{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Сегодня поговорим про дизайн работ и вовлеченность сотрудников

Что такое дизайн работ и зачем этим заниматься сейчас? Дизайн работ — это группа моделей управления людьми. Дизайн — это про то, как руководитель организует рабочий процесс, как его развивает и какие установки (убеждения) лежат в основе этого проектирования.

Заниматься дизайном работ бывает не просто, особенно, когда руководителю люди не очень интересны, и он думает, что управляет на самом деле системой (например, экономической), а не людьми. Тогда для него люди проблема, а не источник решения, влияние которой надо ограничить. Но, если для руководителя его люди являются источником успеха, то искусство дизайна работ становится мощным подходом для достижения хороших и устойчивых результатов.

Я надеюсь, что многие руководители столкнулись со значимостью дизайна работ в тот момент, как пришлось переходить на режим удаленной работы. Именно его параметры в значительной степени изменились.

Что за параметры? Одна из наиболее интересных моделей была создана лет 50 назад Ричардом Хакманом и Грегом Олдхамом. В ней указаны 5 параметров дизайна работ, которые создают необходимое психологическое состояние сотрудника, которое позволяет ему действовать в рабочей обстановке эффективно, с удовольствием и вовлеченностью.

Ключевые параметры организации деятельности в ней следующие:

Разнообразие навыков: в какой мере задача требует от сотрудника развития различных навыков и умений.

Идентификация задачи: это степень, в которой определены начало и конец задачи и ее контекст, какие используются ресурсы на входе, и как используется результат деятельность сотрудника.

Значимость задачи: этот параметр касается того, как результат работы сотрудника влияет на других людей.

Эти три параметра способны вызывать у сотрудника ощущения смысла собственной деятельности.

Например, когда моя деятельность требует от меня развития, когда я понимаю, в каком контексте поставлены мои задачи и я вижу, как влияют результаты моих усилий на жизнь компании, ее клиентов, тогда уровень смысла высвобождает большое количество энергии, которую я потрачу на продуктивную работу с полным вовлечением. НО! Если параметры деятельности противоречат потребностям сотрудника, то он испытает стресс и демотивацию. Результаты работы такого сотрудника будут низкие, и это результат взаимодействия человека и дизайна работ.

Автономия: степень свободы и независимости сотрудника в принятии решений, выбора метода работы и планирования. Насколько сотрудник должен следовать инструкциям.

Чем больше автономия, тем больше человек испытывает личную ответственность, что создает мощный мотивационный потенциал. Баланс инструкций и автономии для каждого сотрудника индивидуальный, и чрезмерная автономия может вызвать избегание ответственности и попытки прикрываться инструкциями от новых задач.

Обратная связь: насыщенность ясной, конкретной, подробной, действенной информации об эффективности выполнения сотрудником своей работы.

Достаточный уровень обратной связи создает у сотрудника знание об актуальном результате деятельности.

Пять характеристик создают три критических психологических состояния: переживаемый смысл собственной деятельности, переживаемая ответственность за результаты деятельности и актуальное знание о результатах деятельности.

Именно эти состояния обеспечивают продуктивность, вовлеченность в работу и удовлетворенность работой.

За последние 50 лет задача дизайна работ не сильно изменилась. Она в том, чтобы создать ту среду, в которой у сотрудника будет высокий мотивационный потенциал. И поддерживать его. Это и есть работа с мотивацией, и она значительно отличается от стимулирования, когда мы, например, стремимся управлять мотивацией через деньги.

Ссылаясь на мотивацию, важно в дизайне работ учитывать еще три начальных условия:

Насколько сотрудник стремится к развитию?Как он относится к неопределенности?Насколько сотрудник готов к задаче с точки зрения знаний и квалификации?

Но на эффективность дизайна работ влияют и контекстуальные параметры: удовлетворенность оплатой, гарантии занятости, стиль поведения руководителя, психологическая атмосфера в компании.

Если контекстуальные не удовлетворены, то изменения в дизайне работ могут вызвать обратный эффект. Например, при управлении мотиваций через дизайн работ, когда потребности сотрудника под угрозой (оплата труда ниже рынка). Работа с мотивацией сотрудников — это постоянный поиск баланса между сотрудниками и процессом организации их работы.

Удачно спроектированный дизайн работ влияет на вовлеченность сотрудников и удовлетворенность работой, но также является базой для развития сотрудников. Хорошо, когда именно цель дизайна работ направляет активность по обучению и развитию, процесс оценки и диагностики сотрудников.

Как начать? Первым шагом может быть сессия по проектированию дизайна работ, которая начинается с анализа деятельности и переходит к проектированию настроек параметров дизайна работ. Эта работа проходит эффективно при поддержке хорошего фасилитатора, который понимает, как создавать сценарии сессий дизайна работ и разработает правильную последовательность этапов. Чаще всего это нестандартная работа.

А теперь разберем несколько вредных советов:

Как убить надежду у сотрудников? Проводим для сотрудников обучение, тем самым расширяя их диапазон навыков, а потом не меняем дизайн работ. Пару раз так сделать, и сотрудник начнет искать новое место применения новых навыков, или перестанет доверять компании. Еще можно просто постоянно менять представление о результате деятельности и планы, обещать новую ответственность, но не давать ее, ссылаясь на внешние изменения.

Как истощить ресурсы сотрудника? Повышаем автономию сотрудников и снижаем уровень обратной связи. Что-то вроде: “Теперь мы будем экспериментировать, я не знаю, что именно делать, ты пробуй, а за каждую ошибку я буду тебя наказывать или не принимать ни одной твоей идеи”. Звучит странно, но так делают. Кстати, далеко не всегда осознано.

Как создать неэффективного сотрудника? Берем квалифицированного сотрудника и понижаем значимость его задач, постоянно предлагая ему выполнение рутинных операций с высоким уровнем микроменеджмента.

Сколько еще мимодумных паттернов в управлении людьми, которые мешают проявлять сотрудникам свои лучшие качества? Вероятно это число довольно велико. И если вы осознанно не занимаетесь дизайном работ, скорее всего им занимаются эти самые автоматические паттерны, привычки и традиции.

А как Вы управляете мотивационным потенциалом своих сотрудников?

0
2 комментария
Я МАК НАСТАВНИК

Дизайн работ... Это как структура? Архитектура? Корпоративный алгоритм механизма создания продукта? Уникальные правила трудового распорядка? Что такое ДИЗАЙН РАБОТ простым языком?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Елисеенко
Автор

Прямого перевода нет. Ближе всего проектирование, продумывание того, как организована работа. И постоянный процесс переосмысления и перепроектирования организаторских решений в зависимости о того, как люди реагируют. Цель простая: производительность труда, вовлеченность персонала и удовлетворенность работой. Что и дает мотивацию на работу. Когда работа, как машина в которой приятно находится, и не хочется из нее вылезать, а только ездить и не уставать.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда