Антон Волянский
842

Как коронавирус и кризис повлияют на экономику Африки

Привет! Меня зовут Антон Волянский, я — CEO маркетплейса Jiji. Jiji — онлайн-платформа для покупки и продажи товаров, которая работает в пяти африканских странах — Нигерии, Кении, Гане, Уганде и Танзании — и является лидером в своей нише. В этой статье я расскажу о том, как пандемия коронавируса и кризис могут повлиять на экономику Африки, какие тренды наблюдаем лично мы и как адаптируемся в сложившейся ситуации.

В закладки

COVID-19 в Африке

Первый случай заболевания коронавирусом в Африке зафиксировали в начале марта. Сейчас на материке насчитывается более 20 000 официальных случаев. Из них успешно вылеченных — больше 4600, а летальных — около 1000. «Лидерами» по распространению являются Марокко, Египет, Алжир и ЮАР.

Источник: africanarguments.org​

По сравнению с остальным миром Африка пока не сильно страдает от пандемии. Но эксперты говорят, что реальное число зараженных куда выше. В ближайшее время на материке планируют провести более миллиона тестов, чтобы получить достоверную картину распространения вируса. По оценкам, Африка отстает от Европы и США на несколько недель, но ситуация здесь развивается по похожему сценарию. Есть прогноз, что в течение полугода из 1,3 млрд населения на материке тяжелой формой коронавируса заболеют 10 млн людей.

Африканские страны начали принимать меры в начале марта, когда был зафиксирован первый случай в Египте. Уже как минимум месяц многие страны сидят на карантине с запретом на международные сообщения, публичные мероприятия и отмененным учебным процессом.

Влияние на экономику

До пандемии Африке прогнозировали рост ВВП на 3,9% в 2020 году. Сейчас этот показатель пересмотрели. По данным McKinsey, есть несколько сценариев, как африканская экономика среагирует на пандемию и кризис. Самый оптимистичный — сохранение роста на уровне 0,4%. При более пессимистичных сценариев экономика Африки упадет до показателя от -1,4% до -3,9% по сравнению с 2019 годам.

В итоге африканская экономика может потерять от $90 млрд до $200 млрд в 2020 году.

При этом пандемия на материке будет «ответственна» лишь за половину потерь. На экономику Африки негативно также повлияет пандемия в остальном мире и снижение цен на нефть, считают в McKinsey.

​Источник: mckinsey.com

Отдельного внимания заслуживает регион Тропической Африки. Здесь рецессия будет наблюдаться впервые за 25 лет. По данным Всемирного банка, ВВП стран региона упадет до показателя от -2.1% до -5.1%. В денежном эквиваленте это от $37 млрд до $79 млрд.

Экспорт нефти и туризм

Один из главных вызовов для африканских стран в текущем кризисе — падение цен на нефть. 20 апреля стоимость фьючерсных контрактов на нефть марки WTI впервые в истории стала отрицательной. Но это актуально только для фьючерсов — текущая цена марок WTI и Brent находится на отметке $15 - $22.

Экономика некоторых африканских стран зависит от экспорта этого сырья. По состоянию на 2017 год, 90% экспорта Нигерии приходилось именно на нефть, а в Анголе выручка от ее продажи давала примерно 45% ВВП. Республика Конго, Экваториальная Гвинея и Габон — также в списке стран, которые полагаются на экспорт нефти.

Эксперты говорят, что падение цен спровоцирует «катастрофические» последствия для стран Африки, а особенно для лидеров индустрии. Ангола, например, продает две трети нефти Китаю — после начала распространения коронавируса поставки резко сократились, и государству пришлось сокращать доходы бюджета.

Сейчас еще нет прогнозов, как падение цен на нефть ударит по всем африканским странам. Но по некоторым оценкам, экономический рост лидеров — Нигерии и Анголы — снизится на 7%. В Камеруне, Сенегале и Уганде уже начали сворачивать активные проекты в нефтегазовой индустрии. В Нигерии этот тренд наблюдается последние 4 года, но сейчас он только усилится. Представители профильной организации African Energy Chamber считают, что большинство инициатив в этой сфере так или иначе будут приостановлены по всему материку.

Другая потеря — прибыль от туризма. За последние годы отрасль стала важным источником дохода для африканских стран. По итогам 2018 года пассажиропоток на материк увеличился на 7%, таким образом Африка стала вторым регионом по темпам роста отрасли. Распространение коронавируса уже спровоцировало закрытие границ и отмену перелетов. Результатом станет существенные сокращения, что сильно ударит по уровню трудоустройства многих африканским стран: в некоторых государствах региона каждый десятый человек занят в туристической сфере.

Рост e-commerce

С другой стороны, пандемия и самоизоляция спровоцировала рост электронной коммерции на материке. Тенденция в той или иной степени актуальна для всей Африки: увеличения спроса наблюдает компания из Ганы Big Samps Market, сервис по доставке продуктов из Нигерии Applecart, а также кенийская платформа Gobeba. На менее развитых рынках, таких как Сьерра-Леоне или Либерия, популярность онлайн-сервисов также растет, но в более спокойных темпах.

