30 правил, которые я собрал, похоронив 30 бизнесов

Привет, я хочу поделиться с вами своей историей. Это история не про успех, а про опыт и результаты, которые могут быть вам полезны. Если вам интересен бизнес, маркетинг, миграция и стартапы, то мне точно есть что рассказать.

Меня зовут Александр. Мне исполнилось 29 лет. Я переехал в Италию полтора года назад, и сейчас у меня 3 действующих бизнеса:

  • Маркетинговое агентство
  • Зонты для кафе
  • Механизированная отделка помещений

Но не все так радужно, как может показаться. Результаты достаточно скромные, позволяют комфортно жить и поддерживать штаны, но не более. Я не расскажу, как делать миллионы, но как выбрать нишу и быстро начать бизнес почти без вложений - с удовольствием.

Я решил заняться бизнесом в 11 классе, когда мне было 17 лет. С тех пор я безостановочно предпринимательствую. За моими плечами большое кладбище проектов, я их не считал, но наверное около 30. Я расскажу о самых показательных.

Это много или мало, сложно сказать. Для меня это был непрекращающийся творческий процесс, который часто заходил в тупик, а мотивации всегда хватало попробовать еще раз.

Представьте, что вы решили построить дом, но ничего не знаете про это ремесло, информации мало. Единственный вариант - пробовать. И сколько должно быть попыток, пока не построишь что то дельное?

Вот именно так за моими плечами оказалась огромная куча бизнес-проектов. Каждый проект оставил за собой ценность в виде опыта и выводов, которыми я буду делиться. Поехали...

1. Грязные деньги на авантюре

Первый опыт и сразу "успешный" я получил в 17, когда мы с другом решили попробовать себя в интернете. Что именно там делать было непонятно, но на носу был ЕГЭ, и а значит и весь наш креатив ушел на изобретение способов на этом заработать. Мы знали что рынок “Ответов ЕГЭ” был не совершенен. “Ответы на ЕГЭ” звучали неправдоподобно и раскусить обман можно было почти сразу. Мы же зашли туда с новой услугой - “изменения результатов ЕГЭ через взлом базы”. Я бы подробней рассказал про этот опыт, но он попадает по несколько статей УК РФ, поэтому я ограничусь выводами и результатами:

Тогда получилось заработать около 20т.р. Сумма даже по тем меркам небольшая, но на крутой телефон хватило бы.

Деньги для нас были скорее доказательством жизнеспособности проекта, а не самой целью. Сложно описать эмоции, когда монетки сами сыпались на наш вебмани кошелек в течении недели..

Нам казалось, что мы сделали что то нереальное. Тогда я для себя понял, что я хочу строить и развивать системы, которые автономно приносят деньги...то есть - бизнес.

Выводы:

  • Аферизм - это не бизнес, но многим похож. Там также есть идея, стратегия, инвестиции, маркетинг и продажи, но масштабировать и развивать это невозможно.

  • Хорошая идея/продукт может компенсировать плохую упаковку. Сайт, группа и реклама была настолько убогой, орфографические и грамматические ошибки, плохо оформленные аккаунты, даже домен не смогли прикрутить- светился ip адрес (153.13.95.15.ru или типа того)
  • Не советую подобное, т.к неэкологичные проекты лишат вас созидательного мышления, кайф от улучшения своего продукта и благодарных клиентов. Да и с учетом рисков, получается просто не выгодно..

  • Наш мозг гормонально закрепляет успешные действия в навык. Первый опыт может многое определить.Продолжил бы я свой путь, если бы потерпел полное фиаско? Не знаю. Но теперь знаю, что попыток должно быть много, чтобы выборка была репрезентативной. Обязательно пробуйте еще и еще, даже если с первого раза не получилось.

2. Засветились на ТВ и профакапили проект

После недель и месяцев эйфории, мы решили продолжить наш дебют. Тема ЕГЭ нас не отпускала и мы обратили внимание, что паспорта на ЕГЭ проверяются очень формально, и по сути любой человек может прийти с твоим паспортом и сдать ЕГЭ за тебя.

Студент может прийти за тебя в школу на ЕГЭ и сдать математику на 100 баллов. Для этого надо было иметь только похожие параметры: цвет кожи, цвет волос и пол. Это и стало основной идеей нового сервиса Reflex (отражение) по поиску двойников, которые хотят заработать на своих знаниях, сдавая ЕГЭ или другие экзамены за тебя.

Нас пригласили на РЕН-ТВ, на передачу “неделя с Марианой Максимовской”. Нас представили как братьев хакеров, которые взломали систему ЕГЭ. Мы рассчитывали, что это принесет нам популярность, но в таком бизнесе это и хорошо и плохо.

Вот они 30 секунд славы. Если таймкод не сработает, смотреть с 19 минуты

Скажу сразу, заработать на таком посредничестве у нас не получилось. Но опыта и впечатлений мы оттуда вынесли:

Благодаря мимолетной популярности о нас узнал МОСФИЛЬМ и обратился за помощью. Они хотели найти тройняшек для фильма с помощью нашего сервиса. Но увы таких у нас не было, и чтобы прямо не отказывать именитому клиенту, загнули им ценник $100,000. Они сказали, что подумают, вот до сих пор и думают:)

Мы не успели собрать и раскрутить сервис к сезону ЕГЭ, и до следующего ждать мы не стали и пошли сразу дальше.

