{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы ведём базу знаний для бизнес-аналитиков: поиск, отбор и создание контента

Всем привет. Меня зовут Тирайр, я ведущий процессный аналитик в Спортмастер Лаб и менеджер проекта Со-Общество - базы знаний в Telegram, которая регулярно наполняется полезными материалами из области бизнес-анализа, цифровых технологий и менеджмента. В статье я расскажу об управлении и развитии базы с точки зрения контента: о типах полезных материалов, способах их поиска и отбора, а также о нашем опыте создания уникального контента.

О проекте

Со-Общество – это база знаний, которая должна способствовать профессиональному развитию наших аналитиков. Лидерам технологических блоков Спортмастера важно, чтобы их сотрудники прокачивали знания и насмотренность, не ограничиваясь лишь опытом компании. Для этого мы регулярно отбираем из множества источников релевантный контент и публикуем его в канал, создавая таким образом единое пространство с полезными материалами. Изначально канал создавался для бизнес-аналитиков Спортмастера, но по ходу развития мы решили сделать его публичным и доступным для всех.

Искать материалы в канале можно не только через встроенный поиск Telegram, но и при помощи списка хештегов, которыми мы маркируем контент, облегчая пользователям навигацию по выбранным направлениям. Это особенно полезно молодым специалистам, которые еще не до конца знакомы с предметной областью нового направления.

Комфортная среда

Выделять время на саморазвитие удается не часто. Иногда оно появляется ближе к концу дня, когда сил на освоение хардового материала осталось мало. Половина наших активных пользователей просматривает ленту примерно раз в два дня. Если в канале будет больше 7–9 непрочитанных сообщений, то с высокой вероятностью их могут смахнуть в сторону или сохранить что-то в избранном, где материалы часто копятся и со временем превращаются в гору непрочитанного. Это расстраивает, потому что создается боязнь упустить важное.

Для создания более комфортной среды мы ограничиваемся 4 публикациями в день, где в среднем 2 поста содержат статью. Свободные слоты заполняются легким контентом в виде заметок или мемов. В подобных условиях мы вынуждены отбирать контент тщательней, потому что релевантных материалов гораздо больше. С другой стороны, повышается качество материалов.

Контент

Основная часть рабочего процесса команды заключается в отборе и публикации материалов. Наша команда выделяет для себя два типа контента:

  • Агрегированный – готовый материал с других площадок: авторские каналы, блоги компаний, российские и зарубежные сайты, ленты экспертов в социальных сетях.
  • Уникальный – материал, который был создан силами или при участии команды: статьи, интервью, онлайн-трансляции, подкасты, митапы, авторские заметки.

У каждого из этих типов контента есть интересные моменты, которыми хотелось бы поделиться.

Агрегация готовых материалов

На старте задача агрегации казалась довольно простой: набрать кучу каналов в Telegram и пылесосить оттуда самое полезное. На деле все оказалось немного сложнее.

Агрегируемые материалы нужно дополнять анонсом, чтобы читатели могли оценить, насколько им подходит контент. В анонс мы включаем:

  • Автор и/или компания
  • Ключевые тезисы
  • Для кого написана статьи и/или кому может быть полезна

Далеко не всегда ответы на эти вопросы лежат в заголовке или превью. Иногда с порога материал можно воспринять так, будто он для аналитиков, а по факту он для программистов. Если читатель наткнется на такой материал, то за пару кликов и беглый просмотр он поймёт, что контент ему не подходит. Минимум боли, но неприятно.

Составление анонсов требует времени и сил, если отбором материалов занимается человек, не умеющий в скорочтение и копирайтинг. Чтобы написать адекватный анонс, материал надо как минимум прочесть. Проблем нет, если компания дает ресурс и в штате появится тот самый несчастный, который ежедневно по несколько часов будет тратить на чтение контента и подготовку анонса. У нас таких ресурсов нет, так что мы решили эту проблему другими способами.

Мы выделили «проверенные» каналы, которые создают уникальный контент или так же пылесосят сторонние материалы к себе в ленту. Если материал выходит в проверенном канале, значит, контент подходит и можно позволить себе потратить меньше времени, ознакомившись с ним бегло. Это серьезно экономит время и энергию. С чтением материала частично разобрались, теперь на очереди составление анонса.

Согласно контент-плану, в канале ежедневно выходит по 4 публикации. Из них, в среднем, 2 поста – это материал, к которому нужен анонс. Если вам знакома проблема чистого листа и, бонусом, вы являетесь обладателем какого-нибудь ОКР’чика, то высока вероятность увязнуть на неприлично долгое время в задаче, суть которой заключается в составлении 5–7 предложений.

Для этой задачи отлично подходит ChatPDF. Нейросеть сама выдает краткое описание материала и предлагает список вопросов, которые с высокой вероятностью будет интересно задать читателю. Мы составили шаблон промта, который выдает нам анонс в удобном для нас формате. Небольшой минус данного подхода в том, что приходится подписываться на monkey job: текст статьи копируется в Word, сохраняется в PDF, загружается в нейронку. Остается лишь немного подкорректировать ее ответ. Но с этим можно жить. Удобно, весело, молодёжно.

Пример составления анонса при помощи ChatPDF
Пост в результате доработки анонса

Ценный контент – редкий контент

Мы заметили, что источником большинства материалов являются одни и те же площадки. Создается впечатление, что мы приносим нашим читателям то, что у них и так лежит под носом. Не круто. Агрегация по-прежнему сохраняет определенную ценность за счет отбора самого актуального, но все же это стало для нас поводом прокачаться. Мы решили найти менее популяризированные источники, отобрав множество российских и иностранных сайтов с релевантными материалами. Если контент сайта на английском, то его можно перевести при помощи нейросети и залить в блог вроде Telegra.ph, оставив ссылку на оригинал и информацию о способе перевода.

