Как мы обогнали Ikea в поисковой выдаче и получили иск на 480 млн рублей из Нидерландского филиала. Часть 1

Всем привет. В первом посте 30 правил, которые я собрал, похоронив 30 бизнесов я рассказывал о нашем неоднозначном старте предпринимательской карьеры. Теперь хочу рассказать о следующем интересном кейсе.
Речь пойдет о сервисе доставки мебели ИКЕА в регионы — Dostavkaikea.ru

Как родилась идея

В бородатом 2010 году в большинстве регионов России не было магазинов IKEA, а все локальные мебельщики предлагали дорогую и некачественную продукцию.

Артур — наш будущий партнер, переехав в Москву, получал запросы «на покупку и отправку товаров из ИКЕА » от своих знакомых с Дальнего Востока. Так и зародилась идея создать сервис по доставке мебели ИКЕА в регионы.

Первыми клиентами, как и полагается, были знакомые. Кто для себя, а кто для перепродажи в своем магазине с наценкой 100%. Очевидно, что услуга может быть востребована во всей РФ

Артур, когда возникает идея, первым делом покупает домен. Поэтому началом истории можно считать именно покупку домена «Dostavkaikea.ru» в 2011 г.

Домен куплен, можно и сайт рисовать. Будучи дизайнером он легко справился с этой задачей. По мне так сайт получился очень стильным, тем более для дремучего 2011 года. Зацените

Как удачное название позволило обогнать ИКЕЮ

В интернете ниша была почти свободна от конкурентов, а удачный подбор домена начал приносить SEO трафик со всех запросов типа: «Доставка+Икеа».

Сайт отвечал на запрос пользователя лучше, чем официальный сайт ИКЕА, а домен и услуга полностью соответствовали поисковым ключам. Таким образом сайт начал обгонять официальный сайт по некоторым поисковым запросам.

Заказы начали поступать с завидным постоянством, но основная работа Артура не позволяла обрабатывать клиентов и выполнять заказы. У нас же с другом было полно времени, универ мы бросили, а вся остальная деятельность была далека от реальных денег. Так что мы с радостью приняли предложения запрыгнуть в этот проект.

Бизнес процесс выглядит примерно так: клиент присылает на почту список товаров которые ему нужны, в ответ получает расчет стоимости товара + услуги сбора и отправки. Если цена его устраивает отправляет всю сумму прямо на карту. До сих пор удивляюсь, как люди на это шли.

Далее едем в ИКЕЮ, собираем все по списку и заодно весь картон, который бесхозно валяется в магазине. Он необходим для двойной упаковки. Ведь в случае повреждения, будет проблематично вернуть товар в дальние регионы. После сборки и дополнительной упаковки всех товаров вызывали грузовое такси и отправляли мебель в транспортную компанию, а далее на адрес заказчика.

Покупка и развитие бизнеса

Мы прошли этот цикл несколько раз, и загорелись идеями развития этого бизнеса. Например: растолкать сайт по SEO, сделать субдомены для всех регионов, подключить различные системы лояльности типа кэшбэка ИКЕА, сделать удобную форму-заказ с калькуляцией и парсингом каталога.

Вот наше первое нововведение, форма с парсером каталога

Автору развивать проект было не интересно, ему хватало парочки постоянных b2b клиентов, которые он наработал.Он предложил нам полностью выкупить проект, и мы сошлись на сумме в 160т.р за домен+сайт. Это были большие, но посильные для нас деньги.

И вот некоторое время спустя, мы счастливые обладатели этого бизнеса.

Вообще 2012 год был богат на события: мы ушли из универа, купили этот бизнес, открыли страховой офис на Беляево, я устроился на работу СЕОшником.

Но больше всего этот год запомнился другим..

Когда новости действительно актуальные

Сижу на работе в офисе, решаю какие то рядовые задачи, захожу на mail.ru, чтобы проверить почту и вижу новостной ленте:

майл.ру с ссылкой на РБК (скрин не оригинал) 

Это был наш свежекупленый проект. Буквально пару дней как мы закончили сделку и переоформили домен на меня.

Работать я конечно в этот день уже не мог, дождавшись обеда, я уехал к партнеру обкашлять, так сказать, ситуацию.

Масштаб происходящего сложно помещался в мою голову: с одной стороны было приятно увидеть свой бизнес на в статье на РБК, с другой стороны что делать — неизвестно.

