BIMAC. PRO
6

Роли и функции e-Commerce-команды на старте интернет-магазина

В предыдущей статье "Команда минимум для запуска нового e-Commerce-бизнеса" рассмотрели необходимые профессиональные навыки Руководителя e-Commerce. Руководитель проекта - это главная роль и основные функции руководителя всегда связаны с планированием и координацией работы специалистов: стратегическое планирование, поэтапное планирование проекта, расчет бюджета проекта, риск-менеджмент, подбор новых специалистов в команду, мотивация сотрудников, распределение задач, контроль сроков исполнения этих задач, очень часто написание регламентов работы. С этими задачами может также справиться менеджер проекта или менеджер продукта, при наличие организаторских навыков. Очень редко в новых проектах Руководитель e-Commerce занимается только планированием, анализом выполнения KPIs и координированием работы, чаще руководитель является специалистом в области интернет-маркетинга и/или управлении проектами/продуктами. Поэтому для Руководителя e-Commerce гораздо важнее иметь широкий профессиональный кругозор и опыт работы и запуска новых интернет-проектов. И лучше если опыт был отрицательным, поскольку самое лучшее обучение для Руководителя происходит на сложных проектах, когда отсутствует бюджет проекта или он недостаточный, при сложных внутренних коммуникациях внутри бизнеса и отсутствии у руководителей компании понимания интернет-бизнеса. В таких некачественных и ограничивающих условиях запустить проект сложно, а запущенный интернет-проект это всегда личная победа Руководителя e-Commerce. Рассмотрим другие роли.Конечно без программиста на интернет-проекте невозможно обойтись, если только эту роль не берет на себя Руководитель e-Commerce или проект настолько небольшой, что его можно запустить на конструкторе сайта. Для пробных продаж и небольшого количества SKU конструктор сайта хороший вариант: вы создаете на конструкторе с минимальными вложениями MVP интернет-магазина, привязываете домен и хостинг, загружаете товары, подключаете необходимые сервисы оплаты и доставки, настраиваете SEO и начинаете продвижение через контекстную и таргетированную рекламу, таким образом, запускаете онлайн-продажи максимум за неделю. Еще более простой и относительно быстрый вариант запуска онлайн-продаж через сторонние онлайн-площадки (маркетплейсы) без собственного интернет-магазина. Если площадка готова провести регистрацию и верификацию и импорт каталога в течение суток, то сегодня отправив заявку на подключение, завтра продаете свои товары онлайн. Именно поэтому важно понимать на начальном этапе до запуска работ, какие цели у бизнеса: запустить онлайн-продажи своих товаров или услуг с собственной площадки или решить задачу быстрого запуска онлайн-продаж. И в том и в том случае есть свои плюсы и минусы, но эффективно работать можно в любом из вариантов, и лучше когда оба варианта работают. e-Commerce - это не интернет-магазин, это в первую очередь стратегия онлайн-продаж, интернет-магазин, аккаунт в соц.сети или маркетплейс - это всего лишь инструменты работы.От стратегии онлайн-продаж в том числе зависит подбор ключевых сотрудников: в каких-то случаях программист необходим в штате e-Commerce, в каких-то лучше взять подрядную компанию, а в каких-то достаточно периодически привлекать программиста на фрилансе. Подбор программиста также сильно зависит от ИТ-инфраструктуры бизнеса (если она есть), компетенций Руководителя e-Commerce, пожеланий руководителей бизнеса (очень частая история принудительного навязывания подрядной компании, несоответствующей по компетенциям и задачам e-Commerce) и выбора инструмента интернет-продаж (даже коробочные решения очень разные и для одних решений легко найти квалифицированного специалиста, а для другого невозможно).После того как согласован план работ, написаны требования к сайту интернет-магазина, согласован бюджет на разработку интернет-проекта до старта и т.д. Необходимо привлечь интернет-маркетолога для анализа потенциала рынка, целевой аудитории, конкурентных преимуществ ассортимента товаров/услуг и самого интернет-магазина и другое. Все расчеты войдут в финансовую модель, которая, как правило, строится по нескольким сценариям: негативный, позитивный и оптимальный. В финансовую модель закладываются риски Руководителем e-Commerce и после согласования бюджета проекта на рекламные расходы на запуск и до выхода проекта на безубыточность, начинаются работы по разработке сайта интернет-магазина. Почему именно так? Потому что 95% интернет-проектов останавливаются именно на запуске онлайн-площадки, из-за того что не учли заранее расходы на продвижение своего проекта, которые, как правило, в разы превосходят затраты на период подготовки и запуска онлайн-площадки, особенно на старте. Многие спросят, а что делать если нет возможности выделить сразу бюджет на проект, в этом случае как минимум надо знать в какие периоды и из каких источников будет датироваться проект. Здесь надо учесть что для e-Commerce-проектов средний срок выхода на безубыточность 1-1,5 года, а на окупаемость 3-5 лет, это означает что минимум ближайшие 3 года компания будет вкладывать в проект прибыль из других направлений бизнеса.Если для сайта интернет-магазина выбрано коробочное решение, то уже после необходимых технических настроек можно привлекать новых участников проекта: Контент-менеджера и Администратора сайта. У Контент-менеджера должны быть также достаточно широкие компетенции как и у Руководителя, в будущем менеджер может вырасти в e-Commerce-проекте до Креативного руководителя или Руководителя по онлайн-мерчендайзингу. На первых шагах Контент-менеджер будет знакомиться с коробочным решением, править контент, загружать товары, характеристики товаров, привязывать к фильтрам, писать понятные продающие тексты, желательно чтобы были навыки работы веб-дизайнером для создания баннеров, плашек, заставок для категорий для главной страницы и художественный вкус будет полезно применить при оформлении главной страницы на уже скомпонованный Администратором сайта блоки, вероятнее всего технические тексты для оптимизации сайта поисковыми роботами также будет писать Контент-менеджер, поскольку работа важная, но трудоемкая и Интернет-маркетолог не будет успевать заниматься этими задачами.Администратора сайта желательно привлекать в первые дни начала работ по сайту, требования могут быть и достаточно скромные как минимальный опыт работы на других проектах, минимальные знания коробочных решений и ИТ, здесь скорее важно желание работать и профессионально расти вместе с проектом, через год работы с Руководителем e-Commerce Администратор сайта может заместить роль Менеджера проекта и тем самым освободить руководителя для других задач.Если планируется запуск не интернет-магазина, а маркетплейса, важно команду дополнить еще одним специалистом - Менеджером по работе с партнерами. Еще до запуска площадки и привлечения покупателей, Менеджер по работе с партнерами будет активно вовлекать на онлайн-площадку магазины: все коммуникации, ответы на вопросы, проведение обучения по подключению и подготовка инструкций ляжет на его плечи.

{ "author_name": "BIMAC. PRO", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 127332, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 15 May 2020 13:50:48 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир