Обучение для продактов: обзор 5 популярных курсов, которые я прошла
Из-за того, что менеджеры продукта сейчас нужны всем, на рынке появилось огромное количество курсов, которые обещают научить продакт-менеджменту с нуля.
Когда встает вопрос “где можно поучиться на менеджера продукта?”, в зависимости от опыта, возникает либо ступор, либо включается булшит-радар. Курсов много, времени на их изучение нужно потратить еще больше и не всегда понятно, на основе чего делать выбор. Более того, зачастую это не самое дешевое обучение.
В итоге самый простой способ — спросить знакомых, которые уже где-то отучились. Второй вариант — долго и упорно ресерчить, анализировать и взвешивать все за и против.
Мои друзья, коллеги и знакомые из IT часто спрашивают фидбек на курсы, которые я проходила или изучала, когда сама выбирала, где поучиться. В итоге я решила собрать всё в одной статье, которая может быть кому-то поможет и облегчит ресерч.
Ниже я подробнее расскажу о себе, но тут я хочу сделать важную оговорку. Где бы я не работала, мне всегда было очень интересно решать задачу донесения ценности продукта до его целевого пользователя. Так, смотря на российский рынок эдтеха, мне жутко захотелось попробовать решить эту задачку в этой индустрии. Именно поэтому моим хобби стало соавторство в создании интенсива для продактов Валерии Розовой, о котором я расскажу дальше.
О себе
Меня зовут Лика Шлыкова и в IT я работаю уже 8 лет. Я работала менеджером продукта в стартапах, больших корпорациях, а также средних компаниях. Это были такие компании как JungleJobs, Яндекс.Еда, ManyChat, Oskelly.
Начав свою карьеру в стартапе, где все делают всё, я поняла, что мне очень не хватает знаний и конкретных компетенций, чтобы качественно расти в продакт-менеджменте. Так, я решила, что каждый год буду где-то учиться и прокачивать конкретные навыки, расширять свой нетворк и кругозор.
В 2017 году я начала с Нетологии “Руководитель digital-продукта” и после этого у меня была череда курсов, которыми сейчас уже мало кого удивишь: Product Heroеs, Go Practice, Интенсив для продактов от Валерии Розовой, Reforge.
Вводные
Когда я искала курс, то отталкивалась от запроса, который формулировала в конкретный период времени. В один момент я разбиралась с аналитикой и метриками, юнит-экономикой, а в другой — я поняла, что учусь отрывками и мне все еще очень не хватает целостного представления о профессии продакта.
Поэтому появилась идея разделить курсы на такие типы:
- generic — курсы, которые системно рассказывают, из чего состоит продакт-менеджмент. На таких курсах ученик получает общую картину, что должен уметь продакт. В идеале — это полноценный обзор цикла от дискавери до деливери.
- focused — курсы, которые делают упор на прокачку конкретного навыка. Такие курсы хорошо закрывают подобные запросы как: хочу углубиться в аналитику или дизайн, или исследования и так далее.
То, какой тип курса выбирать, зависит от роли, уровня, бекграунда специалиста или от продукта, в котором работает человек. Чаще всего в программах курсов можно увидеть такие сегменты, для которых эти курсы создаются:
- начинающие продакты — это могут быть как студенты, так и специалисты с опытом около продуктовых (маркетинг, продажи и пр.)
- опытные миддлы и синиор-продакты
- продакт-лиды и CPO
- специалисты, которые работают в продуктовых командах: аналитики, дизайнеры, исследователи, разработчики и пр.
- владельцы бизнеса
Все эти вводные я буду использовать ниже в обзоре курсов.
Курсы, которые я проходила
Когда проходила: 2021 г.
Продолжительность сейчас: 4 месяца
Стоимость сейчас: 31 000₽ | 55 000₽ | 110 000₽
Интенсив Леры — это generic курс, который я проходила, когда была миддл-продактом. В тот момент мне нужно было систематизировать все свои знания и опыт, чтобы уверенней двигаться дальше. Я также понимала, что не готова просто так изучать теорию и делать домашки. Мне нужен был беспристрастный экспертный фидбек.
