"На троих" - триангуляция как проблема бизнеса
Триангуляция – вовлечение третьего в коммуникацию двух людей с целью облегчить/ стабилизировать ситуацию или решить конкретный вопрос. Часто имеет негативную коннотацию в психотерапии… и в бизнесе.
Недавно на странице "Гештальт-подход" вышла хорошая психологическая статья про триангуляцию (см ниже). Вообще, триангуляционные схемы очень распространены, например, многие знают про Треугольник Карпмана*
Распространенность триангуляционных схем, думаю, связана с тем, что они просты, привычны и, скажем так, удобны. Плохая новость, что любая такая схема, где бы она не возникала, всегда является симптомом наличия какой-либо проблемы, более того, «канализирующим симптомом».
«Канализирующим» я называю симптом, который дает ситуации неустойчивое равновесие, частично снимает напряжение, но именно этим и не дает проблеме решиться, потому что все участники, вместо того, чтобы решать ее, дружно уходят «в симптом». Происходит «подмена понятий». Проблема остается нерешенной.
Психологическое описание того, как это происходит, хорошо дано в той статье, о которой я говорю (по ссылке).
Кратко:
Двое, не имея возможности выстроить коммуникацию напрямую, вовлекают третьего, а дальше, в зависимости от ситуации, разыгрывают разный формат психологического «танца втроем». В самом здоровом и хорошем варианте, вовлеченный занимает место официального медиатора/фасилитатора. В плохом варианте, читай любой текст по разворачиванию треугольника Карпмана, все трое уходят в манипулятивную схему взаимодействия.
Почему триангуляция вредна бизнесу:
Также как и в любой коммуникации, триангуляция в бизнесе разворачивается совершенно в другой плоскости, чем лежит сама проблема. Функция триангуляции - облегчить участникам ситуацию БЕЗ прямого решения проблемы. Помните, как в спектакле "День Радио": "давайте все искать пуговицу".
Профессиональный медиатор/психотерапевт распознает эту схему очень быстро («Батенька мой, да это ж Треугольник Карпмана!»)
Хороший медиатор будет всячески отказываться от участия в схеме, пытаясь аккуратно перевести коммуниуацию в более открытую форму, а свой статус медиатора в официальный и, если ничего не выйдет, предпочтет выйти из ситуации. Причина проста – данная схема как минимум не экологична для всех участников. И кроме того, она вредна для бизнеса в целом.
НЕ медиатор скорее всего:
или войдет в схему в одной из ролей, получая финансовые и психологические бонусы для себя, и тогда весь этот манипулятивный круг замкнется и наступит очень неустойчивое и негибкое равновесие
или очень быстро выгорит, и вы получите освободившуюся позицию для следующей «жертвы»
Выводы и рекомендации:
Рефлексия. Пока хотя бы один из участников треугольника не понял, что и почему происходит, как это работает и зачем нужно, сделать с этой ситуацией нельзя практически ничего – это неустойчивое равновесие будут пытаться сохранять все причастные (часто агрессивно), что можно понять, ведь эта схема возникает там, где прямая коммуникация настолько рискованна или болезненна, что «уж лучше так»
Официальность. Медиатор может помочь только в одном случае – когда его роль официальна признана всеми участниками, иначе он или втягивается в схему, или служит «мальчиком для битья»
И ГЛАВНОЕ - НЕ НАДО ТАК! При формировании такой схемы может казаться, что всем сразу стало легче, но никогда еще ни одна манипулятивная триангуляционная коммуникация не доводила бизнес ситуацию до хорошего результата.
* Про Треугольник Карпмана можно посмотреть здесь