Результаты:

  • Сделали сайт
  • Засветились на телике
  • Заработали 0р
  • Научились делать приличные сайты

Честно говоря, я даже не расстроился отсутствию фин. результатов, хотя и сил и времени потрачено много.

Вывод 1: Всегда лучше что то делать, чем не делать, т.к любая деятельность может привести к очень неожиданным ситуациям и результатам. Меньше всего мы планировали рекламироваться на ТВ и обсуждать тройняшек с Мосфильмом.

Вывод 2: Вывод 2: В некоторых нишах, опоздание даже на несколько дней может быть фатальным. Мы почему то проигнорировали этот фактор. Но даже в таком случае выход возможен, просто мы его не видели. Сегодня я бы расширил проект под другие виды экзаменов: водительские права, TOEFL и т.п

Вывод 3: Ищи баланс интересного и профитного. Лучше всего найти вдохновение и поставить себя в зависимое от денег положение. Я всегда отдавал приоритет интересному, а не профитному и поэтому любой результат для меня был достаточным. Теперь я ищу баланс. Материальные и бытовые потребности растут и мои результаты вместе с ними.

3. Социальная сеть Verdict.me

Навыков и амбиций уже хватило чтобы решиться на создание собственной социальности.сети. Тогда это было актуально.

Мне показалось очень интересным узнать реальное мнение людей о себе и других. Так и возникла идея сети verdict.me - место где каждый мог высказать свое мнение о каждом, рассказать историю и поставить оценки, не боясь испортить отношения. Пользователь же получал очень жесткую порцию обратной связи. А человек со стороны мог изучить профиль пользователя и узнать о человеке многое.

Кто играл в “черный/золотой стул”? Выбираешь стул, и в зависимости от выбранного цвета, говорят о тебе хорошее или плохой.

Урезанная версия  из https://web.archive.org/web/20111014233753/http://verdict.me/ 

Я продал эту идею моему другу и мы пошли пилить сайт.

Долгие месяцы разработки и запускаем бетку. С функциями добавления друзей, ленты новостей, рейтингами, характеристиками, анонимными и публичными мнениями, историями. Вообщем достаточно жирный, с точки зрения функционала.

Друзьям вроде было прикольно первое время, и даже кто то активно пользовался, линковали ссылки на свои профили, периодически заходили, смотрели новости, изучали профили знакомых.

Далее стало очевидно, что пора запускать рекламу и смотреть что будет. К слову, навыков рекламы у нас не было, поэтому использовали старый добрый спам в комментариях и на стенах вк.

На удивление, метрика зафиксировала большое количество переходов (500-1000), но к сожалению всего несколько регистраций.

Мы пришли к выводу что или регистрация слишком сложная, или концепт непонятен. Тогда как раз появился виджет “авторизация через вк”, который мог бы быть отличным решением, но вся механика сервиса была тесно завязана именно на процессе регистрации. Переделывать проект сил не было, но мы продолжали ходить по стартап-тусовкам и презентовать проект.

Инвесторы сильно не спешили давать нам деньги, хотя интересанты были. Вообщем отложили в долгий ящик, пока что-нибудь не измениться.

Результаты:

  • Заработано 0 рублей
  • Навыки разработки импрувед
  • Парочку полезных контактов с стартап-тусовок
  • Повеселили друзей
  • Первый опыт публичных выступлений и общение с инвесторами

Главный инсайт:

  • ТОЛЬКО MVP! Никогда не делайте проект на чистовую, одна ошибка в фундаменте может очень усложнить развитие проекта. В стартапе любая сложность может стать последней=).Например можно было сделать типа ask.fm с минимум функций, где люди просто пишут мнение и все.

4. “Пойдем вместе” на дно с бизнес планом

На этих стартап тусовках мы нашли единомышленника - мужика, умеющего упаковывать сложные идеи просто, но ему не хватало технического ресурса, чтобы реализовать проект. Более того он пришел на стартап тусовку - “продать идею”. Это было странно, особенно если считать, что он со сцены ее всем и рассказал.

Он презентовал проект “Пойдем вместе! поиск единомышленников сходить куда нибудь вместе”.

Нам так понравился презентация его проекта, что мы предложили делать его совместно.

Мы активно ходили на тусовки, общались с инвесторами, искали ангелов среди знакомых и тд. В этот раз у нас был MVP. Одностраничный сайт и прикрученной стеной ВК, там люди писали куда хотят пойти и даже находили единомышленников.

Позже мы прикрутили туда рефералку купонов, и по ним были какие то продажи. Это нас выгодно отличало на фоне “сырых” стартапов. Нами начали интересоваться инвесторы. Запрашивали бизнес план и сумму инвестиции.

