{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Я есть совокупность того, что обо мне знают

Наблюдая за тем, как все обращаются с нашими персональными данными, как их легко собирают, как, будучи собранными корпорациями или государством, они используются и даже продаются или сдаются в аренду третьим сторонам. Как государственные институты хотят аккумулировать их в централизованном хранилище… Как существенная часть единорогов ценна не сервисом, который оказывает, и тем более, не прибылью, которой чаще всего нет даже на этапе оценки в несколько миллиардов…

Так вот, думая обо всем этом я понимаю, что в современных условиях персональные данные едва ли не самый ценный актив, имеющийся у человека, а потому обращение с ним с такой вольностью пора завязывать. И речь тут не о подобиях законов о защите персональных данных, которые, как показывает российская практика, ни от чего не защищают конкретного гражданина. Они про то, как еще подоить бизнес и подработать на сертификации и продаже нерыночных решений и 10 концов. Более того, опыт пока что показывает, что самые массовые утечки как раз и происходят через госслужбы, которые должны были в первую очередь оказать защищенными.

Нет, я говорю сейчас не о защите, а том, как с ними обращаться вообще?

Почему кто бы то ни было может к ним получать доступ бесплатно? Почему, если массив персональных и поведенческих (а это тоже разновидность персоданных) данных составляют подавляющую долю капитализации Google, Facebook или Amazon? Если основные деньги сейчас делаются именно на формировании персонифицированных предложений. Основанных на моих данных и на накопленных моих поведенческих паттернах, вкусовых предпочтениях, моральных или политических убеждениях. Если государство, под видом безальтернативного своего сервиса (который, к слову, оно и так или обязано оказывать или попросту мне навязывает), получает от меня согласие на то, чтобы в ближайшую геологическую эпоху делать с моими персональными данными все, что ему или его должностным лицам заблагорассудится. Если развитие алгоритмов работы с BigData и достижений в области искусственного интеллекта должно делать их ценность лишь возрастающей.

Краткий и просто вывод: эти персональные данные должны продаваться не только корпорациями и государством, но и самим корпорациям и государству.

С другой же стороны все чаще, особенно в странах Евросоюза, поднимается вопрос о базовом безусловном доходе. Вопрос справедливо встречающий критику активных граждан, которые не совсем понимают, почему они должны из своих доходов-налогов содержать тунеядцев и прокрастинаторов.

Сам по себе этот вопрос намного сложнее темы статьи, и я не буду даже пробовать всесторонне его разобрать и с этической, и с моральной, футурологической и всех прочих сторон. Излишнее упрощение будет профанацией, особенно с учетом того, что не на все аспекты, связанные с этим вопросом у меня самого есть сформировавшиеся ответы.

Но на одной сугубо практической стороне вопроса остановиться хотелось бы: а не кажется ли вам, что базисом для формирования базового безусловного дохода могло бы стать предоставление к персональным данным каждого конкретного человека?

Дальше, конечно, возникает куча практических вопросов, следствий и задач. Как, например, надо ли чтобы человек имел возможность выбора для себя коммерческого оператора его персональными данными или формировать такого оператора под эгидой государства? Как контролировать, что оператор оптимальным образом защищает мои данные и с максимальной экономической эффективностью ими распоряжается? Как регулировать, чтобы вопрос максимизации прибыльности не расходился с нормами этическими или законодательными (например, может оказаться наиболее выгодным продавать данные именно про мои сексуальные девиации или использовать для таргетированных предложений мне наркотиков)? Как правильнее оценивать стоимость данных каждого конкретного человека: по объему предоставленных данных (или сегментов таких данных) или по тому, сколько на индивидуальных данных оператор может заработать (скорее, конечно, первое)? Таких вопросов очень много.

Но, с другой стороны, получаем ситуацию, в которой сегодняшние сборщики наших персональных данных не смогут воспользоваться нашей ленью (не прочли полностью уведомления о персональных данных) или неграмотностью (не поняли, что за этими формулировками стояло и и что и с какими целями от нас собрали, а также сколько это может стоить), чтобы за посул бесплатного мемасиков с коте или под видом необходимости обновить ваше разрешение на резидентную парковку, получить бесплатно все о вас на века и бесплатно. Им придется иметь дело с нашим оператором, у которого есть и юристы и экономисты и социологи и маркетологи, которые в состоянии адекватно оценить риски и сопоставить их адекватность предлагаемой сделке. Смогут адекватно их продавать или сдавать в аренду.

В продолжение же этой мысли, появляется базис для формирование того самого безусловного базового дохода. Этот доход формируется не прост из налогов, а за счет средств, которые оператор ваших персональных данных получает от их продажи или аренды.

Лично мне кажется, что в обществе, в которое есть доверие к государственным органам, такой оператор должен создаваться под эгидой государства, что не должно никак ему мешать государству же продавать ваши данные. Излишняя конкуренция рыночных операторов может привести к снижению качества их защиты и использования, а также осложнит вопросы этического характера. Кроме того, если это будут рыночные операторы, то все равно потребуется создание надзорного органа, который бы контролировал их деятельность.

Во многих странах, кстати, предпринимаются попытки государством монополизировать работы с персоданными своих граждан, но в реальности они пока что направлены не на интересы самих граждан, а на то, чтобы повысить эффективность контроля за ними, а заодно и заработать на них. Такой подход правильнее всего квалифицировать, как ограбление.

Вопросов много, но… мне кажется это и правильным подходом к работе с персональными данными и к вопросу о базовом безусловном доходе, который будет результатом сделки, а не проявлением халявы. К слову, отказавшиеся от работы по такому сценарию, лишаются и права на базовый доход :)

Не породит ли это новых проблем, еще больших? Как правильно отстроить экономику такой работы? Как регулировать работу оператора? Как обеспечить прозрачность работы оператора в одной юрисдикции с потребителем персональных данных в другой юрисдикции? Эти вопросы, как и многие другие, требуют серьезной проработки. Но само направление мне кажется верным.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда