У истоков этого понимания и взгляда на мир есть два основных источника. Прежде всего, в трудах греческих стоиков и естествоиспытателей появились «ростки» теории естественного права, кристаллизовавшиеся в средние века. Хотя между сторонниками естественного права было несколько теоретических различий, идея существования универсального стандарта развития, который должен применяться всюду, независимо от исторического, правового, культурного или цивилизационного контекста, стала центральной.
Именно здесь находятся основы современной универсальной рациональной философии развития. Кроме того, софисты убрали закон, придав ему условное толкование и утверждая, что не Бог, а только человек является мерой всех вещей. Второй источник - возникновение общественного договора между сувереном и его подданными, основанного на предоставлении последним прав в обмен на их подчинение. Таким образом, первые ростки позитивисткого правового мышления, появились в Британии в 1215 году в рамках так называемой Великой хартии вольностей - общественного договора между королем Иоанном Безземельным и английскими баронами и епископами, результатом которого стало передача сувереном определенных прав, свобод, полномочий и иммунитетов подданным.