Наш первый бизнес-план выглядел примерно так:

  • 100к на приложение Андроид
  • 100к на приложение ИОС
  • 200к на сайт
  • 100к на продвижение приложений
  • 100к на продвижение сайта
  • 100к непредвиденные расходы

Итого нам нужно 700к.

Когда инвесторы слышали цифру 700к, то сразу теряли интерес. Для нас это было неожиданно, т.к наши запросы были очень скромны по сравнению с другими стартаперами, мы даже не просили себе зарплат.

Благо один из потенциальных инвесторов развеял наше негодование фразой “я бы вложился в ваш проект, если бы вы не просили так МАЛО!”. Позже он пояснил, что такие маленькие суммы говорят о том, что план сырой и многое не учтено. Как в воду глядел.

Мы серьезно взялись за бизнес-план, и новая амбциозная версия плана предполагала 3 млн инвестиций. На этом фоне активность инвесторов выросла, и начались плотные переговоры с изучением бизнес плана.

Мы поплыли, когда начались вопросы типа:

  • А сколько менеджеров у вас будет в штате?
  • Какой у них план продаж и мотивация?
  • А что если бухгалтера наймете на месяц позже?
  • Покажите стресс тесты вашего бизнес плана?
  • А откуда вы взяли такую конверсию в продажи?”
  • ит.д

Естественно наш план v2 не предполагал на них ответы.

Каждая новая пачка вопросов полностью меняла бизнес план и сумму необходимых инвестиций, а с ним срок окупаемости и привлекательность проекта. Нам пришлось придумывать новые способы монетизации.

К слову, самый удачный вариант - привлечение развлекательных заведений со специальными скидками для наших пользователей. Любому заведению выгодно чтобы к ним приходили группы людей.

Мы взяли тайм-аут на реализацию еще обновленного бизнес плана, где будет учтено все. За это время инвесторы потеряли интерес к проекту. Их можно понять, ведь прошло уже полгода с первых обращений.

И вот сотая версия бизнес плана готова, в нем мы насчитали 7 млн необходимых инвестиций с выходом на безубыточность через 2 года, а окупаемость через 5. Несколько инвесторов запросили бизнес план и пропали на пару недель.

Сил и веры уже было катастрофически мало, а молчание вызывало смешанные эмоции. То ли бизнес план так хорош, что нет вопросов. То ли полная потеря интереса к проекту. Наконец молчание прервано:

- “А что там у вас по налогам?”

Налоги мы не посчитали… и все по новой. Новый бизнес планы, новые вопросы..конец.

Итак главные выводы:

  • Инвестор - не лох
  • Деньги найти реально, но придется много ходить по стартап тусовкам и потеть с бизнес планом.
  • В бизнес плане самое сложное получить основные цифры и защитить их перед инвестором. Например конверсию во встречи мы взяли у Мамбы (сайт знакомств), у них был сервис совместных мероприятий, мы вышли на контакт с директором, чтобы узнать конверсию в реальные встречи и походы.
  • Для большинства проектов инвестиции не нужны, их можно и нужно развивать своими силами.

Можно сказать на этих проектах мы закончили детский сад бизнеса, и дальше нас ждет школа с первым миллионами, судом с ИКЕА и дауншифтингом в Тайланд.

P.S Все проекты мы делали с моим другом и партнером, его вклад сложно переоценить. Многие выводы могут показаться примитивными, но каждый нам стоил тысячи строк кода, сотни часов переговоров и десятки похороненных проектов.

Надеюсь вам было интересно и полезно, в любом случае рад любой обратной связи. Буду ее учитывать в следующих постах.

Выберите какие истории, вам было бы интересно почитать дальше:
Как мы перекрутили наш сервис доставки "ДоставкаИКЕА" и обогнали ИКЕЮ в выдаче Яндекса, за что получили судебный иск на 480 млн рублей
Как мы открыли страховое агенство и прогорели, а через несколько лет продались дочке “банки.ру”
Как мы арендовали лофт в центре Москвы для организации мероприятий и провели корпоратив Тинькова
Как мы стали стали лучшими дилерами России и заработали первые миллионы на продаже зонтов для кафе ресторанов с изначальными вложениями в 30т.р
Неудачная иммиграция в Австрию, и успешный кейс переезда в Италию
Маркетинговое агентство - или как довести себя до нервного срыва и закрыть бизнес
Как мы запустили курсы по бизнесу, заработали, а потом сильно прогорели на втором запуске
Как мы экстренно запустили ремонтный бизнес с нуля, чтобы бы выжить во время COVID и превратили его в полноценный
Как мы входим с двух ног в строительный бизнес в режиме реального времени
Как мы трудоустраивали учителей английского в Китай, но вместо этого посадили нашего партнера в тюрягу, а клиенты чудом спаслись 
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Мой телеграмм канал о текущем проекте, подписывайтесь, буду обозревать прогресс проекта, технологии строительства и бизнес.

0
174 комментария
Написать комментарий...
Алиновский Олег

Очень интересно! Жду продолжения

Ответить
Развернуть ветку
Alexnadr
Автор

Спасибо, уже пишется:)

Ответить
Развернуть ветку
171 комментарий
Раскрывать всегда