Управляю компанией, как в Кремниевой долине

Да, я юрист, люблю это ремесло и наслаждаюсь им. Но от роли предпринимателя я кайфую ничуть не меньше. Хочу рассказать о предпринимательской стороне своей жизни и немного раскрыть тему «бирюзовых компаний».

Итак, моя юридическая компания. В момент ее открытия я уже точно знала, как буду выстраивать принципы управления, так как долгое время изучала работу успешных корпораций. Я выделила для себя свод основных правил:

  1. Хаос должен быть контролируемым.

  2. Минимум сложностей, простой порядок работы.
  3. Каждая команда выбирает методики работы самостоятельно.
  4. Решения принимаются коллективно, никаких единоличных действий.
  5. У каждой команды должен быть свой продуктовый менеджер.

Юридические компании я делила на 2 категории: авторские мастерские и заводы. У первых есть творческие нотки и индивидуальный подход, а у вторых — хорошие обороты и единые стандарты. Но я не хотела примыкать ни к одной из этих сторон.

Моей амбициозной целью было создать нечто иное, вобрав лучшее из двух категорий и заняв особенную нишу.

В своем коллективе я собрала уникальные таланты, к каждому из которых требуется особый подход. Разность поколений, стран, происхождения заставляют меня задумываться о принципах управления, корпоративной культуры и постоянно перекраивать способ управления моей юридической компанией.

И лишь через несколько лет я узнала, что такой подход, который я применяла, оказывается, называется «бирюзовым менеджментом».

А теперь немного теории;)

Автор «разноцветного» подхода — Фредерик Лалу разделил стили управления компаниями по цветам:

Многие компании в Кремниевой долине применяют бирюзовый способ управления и, вырастают в IT-гигантов. Одна из моих любимых корпораций, за развитием которой я наблюдаю много лет — это Amazon Lab.

Интересные факты о корпоративной культуре Amazon:

  • Каждое утро сотрудники получают опросный лист. Туда входят вопросы об отношении к работе, самочувствии. Если эйчары после анализа ответов видят, что работник находится в состоянии, близком к выгоранию, с ним беседуют, отправляют в досрочный отпуск или меняют условия труда. Это помогает поддерживать качество работы на высоком уровне.

  • Disagree & Commit — каждый может свободно выражать свое мнение и предлагать решение вопросов. Если мнения разделились поровну, направление выбирает руководитель.

  • Важный принцип компании: «Развивайся или убирайся». Звучит немного грубо, но я с этим высказыванием согласна. Важно собрать вокруг себя «горящих» людей, которые не боятся нового, готовы к диалогу и продолжают совершенствоваться в своей профессиональной сфере ежедневно.

  • «Работаем как в первый день». Руководство старается не «покрываться пылью» и постоянно ищет новые идеи, изучает конкурентов, сохраняя предпринимательское мышление стартапа. И это притом, что в компании работает более 300 000 человек

  • Экономим, но не на клиентах. В компании ищут выгоду во всем, что не касается отношений с покупателями. Например, в свой первый день работы основатель Amazon снял с петель дверь и положил ее на два стула, создав импровизированный стол. Принципа экономии руководство придерживается до сих пор.

  • Сначала делай, потом разбирайся. В «Амазоне» принято фонтанировать идеями. Каждый сотрудник постоянно предлагает новые направления развития. Неважно, получится или нет. Придумал — сделай!

  • Помните Ленина, с его «кухаркой, управляющей государством»? Так вот, в Amazon это реализовано. Там ждут, что все: от уборщицы до топ-менеджеров будут лидерами в своей области.

  • Много-много работать. А потом еще работать. И еще немного поработаем.

Вот принципы, благодаря которым Amazon растет на 30% в год и поглощает множество других компаний, например, Zappos и Whole Foods?

И еще несколько примеров бирюзового управления от мировых корпораций

*поставщик фильмов и сериалов на основе потокового мультимедиа

Руководитель компании отказался от традиционной системы отпусков. В Нетфликс каждый сотрудник может отдыхать столько, сколько ему нужно.

*производство альпинистского снаряжения и одежды, США, Калифорния

Директор построил детский центр для детей работников прямо в штаб-квартире компании, чтобы сплотить коллег и их семьи.

*IT-компания, специализирующаяся на интернет-торговле продвинутыми технологиями

Они разработали уникальную систему наставничества. С первого рабочего дня человека ставят на сложную должность. А потом с помощью старших коллег и обучающего курса делают из сотрудника суперспециалиста всего за 1-2 недели. А еще в Next Jump практически нет увольнений.

*производство томатной пасты в США

В этой компании никогда не ищут виноватого. Если произошел факап, руководители сосредотачиваются на устранении последствий, а не устраивают разборки. За 27 лет было уволено всего 2(!) сотрудника. Остальные увольняются только по собственному желанию.