В итоге с курса я ушла с багажом знаний и материалов по таким направлениям как: стратегия, экономика и финансы, исследования, аналитика, дизайн, разработка. Что-то из этого давалось мне проще, что-то сложнее, но самое главное, что все собралось в единое понимание дискавери, деливери процессов продуктовой разработки и как с этим всем работать, чтобы больше ценности приносить бизнесу.
Еще я решила 7 кейсов, сделала 10 практик на своем продукте, вместе с ребятами потока выполнила групповые проекты: Cписки метрик для 7 бизнес-моделей: от SaaS до e-commerce, Анализ индустрии Foodtech.
Я также составила план развития, сформулировала свои сильные и слабые стороны с конкретными примерами, на которые Лера давала подробный фидбек. Эта работа дала четкое понимание, на чем мне стоит сфокусироваться, чтобы получить грейд-ап, к которому я и пришла через полгода.
Я критически отношусь к образовательным и инфопродуктам, но этот курс я буду бесконечно рекомендовать, потому что ощутила его качество на себе. Именно поэтому я решила принять участие в обновлении программы курса, так как хочется приумножить ту ценность, которая есть в этом интенсиве.
На что обратить внимание: это очень насыщенный курс, на котором не получится просто отсидеться. Тут нужно много и упорно работать, ошибаться, переделывать и пропускать через свой опыт всё, что даёт Лера. Если это отпугивает, то обратите внимание на тарифы, на которых предполагается разная нагрузка.
Для кого: миддл и синиор-продакты; продакт-лиды и CPO; продуктовые специалисты из смежных профессий; начинающие продакты (этому сегменту может быть сложно, но, поверьте, оно того стоит)
2. Reforge
Когда проходила: 2020–2021 гг.
Стоимость сейчас: $1 995 за годовой доступ
Generic я бы назвала весь ресурс, потому что на нем много программ с фокусом на конкретные темы.
Я не проходила какую-то конкретную программу от и до, но я отлично использовала Reforge, когда работала над обособленными стримами вроде активации или прайсинга. Этот ресурс был одним из источников гипотез, потому что там есть:
- кейсы других продуктов;
- материалы и шаблоны, которые можно брать и применять в работе;
- коммьюнити.
Основной ценностью для меня было качество материала и возможность использовать его на практике.
Кстати, про Reforge есть посты-ревью у Ани Булдаковой и Полины Опариной.
На что обратить внимание: бОльшую часть контента можно нагуглить в открытых источниках, если захотеть. Особенно в таком кейсе, как был у меня.
Для кого: миддл и синиор-продакты; продакт-лиды и CPO; владельцы бизнеса; продуктовые специалисты из смежных профессий; начинающие продакты
3. Go Practice
Когда проходила: 2020 г.
Продолжительность сейчас: в своем темпе
Стоимость сейчас: 55 900₽ за «Симулятор управления продуктом на основе данных»
Кажется, что сейчас не пройти Go Practice — это уже моветон. Я проходила «Симулятор управления продуктом на основе данных», когда ударно работала в Яндексе, где мой продуктовый взгляд замылился стримом, за который я отвечала. Поэтому идея симулятора, который погружает в конкретный продукт, мне очень понравилась.
Несмотря на generic-подход, фокус симулятора смещен на аналитику и метрики.
На что обратить внимание: если у вас не очень с самодисциплиной, то нужно быть готовым повторно проходить главы, которые вы уже завершили. Знаю немало ребят, кто растягивал прохождение симулятора на месяцы и возвращался к пройденным главам снова, чтобы вспомнить, что там было.
Для кого: миддл и синиор-продакты; продакт-лиды и CPO; владельцы бизнеса; продуктовые специалисты из смежных профессий; начинающие продакты
4. Продуктовый курс «Product Heroes» от Ильи Красинского
Когда проходила: 2019 г.
Продолжительность сейчас: 1 месяц
Стоимость сейчас: 150 000₽, при оплате картой на сайте 99 000₽
Курс Ильи — это много экселя, юнит-экономики и поиска роста для бизнеса на базе цифр. На конкретных бизнес-кейсах мы смотрели, почему важно считать затраты на привлечение, повторные покупки, средний чек и так далее.
Я бы сказала, что программа курса сфокусирована на первом шаге воронки, потому что помимо экономики, мы также оценивали лендинги, текста на них и учились проводить коридорные тесты.
На что обратить внимание: если вы не отвечаете за финансы и юнит-экономику в своей компании или, например, занимаетесь внутренним продуктом, то есть риск не применить полученные знания на практике.
Для кого: миддл и синиор-продакты; продакт-лиды и CPO
5. Курс «Product Manager» от Нетологии
Когда проходила: 2017–2018 гг.
Продолжительность сейчас: 9 месяцев
Стоимость сейчас: 206 500₽ без скидки, 123 900₽ с ограниченной по времени скидкой
Этот generic курс я проходила супер давно, когда только решила перейти из проджекта в продакты. По-моему, это был пятый поток.
На тот момент это было то, что мне нужно, потому что курс давал целостное представление о профессии продакта и прокачивал нетворк.
На что обратить внимание: не все дошли до итоговой работы и защитились из-за продолжительности курса. В целом, стоит внимательно смотреть на качество программы и экспертизу преподавателей тех курсов, которые уже поставлены на поток и масштабируются. Зачастую на таких курсах нет индивидуального подхода, который особенно важен, если вы начинающий специалист.
Для кого: начинающие продакты
Что еще есть на рынке
Я решила не проходить мимо остальных курсов, которые еще есть на рынке, поэтому собрала их ниже.
1. Онлайн-тренинг «Как делать продукт» от Вани Замесина
Продолжительность: 1 месяц
Стоимость: от 24 900₽
Это focused тренинг, потому что учит как искать платящий сегмент, быстро проверять гипотезы и принимать решения, используя качественные исследования.
На что обратить внимание: стоит помнить, что исследования — это одна из нескольких компетенций продакта. Если ваша цель — прокачать навык исследований, то go ahead. Если хотите больше, то стоит посмотреть в сторону generic курсов.
Кстати, раз мы заговорили про исследования, то советую обратить внимание на обучение и блог Nielsen Norman Group. Сама периодически заглядываю туда, а экс-коллеги проходили обучение там и неплохо отзывались о тренингах.
Для кого: миддл и синиор-продакты; продакт-лиды и CPO; владельцы бизнеса
2. Product Discovery Bootcamp «Продукт и точка»
Продолжительность: 2 недели
Стоимость: от 15 000₽
Focused курс, на котором можно порешать кейсы и потренироваться искать точки роста продукта, считать потенциал и защищать продукт перед стейкхолдерами.
На что обратить внимание: если вы работаете в большой продуктовой компании, где особое внимание уделяется дискавери процессам, то на курс стоит обратить внимание. Или в компании, которая готова строить дискавери. Если же вы, например, работаете в стартапе, где в продуктовые процессы включены фаундеры, не стоит тратить много времени на то, чтобы учиться презентовать им идеи или делать всё по фреймворкам.
Для кого: миддл и синиор-продакты; продакт-лиды и CPO; продуктовые специалисты из смежных профессий; начинающие продакты (этому сегменту может быть сложно)
Продолжительность: 2 месяца
Стоимость: бесплатно
Generic курс, который закладывает хорошую теоретическую и практическую базу, если вы думаете о том, чтобы начать карьеру в продукте.
На что обратить внимание: в школу нужно поступать, поэтому стоит подготовиться.
Для кого: начинающие продакты
4. Курс «Продакт-менеджер» от Яндекс.Практикума
Продолжительность: 5 месяцев
Стоимость: 120 000₽
Это generic курс, на котором можно изучить все этапы запуска и развития продукта с фидбеком от опытных продактов.
На что обратить внимание: для курса, который дает общее представление о профессии, программа выглядит не совсем систематизированной. В одном модуле могут быть и качественные исследования, и scrum и то, как делать mvp. Если вы начинающий специалист, то есть риск, что вместо фундаментальной базы в итоге у вас будет каша.
Для кого: начинающие продакты
5. Курс «Продукт Менеджер» от Product University
Продолжительность: 8 недель
Стоимость: тариф с оплатой после трудоустройства 99 000₽
Системный курс, на котором ученики изучают весь цикл продуктовой разработки, решают бизнес-кейсы, оценивают свои компетенции.
На что обратить внимание: нагрузка на курсе высокая (по крайней мере это то, что транслируют ребята). Если не уделять должного времени учёбе, то есть риск отчисления.
