, который в идеальном мире работал бы в каждой культурной организации. Но в реальности такой человек в команде есть далеко не всегда, поэтому управление волонтерской командой ложится на одного из постоянных сотрудников.

В таком случае человеку, ответственному за эту работу, должно быть отведено определенное количество времени для выполнения его обязанностей. А менеджмент волонтерской программы должен быть интегрирован во все рабочие процессы: обсуждаться на совещаниях, разбираться как одна из задач, сопровождаться фидбеком от других членов команды.

По таким принципам в Фонде устроена «Школа волонтерства»: в течение всей программы волонтеров сопровождает куратор, который помогает им интегрироваться в разные проекты и в то же время следит за решением внутренних задач Фонда.

  • Сделайте волонтеров частью проекта

Фидбек и опросы волонтеров показывают, что им важно иметь свое физическое и «интеллектуальное» место в команде. Это может быть как отдельное место в офисе, так и любое другое физическое обозначение их присутствия, например, доска или мудборд с расписанием и задачами.

Если работа проходит удаленно, подготовьте для волонтеров онлайн-расписание или отдельную онлайн-доску с их обязанностями. В «Школе волонтерства» Фонда разработано специальное приложение, куда помещена вся информация, важная для волонтеров. Так они чувствуют себя частью команды и ответственнее подходят к работе, потому что видят комплексность задач и уровень доверия организации.

  • Подчеркивайте вклад волонтеров в проект

Чтобы предотвратить эмоциональное выгорание и поддерживать мотивацию участников, благодарите волонтеров за вклад в проект и конкретно перечисляйте их достижения на летучках и совещаниях. Также вы можете проводить для них неформальные мероприятия (мастер-классы, чаепития, кинопросмотры) или подготовить мерч, связывающий их с проектом.

  • Собирайте обратную связь

Фидбек от волонтеров позволит не только подвести итоги их работы, но и понять, что можно исправить или улучшить при планировании волонтерских сотрудничеств в будущем. В «Школе волонтерства» Фонда есть 3 формы обратной связи, которая помогает решить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи.

Куратор программы всегда находится на связи с волонтерами и регулярно собирает обратную связь в общем мессенджере, что позволяет оперативно реагировать на запросы. Каждую неделю волонтеры встречаются с куратором на встрече-рефлексии, где детальнее обсуждают процесс работы. После окончания Школы волонтеры заполняют подробную анкету, где оценивают каждый этап обучения и сообщают о разочаровывающих моментах. Этот пункт важно включить в форму обратной связи, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем.

Важно: Предложите волонтерам поделиться их идеями по улучшению программы. Лучше делать это на офлайн встрече, так как личный контакт позволяет выстроить более доверительные отношения.

  • Оценивайте эффективность волонтерской программы

Оценка эффективности — необходимый этап работы над любым проектом, который позволяет расширить горизонт планирования и думать не только о количественных, но и о качественных результатах работы с волонтерами. Для анализа эффективности «Школы волонтерства» в Фонде используется теория изменений — инструмент, помогающий связать между собой действия участников и цели проекта, а также оценить влияние проекта во времени. Понять, как применить этот инструмент к своему проекту, можно здесь.

Эти подходы к работе мы развиваем в «Школе волонтерства в сфере культуры». Практика показывает, что подобные волонтерские программы предлагают уникальные возможности для культурной организации: повышают ее эффективность и креативный заряд, расширяют и укрепляют сообщество, делают ее более гибкой и позволяют привлечь новую, не охваченную ранее аудиторию.

Узнать больше об опыте «Школы волонтерства» и других аспектах привлечения волонтеров к проектам в сфере культуры и искусства можно на сайте Фонда.

В 2020 году проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда