4 благородные истины и 8-ричный святой путь
Завтра тибетские буддисты отмечают праздник Чокор Дючен – День, когда Будда вперые поведал людям свое учение по просьбе Брахмы и Индры.
В оленьем парке Сарнатха, неподалеку от Варанаси, Будда нашел тех пяти отшельников, с которыми он практиковал суровые аскезы в Магадхе вдоль реки Найранджана. Они постоянно уменьшали количество принимаемой пищи, отказывались от воды и даже пытались не дышать.
Вскоре такой способ постижения Истины Сидхартха Гаутама счел бесполезным, ибо для глубочайшего прозрения нужно крепкое и здоровое физическое тело. Пятеро мурецов увидели, как Сидхартха принимает еду у Суджаты, местной девушки, совершавшей поклонение неподалеку. Они подумали, что он сошел с верного пути и, разочаровавшись, решили покинуть его.
Сидхартха тем временем нашел подходящее место под баньяновым деревом у города Гайя. Он дал клятву не вставать, пока на него не снизойдет просветление. Глубоко медитируя, он сразил Мару (эго) и его дочерей (пагубные желания) без малейших усилий. Дотронувшись правой рукой до земли (бхумиспаршамудра), Сидхартха постиг Высшее Знание.
Прошло уже семь недель, Будда купался в неизмеримом блаженстве и великолепном сиянии Абсолютной Истины. Брахма, Индра и небожители осыпали Будду небесными цветами и умоляли даровать Учение о подобном постижении всему миру. Так Будда отправился к его собратьям на пути.
Изумленные божественному сияющему ореолу, исходящему от Будды, пятеро разочаровавшихся в Сидхартхе отшельников приняли его своим Учителем. В Первой Проповеди Будда провозгласил Четыре Благородные Истины:
- В мире существуют страдания,
- Известна причина страданий – пагубные желания,
- Каждый способен покончить со страданиями,
- Для этого есть Восьмеричный Святой Путь:
___________________________________________________
- Правильное воззрение (samyag dṛṣṭi),
- Правильное намерение (samyak saṃkalpa),
- Правильная речь (samyag vāca),
- Правильное поведение (samyak karmānta),
- Правильный образ жизни (samyag ājīva),
- Правильное усилие (samyag vyāyāma),
- Правильное памятование (samyak smṛti),
- Правильное сосредоточение (samyak samādhi).
После этой проповеди все пятеро аскетов обрели плод Архатства (Освобождение) и распространили Учение Будды в разных направлениях Джамбудвипы. Кстати, эти пятеро Архатов: Каундинья, Ашваджит, Вашпа, Маханаман и Бхадрика. Они были детенышами той изголодавшейся тигрицы, которой Махасаттва отдал свое тело на съедение из глубокого сочувствия. Сидхартха был в одной из прошлых жизней Махасаттвой. Махапраджапати, приемная мать Сидхартхи, была тигрицей. Но это уже другая история, она сохранилась в Сутре Золотистого Света, в 18-й главе в русском варианте.
А как вы себя дисциплинируете, соблюдаете правильное поведение телом, речью, умом? Поделитесь в комментариях ;)