Почему же бирюзовый способ управления так хорош?

Он делает компанию привлекательной для сотрудников-профессионалов и отсеивает неквалифицированные кадры. При этом нет нужды жестко контролировать эффективность работников. «Бирюзовый» подход автоматически выбраковывает лентяев.

В России опыт бирюзовых организаций пытается внедрить Сбербанк. Сейчас на «бирюзовом» принципе управления работают банковские отделения в Балашихе. Там нет руководителей — решения принимаются коллективно. Г. Греф отмечает, что за счет такого подхода повысилась вовлеченность сотрудников и выросла удовлетворенность клиентов. Минус — русскому человеку, воспитанному в системе тотального контроля и подчинения, сложно перестроиться на «бирюзовость» и взять на себя полную ответственность за рабочий процесс.

Увы, но юридических компаний «бирюзового» оттенка среди корпораций-гигантов даже на мировой арене нет. Но меня это не останавливает — я хочу быть первой, кто создаст российскую юридическую компанию, основанную на принципах «бирюзового менеджмента».

Как я это делаю:

  1. Даю сотрудникам самостоятельно принимать решения. Поощряю наставничество, когда более опытные коллеги помогают начинающим.

  2. Не позволяю спорам перерастать в конфликты — разрешаем трудные вопросы сразу, как только они возникают.

  3. Держу в команде только тех, кто заинтересован в развитии компании. Каждый мой сотрудник — рок-звезда в своей области и не нуждается в тотальном контроле. Поэтому когда мы вместе работаем на перспективу, получается просто бомбезно!

  4. Никаких формальностей. Каждый приходит на работу в той одежде, которая для него удобна и комфортна. Исключение — судебные заседания :)

Моя цель — сделать так, чтобы каждый сотрудник моей компании был счастлив.

Ксения Гайн

Это достижимо, если работники видят цель, к которой идут и видят прогресс как результат своих действий. Иными словами, когда ты целенаправленно двигаешься из точки А к точке Б, у тебя возникает чувство удовлетворенности. Только счастливые сотрудники дают рывок развития компании.

Мы придумали уровни компетенций. Если человек находится на определенной ступени, это не означает, что он умнее или глупее людей на других уровнях. Ступени лишь показывают объем компетенций каждого сотрудника.

Всего у нас 5 уровней:

  1. Младший юрист - помощник.

  2. Юрист - член команды по проекту.

  3. Старший юрист - наставник младших и тимлид.

  4. Партнер - тимлид тимлидов.

  5. Тимлид партнеров - это я)

Компетенции каждого участника оцениваются коллегами. Если другие сотрудники одобряют уровень твоих способностей, ты получишь больше ресурсов и возможностей для профессионального роста.

Развитие внутри команды может быть в двух направлениях:

1. Специалист, который «прокачивает» свою основную роль.

2. Тимлид — развивает организационные навыки, берет ответственность за других людей, за проекты.

Тимлид не важней юриста, как может показаться. Хороший сотрудник в бирюзовой организации может получать более высокую зарплату, чем тимлид.

Каковы результаты внедрения «бирюзовости» в моей юридической компании:

  • Увеличилась удовлетворенность клиентов.

  • Повысился приток новых клиентов.

  • Практически нулевая «текучка» — сотрудникам нравится работать в такой компании.

Я своими глазами вижу, как смена типа управления влияет на результаты работы юридической фирмы. Поэтому если вы еще не пробовали использовать «бирюзовые» принципы в работе, советую начать.

Вам понравится:)

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Fred Han

Лучше звонить Солу или Харви?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Гайн
Автор

Уважаемый, у меня стабильно работающий и хорошо развивающийся бизнес и я пишу о том, что делаю сама много лет. Я знаю о чем пишу, а ты?

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

А он программист. 🤷‍♀️

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Эмилий Фельдман

Довольно яркий пример российской бирюзовой компании - Mindbox. Они регулярно публикуют статьи о том, как у них все устроено и даже дни открытых дверей проводят, можно позаимствовать опыт бирюзы в России

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Никитина

Ура! Наконец-то я дождалась раскрытия этой темы с точки зрения команды юристов)
Хотелось только отметить, что в реальности на самом деле бирюзовых компаний пока что не существует, но все вышеназванные стремятся к этому, что есть хорошо :)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Любимов

Не знал, что это бирюзовый тип. Но у нас точно так же в интернетпроекте.Со Сбером не согласен. Хуже конторы найти сложно. Не решают ни какие вопросы. Всегда норовят отмазаться. На результат ни кто не "заточен". Ужас сплошной. Более нормально функционирует разве что Тинькофбанк.

Ответить
Развернуть ветку
Марат Кадыров

Бирюзовость, в формате холократии банк Точка культивирует.Неплохо получается)

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда