{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как оценить стартап: методы оценки на early и pre-revenue стадиях

Как производится оценка стартапа

Каждый учащийся финансового колледжа знает, что оценка прибыльного бизнеса рассчитывается с учётом оборота продаж, доходов прошлых лет и другие показатели.

Со стартапами на поздней стадии все легко: их оценка производится по пути описанному выше. Но у стартапов на ранней стадии нет дохода и других показателей для расчета их оценки. Количество неизвестных настолько велико, что увеличивает риски и делает традиционные методы оценки неприменимыми для стартапов на ранней стадии.

Бизнес-планы и финансовые прогнозы не отображают реальной картины: это лишь обещания для инвесторов, чтобы продемонстрировать потенциал. Поэтому, инвесторы могут оценить только потенциал и способность команды его реализовать.

И, конечно, этот способ очень субъективен и зависит от интуиции инвестора и его впечатлений от общения с основателями стартапа. Тем не менее, существует несколько методов, которые используются многими венчурными капиталистами и финансовыми институтами во время due diligence, что позволяет прийти к базовым рыночным показателям для стартапов на стадии pre-revenue.

Инвестиционная аналитическая команда InnMind изучила самые распространённые модели оценки стартапов и в этой статье подробно расскажет о них.

Метод венчурного капитала (метод нормы прибыли)

Часто используется для стадий Seed, Series A

Так как работа стартапа обычно является неприбыльной в первые годы, венчурный метод фокусируется на предполагаемой стоимости в момент, когда инвестор выходит из компании. ключевую роль в этом методе играют 2 показателя:

  • оценка pre-money или доинвестиционная стоимость стартапа (оценка компании до получения инвестици);
  • оценка post-money или постинвестиционная стоимость стартапа (оценка с учётом полученных инвестиций и количества лет, по истечении, которых инвестор выйдет из проекта).

Венчурный метод прост и представляет собой такую формулу:

ROI = конечная стоимость/оценка post-money

Post-money = конечная стоимость/ожидаемый ROI

Конечная стоимость - цена продажи компании в какой-то момент в будущем и может быть оценена путём предположения разумных прибылей за год продаж и оценки доходов, основанных на этих прибылях.

Ожидаемый ROI: большинство венчурных фирм ожидают 10-40х кратного возврата инвестиций (в соответствии с отраслевыми нормами для стартапов на ранней стадии).Учитывая вышеизложенную логику подсчётов, оценка pre-money может быть получена следующим путём (цифры взяты для примера):

Оценка post-money = €35m (конечная стоимость)/20х (ожидаемый ROI) = €1,75m

Оценка pre-money: €1,75m - €300000 = €1,45m

Метод скоринга (Scorecard method)

Часто используется для стадий: Pre-seed

Метод скоринга основан на сравнении с аналогичными или конкурирующими компаниями с акцентом на множественные факторы рынка и корректировкой среднего значения оценки по недавно профинансированным компаниям в отрасли. Такие сравнения могут быть сделаны для стартапов одной и той же отрасли и стадии развития, чтобы определить оценку pre-money (доинвестиционную оценку).

При проведении оценки, необходимо взвесить факторы и оценить их баллами от -3 (худший) до +3(лучший). Затем баллы надо умножить на коэффициент сравнения, указанный в таблице ниже (столбик Range), чтобы каждый фактор имел значение и потом суммируем полученные значения и умножаем эту сумму на среднее значение оценки pre-money в отрасли.

Недостатком этого метода является отсутствие информации о самом стартапе (так как, каждый инвестор оценивает команду стартапа по-своему) или о его ценности. Также этот метод не пригоден для взрывных стартапов, о которых раньше никогда не видели, типа SpaceX, Palantir, 10X Genomics, Vir Biotechnology, Databricks, Rivian и другие.

Метод суммирования факторов риска

Часто используется для стадий: Pre-Seed

Данный метод учитывает гораздо больше факторов риска, чтобы определить доинвестиционную оценку (pre-money) для стартапов на ранней стадии. Этот метод может использоваться как первый этап в оценке потенциальных рисков и должен обязательно использоваться совместно с другим методом оценки стартапов. Большинство отраслевых аналитиков выделяют следующие факторы, на основании которых проводится оценка:

Каждый риск, указанный в таблице, оценивается от +2 (очень положительно для развития компании) до -2 (очень отрицательно для роста компании).

Среднее значение оценки pre-money для компаний на стадии pre-revenue на этом же рынке корректируется таким образом: прибавляется $250000 за каждый положительный бал (+2 = +$500000) и отнимается $250000 за каждый отрицательный бал.

Метод Беркуса

Часто используется для стадий: Pre-seed

Этот метод оценки был разработан инвестором Дэвидом Беркусом, одним из самых активных инвесторов-ангелов в США, совершивший и участвующий в более, чем 180 инвестициях в технологии.

В методе Беркуса есть 5 аспектов компании, которые необходимо оценить и назначить им значения.

В данной таблице представлены одинаковые значения, но конечно, они могут быть переоценены, чтобы показать более высокие и низкие средние рыночные оценки.

Имейте ввиду: как только стартап начинает получать прибыль, метод Беркуса и другие методы описанные выше, не могут быть применимы для оценки этого стартапа.

Метод сравнения стартапов

Часто испольльзуется дял стадий: Pre-Seed, Seed, MVP и период первых продаж

Этот метод основан на сравнении стартапа с похожими венчурными сделками и оценками на рынке. Вы можете использовать этот метод в том случае, если у объектов сравнения одинаковая стадия, похожий продукт, бизнес модель или целевой рынок.

Исходя из вышеописанного оценка стартапа - это сложная задача. К тому же, существует множество вариаций общепринятых методов оценки, применение которых зависит от наличия определенных факторов. Поэтому для более точной оценки рекомендуется использовать несколько методов оценки.

В компании InnMind мы использует комбинацию всех традиционных методов, как часть оценки. Мы также учитываем другие факторы такие, как опыт основателей и команды, актуальность развития бизнеса и т.д.

Онлайн калькулятор для оценки стартапа

Проконсультировавшись с VC аналитиками и серийными инвесторами, команда InnMind разработала калькулятор для оценки стартапа. Получился простой и эффективный инструмент для оценки стоимости стартапа всего за несколько секунд.

Как работает калькулятор:

Вы отвечаете на вопросы о текущей стадии развития вашего стартапа и получаете оценку. Оценка рассчитывается на основе комбинации методов оценки и скоринговой модели InnMind.

Результат этого расчет не статичен: вы можете менять значения при подсчете и увидеть, как меняется значение оценки. Это даст понимание того, что вы можете сделать, чтобы повысить оценку стартапа.

Не нужно платить за консультацию или ждать ответа на свой почтовый ящик: отвечайте на 10 вопросов онлайн и сразу получите результат – быстро, просто и бесплатно.

Как обосновать и увеличить оценку стартапа

Помните: во время due-diligence и принятии инвесторов решения все сводится к оценке развития стартапа и способности реализовать задуманное. Поэтому, даже если ваш стартап ещ1 без работающего продукта и первых продаж, вы уже можете оправдать и увеличить стоимость стартапа:

  • Перед запуском продукта создайте лист потенциальных клиентов, которые желают стать первыми пользователями вашего продукта;
  • Занимайтесь развитием клиентов, анализируя основные боли и потребности ваших будущих клиентов, а также их готовность решать их с помощью вашего продукта;
  • Для B2B продуктов необходимо провести исследования и развитие клиентов, определить самых теплых лидов и подписать с ними соглашения для реализации пилотного проекта;
  • Если у вас нет продукта или MVP и нет команды разработчиков, вы можете найти признанных экспертов, которые будут вашими советчиками или даже согласятся присоединиться к команде после того, как вы получите инвестиции;
  • Можете связаться с университетами, лабораториями и другими организациями, которые примут участие в разработке продукта на “опционной” основе или за оплату за успех;
  • Вы можете запустить маркетинг в социальных сетях без бюджета и использовать другие бесплатные каналы, чтобы создать узнаваемость бренда и привлечь первых последователей.

Есть много других вещей, которые вы можете сделать на ранней стадии без бюджета и большой команды, чтобы продемонстрировать возможность реализации и потенциал стартапа.

Если вы хотите узнать мнение экспертов о вашем вашем стартапе - регистрируйтесь на InnMind.com (регистрация бесплатна) и заполняйте форму, чтобы связаться с нашей командой.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда