Soft skills: что это и почему они так важны?
В информационном пространстве всё чаще фигурирует понятие soft skills, или «гибкие навыки». Их упоминают даже работодатели в своих вакансиях, а значит, нужно хорошо понимать, какие они бывают и как их развить.
В этой статье мы рассмотрим, что такое soft skills, зачем они нужны и как их нарабатывать, чтобы быть востребованным специалистом в своей сфере.
Существует два типа навыков: hard skills (жесткие навыки) и soft skills (гибкие навыки). Hard skills зависят от специальности и сферы. Так, например, дизайнер должен владеть навыком ретуши фотографий, копирайтер — уметь писать статьи, а маркетолог — грамотно ставить KPI для своей команды.
В отличие от жестких навыков, soft skills не привязаны к конкретным профессиям, они одинаковы для всех. Их цель — повысить эффективность выполняемой работы.
Какие бывают soft skills?
Soft skills можно распределить на группы по сферам применения:
- Коммуникация. Стрессоустойчивость, умение вести переговоры, убеждать, отстаивать свое мнение, проявлять эмпатию и считывать чужие чувства, управлять гневом и другими эмоциями у себя и в коллективе.
- Самоорганизация. Навыки тайм-менеджмента, умение организовать пространство и работу с помощью специальных инструментов.
- Креативность. Умение находить новые свойства предметов, предлагать неординарные идеи и решения, творить.
- Работа с информацией. Способность анализировать и систематизировать данные, компьютерная грамотность, навыки поиска и проверки фактов.
В зависимости от профессии вам нужен тот и иной набор soft skills, который будет плюсом к вашим основным профессиональным hard skills. Например, руководителю отдела необходима стрессоустойчивость, умение вести переговоры и организовывать свое время; контент-менеджеру — креативность и умение вести свою работу с помощью специальных приложений.
Зачем нужны soft skills?
Хотя soft skills и не связаны с профессией напрямую, они очень важны. Главным образом потому, что большинство специалистов работают в команде, а значит, им нужны коммуникационные гибкие навыки: умение приходить к общему решению, понимать точку зрения собеседника, приводить аргументы.
Навыки других типов тоже важны. В любой современной востребованной профессии, которая к тому же хорошо оплачивается, нужно не только уметь общаться, но и вписываться в дедлайны, четко проверять и перепроверять информацию и предлагать новые решения, когда старые уже не работают.
Гибкие навыки возникли не вчера. Они существовали во все века, просто именно сейчас интерес к ним критически возрос. Это связано с тем, что больше невозможно рассчитывать на пожизненную работу в одной специальности, а значит, нужны не только hard skills для той профессии, которую человек выбрал, но и общие гибкие навыки, которые одинаково пригодятся в любых сферах.
Профессионализм, энциклопедические знания и сам факт полученного высшего образования сегодня мало что решают. Если специалист не умеет быстро обучаться, осваивать новые инструменты и приложения, рано или поздно компания откажется от него в пользу более быстрого и гибкого сотрудника.
В разных компаниях требуется свое соотношение hard и soft skills. Однако сейчас тенденции таковы, что всё больше работодателей делают ставку именно на гибкие навыки сотрудников. Они понимают: профессиональные умения и компетенции нарабатываются зачастую быстрее, чем soft skills, но именно последние сильнее всего влияют на эффективность работы.
Как выбрать актуальные soft skills?
Чтобы понять, каких навыков требует ваша профессия и каких вам не хватает, задайте себе следующие вопросы:
- За что ценятся топовые специалисты в моей профессиональной области?
- Как быстро обновляются знания в моей сфере?
- С кем или чем мне чаще приходится контактировать по работе: с коллегами и клиентами или документами и файлами?
- Каких высот я хочу достичь в карьерном развитии?
- Какие аспекты моей работы особенно сложны?
Ответив на эти вопросы, вы определите круг необходимых гибких навыков для своего развития. Дальше мы расскажем, что с этим можно сделать.
Как развивать soft skills?
Важно понимать, что развитие гибких навыков происходит медленнее, чем наработка жестких. Многие из них связаны с чертами личности и привычными проявлениями поведения, которые не так-то просто переделать.
Постарайтесь не ждать быстрых результатов. Но одно можно сказать точно: развитые гибкие навыки качественно улучшат не только профессиональную область вашей жизни, но и повседневную, бытовую, например отношения с близкими.
Развивать гибкие навыки можно по-разному:
- пройти специальные курсы и тренинги, например по осознаванию и управлению эмоциями, переговорам, развитию творческого мышления;
- читать специальные книги, в которых описываются способы развития необходимых вам гибких навыков;
- попросить друзей и знакомых, чтобы они рассказали, где вы корректны в общении, а над чем стоит поработать.
Лучший вариант — комбинировать эти методы, а затем анализировать свои мысли, ощущения и полученные результаты.
Советуем начать с одного типа навыков и не разбрасываться на все сразу. Так вам будет проще определить, какие книги читать и что делать для развития.
Когда будете ставить цель по развитию определенного навыка, постарайтесь быть максимально конкретными и добавляйте причину, по которой вы хотите его развивать. Например, «хочу развить навык переговоров, чтобы привлечь инвесторов в свой проект».
Держите фокус на том, чего вы хотите, а не на том, что просто нужно развивать гибкие навыки. Так вы с большей вероятностью будете поддерживать в себе мотивацию на успех.
Начинайте с небольших задач и несложных навыков и постепенно расширяйте сферы развития. Желаем вам успехов в совершенствовании гибких навыков и новых профессиональных вершин!