Еще один дополнительный источник контента – это страницы экспертов в LinkedIn и Facebook. Лидеры мнений часто пишут у себя в ленте интересные заметки, делятся полезными ссылками и рекомендуют литературу. Нам подходит.

Скоро мы поставим прокаченный подход к агрегации на регулярные рельсы, соберем аналитику и оценим, насколько он оправдывает себя. Результаты оформим в очередной статье и обязательно с вами поделимся.

Уникальный контент

Для нас уникальный контент – это опыт, который удалось перенести в один из подходящих форматов: заметка, статья, вебинар, митап, онлайн-трансляция. Это может быть опыт как сторонних специалистов, так и наш лично.

Кроме опыта и драгоценного времени на подготовку контента автору потребуется вдохновение и навык структурированно, последовательно и ясно формулировать свои мысли и переносить их «на бумагу».

Круто, если вам или вашим коллегам удается делиться опытом в публичном пространстве. Формализация и презентация своих трудов приносит пользу автору и его руководителю: первый прокладывает путь к экспертизе, а второй может рассчитывать на усиление команды.

Уникальный контент на основе личного опыта

Регулярно писать статьи нашей команде пока не удается. Самим поделиться опытом на камеру кажется проще, поэтому мы решили попробовать аналогичный формат – онлайн-трансляции. Весомый плюс формата в том, что контент создается силами всей команды.

Для подготовки трансляции нужно определить:

  • тему и время
  • роли (спикеры, гости, администраторы чата с комментариями)
  • программу и тайминг
  • площадку (мы выбрали Telegram)

Важно разобраться в технических требованиях и ограничениях: микрофоны, камеры, демонстрация экрана, права и доступы участников мероприятия, запись. Помимо этого, есть множество материалов о том, как вести подобные мероприятия с точки зрения фасилитации: представлять участников, давать вступительное слово, следить за таймингом и так далее. Рекомендую обязательно с ними ознакомиться, если собираетесь использовать подобный формат. Нам очень помогли тестовые прогоны. Они не спасут от всех факапов, но значительно прибавят уверенности членам команды.

Первые трансляции были на тему применения текстовых нейросетей для решения задач бизнес-аналитика. В первом эфире мы дали общую информацию по нейронкам и промтингу, а также обсудили возможные области применения. Второй эфир провели в формате воркшопа, где совместно с одной из наших коллег пробовали составить запрос для генерации текстового и голосового контента презентации.

Трансляция с общей информацией по нейронкам, промтингу и возможными областями применения
Трансляция воркшопа: составляем запрос для генерации текстового и голосового контента презентации

На сегодняшний день подготовка трансляций стала для нас регулярной активностью, и мы продолжаем проработку новых тем. В качестве альтернативного подхода мы решили привлечь к последующим трансляциям экспертов, которые готовы поделиться своим опытом. Сам формат вызывает у респондентов интерес, так что с точки зрения их мотивации подход довольно перспективный. Немаловажную роль играет подготовка и обеспечение площадки с вашей стороны, т. е. вы в каком-то смысле будете выступать в качестве «открытого микрофона».

Уникальный контент на основе стороннего опыта

Очевидно, что за чужим опытом, в первую очередь, можно пойти к коллегам из Спортмастера. Нам удалось в моменте вдохновить аналитиков нашего департамента на написание статей, но с момента мотивации до выхода материала занимает довольно много времени.

В поиске альтернативных вариантов мы решили упростить процесс и попробовать формат коротких текстовых интервью. Для этого подхода потребуется определить:

  • тематику и наиболее интересные вопросы по ней
  • респондента с достаточным уровнем экспертизы

Подход «вопрос-ответ» легко переформатировать в готовый контент. Сегодня мы пытаемся ограничиться 4–7 вопросами по одной тематике, чтобы не превращать контент в простыню. С одной стороны, нам необходимо набраться опыта и нащупать все подводные камни, а с другой – запустить простой и регулярный процесс генерации уникального контента.

Еще один интересный и перспективный подход — ходить к экспертам и топ-менеджерам за заметками. Подобрав респондентов, можно получить источник контента с инсайтами или рекомендациями книг, например. Неплохая история, если вам удастся наладить контакт с яркими представителями в вашей компании. Давите на личный бренд! :D

Может сложиться впечатление, что мы погрузились в журналистику. С другой стороны, почему бы и нет? Интервьюирование и намерение раскрыть заказчика не чуждые задачи для бизнес-аналитиков. Так что будем считать, что пока всё относительно на своих местах и мы не сильно выходим за рамки своей профессиональной области.

Заключение

Оценить востребованность контента просто, если у вас меньше 500 читателей: по количеству просмотров за час/сутки/неделю можно делать выводы. Если сомневаетесь, то количественные/качественные опросы помогут закрепить гипотезу и убедиться, что вы двигаетесь в правильном направлении.

Наша база знаний способствует развитию аналитиков, регулярно доставляя полезные материалы в умеренном объеме. При создании уникального контента удается мотивировать наших коллег делиться своим опытом и, тем самым, растить экспертов.

Скоро мы реализуем наши новые идеи по агрегации и созданию контента, привлечем больше читателей и внедрим инструменты для сбора аналитики. Оставляйте свои комментарии к материалу и следите за нашим проектом в канале Со-Общество.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда