{"id":13666,"url":"\/distributions\/13666\/click?bit=1&hash=ff326b72491eac28d0268f29d362002582aac8f74e9d7acf1b49ee0ac1a42b1a","title":"5 \u0448\u0430\u0433\u043e\u0432 \u2014 \u0438 \u0432\u044b \u0443\u0436\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442\u0435 \u043d\u0430 \u00ab\u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441 \u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0435\u00bb","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"5ba79695-2be9-5bb9-b913-6f12da0c8995","isPaidAndBannersEnabled":false}
Кристина Черкасова

Рынок неформального образования: проблемы качества продуктов

Привет, последние 8 лет я была частью классной команды, которая создавала разные социальные проекты для развития нашего города.

За это время мы создали сотни тренингов, форумов для молодежи, которая "искала себя", свое комьюнити, хотела обучаться и развиваться..

Но однажды мы задумались, насколько "правильные вещи" мы доносим на своих тренингах? Качественные ли продукты мы создаем? И какие вообще критерии качественного образовательного продукта?

Мы начали копать глубже. И поняли, что наши проекты относятся к сфере неформального образования. И это целый рынок! Причем новый, только формирующийся. Со своими возможностями и проблемами.

В этой статье я поделюсь нашими основными инсайтами.

Кстати, социальные проекты мы создавали в тесном партнерстве с местной властью. Это важно. Мы всегда понимали, если мы хотим качественных и системных изменений - важно работать совместно с гос. сектором, именно такое партнерство позволит сохранять наши "нововведения" и "инновационные подходы" годами, даже без нашего участия.

Поэтому и проблемами "качественного самообразования" мы задались совместно с той же командой чиновников, которые в нашем городе работают над созданием условий развития молодежи.

Проблемы неформального образования

Естественно, первое, что нам нужно было сделать - это понять "с чем бороться". На интуитивном уровне мы понимали пулл проблем. Но всегда терзают сомнения, насколько это объективные гипотезы, а не только наша потребность и мечты.

Так что у нас было: пол года собраний с молодыми активистами, стратегические сессии с практиками и экспертами образовательного рынка, 2 исследования по потребностями аудитории и трендам рынка труда и образования.

Последнее, кстати, недавно опубликовали в бесплатном доступе.

В результате, для дальнейшей работы мы определили 5 основных проблем:

1. Низкое качество образовательных продуктов

Рынок неформального образования (рынок НО) - не регулируется гос. сектором. Здесь нет сертификации, четких критериев качества и санкций как в формальном образовании (школы/университеты).

Это сильное преимущество перед формальным образованием - рынок НО гибкий и быстрее адаптируется под потребности аудитории. Яркий пример - обучение диджитал-профессиям. До сих пор самые качественные продукты в этой нише - продукты неформального образования.

Но вся ответственность за качество лежит на плечах создателей образовательных продуктов:) Именно это стало главным риск-фактором рынка. И здесь есть 2 типа создателей:

Первые намеренно не вкладываются в качество. Зачем, если и так купят?

Вторые - не знают, как сделать качественно. (Или знают, но не получается)

Да и вопрос в самих критериях качества. Если будете искать - у каждого автора они свои. И нет институции, которая бы сказала - "эти критерии правильные". А если и появится - вряд ли мы сможем назвать такой рынок неформальным.

2. Аудитория не различает качественные и некачественные продукты

Поэтому "первые" из предыдущего пункта даже не пытаются создавать качественный продукт.

Да что уж там, друзья, мы с вами тоже хороши. Мы же не умеем правильно учиться. Это целый процесс, в котором нужно понимать:

  • потребность (какие знания/навыки нужно наращивать и зачем);
  • как наш мозг лучше обрабатывает информацию (утром/ночью; на слух/визуально; пересказав материал/написав конспект и т.д.);
  • какая стратегия обучения для нас оптимальна.

Почему-то это объясняют только педагогам. Но умение формировать собственные образовательные стратегии - необходимый навык 21го века.

3. Стремительный рост инфобиза

Логичное следствие предыдущей проблемы. Быстрый рост запроса аудитории на саморазвитие + ее неумение фильтровать действительно нужные и качественные продукты.

Если люди готовы покупать - почему им это не продавать?? Именно поэтому все и каждый начали считать своим долгом создать какой-то инфо-продукт. "Чек-лист суперчего-то", онлайн-марафон счастливых/спортивных людей, бесплатный вебинар про успешный успех и так далее... В общем те, кого мы привыкли называть инфоциганами.

Как мы уже обсудили, аудитория не умеет отсеивать качество - поэтому определяющим фактором востребованности стала упаковка и маркетинг, а не содержание.

В то время, как действительно хорошие школы и курсы столкнулись со следующей проблемой.

4. Высокие издержки создания качественного образовательного продукта

Если сравнить издержки инфоциган и качественного образовательного продукта, получится, примерно следующая структура:

Структура операционных расходов на создание инфо-продукта Kharkiv EDU Cluster

Это без учета расходов на саму команду продукта. К слову, рост количества инфоциган еще и повысил средний рыночный чек некоторых из этих услуг.

5. Отсутствие сетки информационных каналов

Если ты создал классный продукт - в нашем городе (да и стране) нет инфо-канала, через который все могут узнать об этом.

В случае инфоциган эта проблема не так актуальна. Поскольку такие продукты, зачастую, создаются с целью заработать на уже существующей аудитории.

Поэтому у лидеров мнений хорошо получается продавать и без качественного содержания, так как они сами являются инфо-каналом. И акцент в своей стратегии они делают не на том, как сделать свой продукт хорошим, а на том, как его продать.

И это классный бизнес-подход. (Я про подумать, как и кому продавать прежде, чем разрабатывать). Но, к сожалению, образовательная сфера еще не научилась им пользоваться.

Конечно, в лучших традициях, проблем гораздо больше. Я лишь очертила самые значительные "якори".

В следующих статьях расскажу, как мы решили "бороться" с этими проблемами и создали Кластер неформального образования. С какими еще проблемами столкнулись и какие ошибки совершили. Верю, что наш опыт поможет задуматься о развитии экосистемы, в целом, и двигаться в этом направлении быстрее, минуя наши грабли:)

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null