Изучив претензию, стало понятно, что ИКЕА требует передать права на использования нашего домена, аргументируя это тем, что мы наносим колоссальный ущерб бренду, на секундочку, стоимость которого 9 млрд $. Этот ущерб они оценили в 5 млн.р за каждое употребление слово ИКЕА на нашем сайте.

Вообщем я словил смешанный чувства, с одной стороны ужас и трепет, с другой:

К слову, за неделю до претензии я хорошенько проспамил сайт сеошными текстами типа «Доставка Икеа + все крупные города России». В общей сложности было 96 употребление слов Икеа на сайте. ИТОГО к оплате 480 000 000 ру, .480 млн КАРЛ! истерика…

Абсурд этой ситуации можно сравнить только с уличным ограблением, где вместо ножа или пистолета вам к виску подставляют гранатомет. В такой ситуации даже страх вторичен.

Итак перед нами два варианта: отказаться от домена в пользу ИКЕА или нарваться на судебные разборки.

Повестка в суд и первое слушание

Слабоумие и отвага взяли вверх, и мы ответили отказом на их предложение отдать домен. Принять это нелегкое решение нам помогла наша же нищета. Мне 19 лет, ни квартиры ни машины нету, отбирать нечего, а худшее что могло произойти это удержание до 50% от зарплаты до погашения судебного долга. Я смекнул, что могу устроиться в наше же страховое ООО и выплачивать себе минимальную зарплату в 6 т.р, и так всю жизнь отдавать по 3 тыс/р в месяц в пользу Икеа. А если эту ответственность разделить на 2 партнеров, то полторашка с лица в месяц уже посильно.

Несмотря на то, что собственником домена был я, ответчиком в деле был вызван первый владелец домена — Артур Тигров. Его и вызвали в суд вместе с регистратором домена. Он оказывается, не меньше нашего виноват, что продал столь ценный домен.

Встать суд идет!

Судья знакомиться с делом и сторонами. С нашей стороны улыбчиво отмечает беззащитного Артура, который храбро пришел защищать свои права без адвоката. Сторону ИКЕА представлял юрист Нидерландского филиала и к всеобщему удивлению, в суд вызвали арендодателя регистратора, вместо самого регистратора, то есть просто собственника помещения, которое сдавал Reg.ru

Пару неловких вопросов судьи и всем стало очевидно, что в таком составе суд продолжаться не может. Арендодатель просто не понимает как и главное зачем его вызвали в суд. Абсурд происходящего вынуждает судью закатить глаза и перенести слушание.

Это конечно не победа, но и не порадоваться нельзя, когда твой оппонент так смачно облажался)

Икеа отреагировала на это фиаско довольно радикально, на следующее слушании присутствовали уже 11 юристов компании…

Между этими слушаниями у нас была возможность подумать о следующем:

Почему именно Нидерландский филиал подал в суд? Почему они решили закошмарить горе-предпринимателей? Почему русская ИКЕА была не в курсе о происходящем?

В следующем посте расскажу как мы боролись с этой футбольной командой юристов и размотали клубок загадок этой истории.

Мой телеграмм канал о текущем проекте, подписывайтесь, буду обозревать прогресс проекта, технологии строительства и бизнес.

0
91 комментарий
Написать комментарий...
Sergio Mekeda

Домен заберут однозначно. Нельзя использовать название ТЗ в домене. Эпл такие домены пачками забирает. 
 
Насчет ущерба. Его надо будет еще доказать. А если учесть, что вы продавали их продукцию, а не контрафакт или свою, то тут будут у юристов Икеи сложности. 

Я бы вам посоветовал взять домен нейтральный типа dostavka-bystro.ru и склеить его с существующим. Пока суды пройдут гляди все склеиться и будет новый домен не хуже прежнего ранжироваться. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexnadr
Автор

С юридической точки зрения почти любой малый бизнес РФ находиться в серой зоне и всегда нарушает какой то важный закон. Те же сотрудники с черными зп, оптимизация налогов так называемая и тд. Очень сложно на минимуме денег и опыте сделать еще и все законно. В нашем случае продукт был нужен людям, ИКЕИ и выгоден нам. Экологичность, полезность и 3win вот что должно быть в приоритете особенно на старте. 

Ответить
Развернуть ветку
88 комментариев
Раскрывать всегда