Для кого: начинающие продакты; продуктовые специалисты из смежных профессий; миддл-продакты
6. Курс «Product Management» от Высшей Школы Экономики
Продолжительность: 10 месяцев
Стоимость: 279 900₽
Практическая программа для тех, кто хочет овладеть полным набором актуальных компетенций для управления продуктовым портфелем.
На что обратить внимание: странная структура курса, который сначала выглядит как generic. Но такие блоки смущают: “от продакт менеджмента до product owner” и тут же time-to-market. Ощущение, что все намешано в кучу, которую смешивают на протяжении 10 месяцев.
Для кого: начинающие продакты; продуктовые специалисты из смежных профессий; миддл-продакты; владельцы бизнеса
7. Симулятор «Основы продакт-менеджмента» от ProductDo
Продолжительность: в своем темпе
Стоимость: от 26 000₽
Симулятор, который погружает в продуктовую работу через практику и систематизирует представление о том, что должен уметь продакт.
На что обратить внимание: также как и с другими симуляторами — требует самодисциплины. Иначе есть риск затянуть с прохождением.
Для кого: начинающие продакты
8. Профессия «Product Manager» от SkillFactory
Продолжительность: 12 месяцев
Стоимость: от 140 000₽
Курс поможет приобрести понимание о профессии продакт-менеджера.
На что обратить внимание: в таких общих курсах стоит уделять внимание преподавательскому составу и менторам: их опыту, кейсам и какие блоки они будут вести. Самое ключевое — то, сколько фидбека будет конкретно для вас. Такая работа с ментором гораздо важнее обещаний о трудоустройстве и дипломов в конце курса.
Для кого: начинающие продакты
9. Курсы по «Продакт-менеджменту» от Productstar
Продолжительность: в своем темпе
Стоимость: от 75 000₽
Набор generic курсов для продактов разного уровня.
На что обратить внимание: и снова программа. Цель — загрузить в ученика как можно больше тем на самостоятельное изучение. В таком объеме информации очень легко заблудиться, поэтому важно узнавать, что в себя означает “наставничество” и кто будет именно вам помогать проходить сквозь продуктовые дебри.
Для кого: начинающие продакты; миддл и синиор-продакты; продакт-лиды и CPO
10. Курс «Продакт-менеджер» от GeekBrains
Продолжительность: 12 месяцев
Стоимость: 164 000₽
На курсе изучают основы программирования, основные концепции компьютерных наук, цифровые технологии, операционные системы, программное обеспечение, базы данных, системы аналитики, языки программирования и многое другое.
На что обратить внимание: а это точно курс для продактов? Если бы мне нужно было разобраться в основах программирования, то я пошла на Coursera или попросила коллег, знакомых поменторить меня, как я и делала, когда изучала sql.
Для кого: начинающие продакты
11. Курс «Профессия Продакт-менеджер» от Skillbox
Продолжительность: в своем темпе
Стоимость: 156 000₽
Курс научит оценивать рынок, тестировать гипотезы, считать юнит-экономику, создавать mvp и находить точки роста.
На что обратить внимание: курс позиционируется как generic, но в нем намешано абсолютно всё: python, p&l, sql и пр. Как и с многими другими массовыми generic курсами — если вы начинающий специалист, то есть риск, что вы просто утоните в потоке информации и еще больше запутаетесь.
Для кого: начинающие продакты; продуктовые специалисты из смежных профессий; владельцы бизнеса
Заключение
Как вы можете увидеть, курсов по продакт-менеджменту ну очень много. Я уверена, что собрала далеко не все.
Всё, что я написала — это сугубо мой опыт и моя точка зрения. Однако я считаю, что для продакта одним из важных навыков является критическое мышление. Поэтому смотрите на курсы, которые вам предлагают, критически. Изучайте отзывы, спрашивайте референсы, оценивайте качество контента и экспертов, которые будут вам его преподавать. Обращайте внимание, сколько времени будет уделяться лично вам, вашим вопросам, болям и дальнейшим планам развития. И, конечно, не забывайте формулировать запрос, для чего вам нужно проходить то или иное обучение в конкретный период времени.
Успехов!
"Валерия Розова" - та самая которая развалила Qlean?
https://www.youtube.com/watch?v=RI8KyAun0Js
Самые реальные крутые курсы в OTUS
https://otus.ru/lessons/senior_product/