Главный вызов, с которым сталкивается отрасль — отсутствия доступа к интернету. По словам Денниса Ндонги, который изучает африканский e-commerce, онлайн-торговля может обеспечить экономический рост материка, но с некоторыми условиями. В частности, во многих странах Африки большая часть населения не имеет доступа к интернету, соответственно не может пользоваться цифровыми услугами — и эту проблему нужно решать в первую очередь.

Кризис в Африке глазами Jiji

Jiji — онлайн-маркетплейс для продажи и покупки товаров онлайн. В пяти африканских странах — Нигерии, Кении, Гане, Уганде и Танзании — мы являемся самым популярным сервисом в своей нише.

Вот какие тренды наблюдаем сейчас в Африке мы:

  • И офлайн, и онлайн краткосрочно проигрывает: при введении карантина люди паникуют, боятся тратить деньги, никто не понимает как с этим жить. Но спустя время ситуация выравнивается — паника начинает падать. Здесь у онлайн-сервисов стратегически больше преимуществ. Государства начинают разрешать доставку и будут продолжать это делать на примере других стран по миру.
  • В то же время многие продавцы опасаются того, что спрос на их продукцию упадет. Повышение цен, отсутствие работы и неопределенность заставят людей еще более осмысленно делать покупки, избегая дорогостоящих вещей или товаров не первой необходимости.
  • Продавцы уже начинают адаптироваться и сдвигать акцент в сторону онлайн-продаж. Они начинают понимать, что в ближайший период интернет-бизнес станет для них основным источником заработка. Jiji активно помогает в этом: компания прозванивает и обучает продавцов о том, как открыть онлайн-магазин и руководить им удаленно. На время карантина мы сделали бесплатным продление платных планов на 14 дней для наших премиум-пользователей.

Если говорить о показателях Jiji, то мы не наблюдаем отток аудитории, но количество объявлений от продавцов снизилось в 1,5 - 2 раза. Также «просели» конверсии в звонки на 20-30%. При этом мы наблюдаем рост активности в мессенджерах — люди экономят на связи.

Осложняет ситуацию локдауны: привычные стихийные рынки закрыли и часто продавцы, которые представлены на платформе, не имеют доступа к своему товару, поскольку он закрыт вместе с локацией.

В период нестабильности особенно важно чувствовать себя частью общины. Поэтому брендам нужно инициировать общение с аудиторией: обсуждать вопросы, которые волнуют, или просто поднимать настроение. Мы в Jiji понимаем свое влияние на пользователей, поэтому ввели несколько новшеств:

  • Информирование. Мы создали отдельную группу, где регулярно публикуем обновления о развитии пандемии в Нигерии и во всем мире — Jiji Coronavirus Updates. Пишем о том, как уберечь себя и своих близких: рассказываем об основных правилах гигиены, защитных средствах, алгоритме действий при подозрении на болезнь и так далее. Сейчас мы транслируем информацию на более чем двухмиллионную аудиторию Jiji в Нигерии. Кроме этого, ежемесячно отвечаем на свыше 50 000 обращений к компании по любым вопросам, которые интересуют аудиторию. И это без учета прямых контактов по телефону, почте и чату сайта.
  • Введение в онлайн-бизнес. Большая часть нашей аудитории до пандемии работали офлайн и после введения карантина либо полностью, либо частично остались без заработка. Наша платформа — это ресурс, который бесплатно помогает адаптировать свой бизнес под нынешние условия. Чтобы помочь людям увидеть эту возможность, мы публикуем обучающие материалы о том, как открыть бизнес на Jiji, продвигать его с помощью премиум-сервисов и привлекать покупателей.
  • Адаптация контента в социальных сетях. Самоизоляция негативно влияет на психологическое состояние людей. В добавку многие подвержены панике, что вполне объяснимо. В таких условиях контент не может оставаться прежним, поэтому мы добавили больше постов, направленных на коммуникацию. Так мы даем возможность пользователям отвлечься и пообщаться друг с другом. Мы продолжаем публиковать развлекающий, доброжелательный контент, чтобы разбавить ленту «тревожных» новостей.

Международные организации опасаются, что COVID-19 может стать существенной угрозой для Африки — из-за плохого развития здравоохранения и недостатка продовольствия. Ситуацию ухудшает и то, что материк только-только начал оправляться от последствий вспышки Эболы. В то же время во Всемирном банке считают, что опыт, полученный в борьбе с прошлым вирусом, сможет помочь Африке побороть текущую пандемию.

{ "author_name": "Антон Волянский", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 3, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 123335, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 27 Apr 2020 13:25:52 +0300", "is_special": false }
IPQuorum
Развитие технологических стартапов в России: барьеры и возможности
Внедрение решений Индустрии 4.0 в крупных промышленных предприятиях тормозят не только кризис и условия пандемии…
Объявление на vc.ru
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир