Нужен ли программисту диплом вуза

В нашем коллективном бессознательном укрепилась мысль, что без высшего образования никуда. По статистике ОЭСР («Организация экономического сотрудничества и развития») за 2019 год, среди россиян в возрасте 25–34 лет высшее образование имеют 63% при среднем показателе остальных стран в 44%.

Фото: 31tv.ru

Несмотря на то что, по выражению российского экономиста и социолога Владислава Иноземцева, распространение высшего образования в стране стало «злокачественным», количество выпускников, стремящихся поступить в вузы, снижается.

В 2019 году поступать собирались меньше половины, а четверть планировала начать трудовую деятельность после окончания школы (опрос портала Superjob). Свою роль в этом играет не только уменьшение бюджетных мест в вузах — судя по всему, молодые люди видят в «корочке» всё меньше смысла.

lentachel.ru

Но даже здесь ИТ-специальности стоят особняком. Только 4% из всех выпускников получили диплом по таким специальностям в 2017 году, несмотря на то, что потребность в ИТ-специалистах в России постоянно растет и опережает рынок труда в целом.

Например, в декабре 2019 году потребность в таких кадрах увеличилась на 18% по сравнению с декабрем 2018-го (HeadHunter). А на фоне коронакризиса и массового перехода коммерческих предприятий в онлайн спрос на подобных специалистов на рынке труда превысил предложение в 10–30 раз (согласно исследованию ТПП).

Почему молодые люди не идут в вузы и зачем и кому нужен диплом в ИТ

verge.zp.ua

Немного истории. На заре появления электричества профессия электрика была не просто элитарной, специалисту в этой сфере платили любые деньги. Прошло меньше века и вот уже электриков выпускают училища и сама профессия стала базовой, обычной.

Та же ситуация происходит сейчас в ИТ — профессия программиста из элитарной превращается в типовую, а само знание перестало быть чем-то магическим — причаститься к программированию можно дома с помощью онлайн-курсов. И это влияет на рынок труда. Работодатели всё меньше смотрят на диплом, а решающими являются ваши умения.

Фото: 700deneg.ru

Без высшего образования вы легко можете стать тестировщиком, заниматься html-версткой или другими базовыми вещами, которые можно освоить за полгода-год самостоятельно или на ИТ-курсах. Вход в эти профессии занимает меньше времени, чем в разработку ПО и берут туда людей с улицы.

Научиться функциям ручного тестирования ПО возможно практически любому человеку, но он должен обладать скрупулезностью и умением получать удовольствие от рутинных задач. Такая работа вряд ли подойдет амбициозному человеку с креативным характером, но можно самообразовываться и расти дальше. В отрасли полно самоучек на всех позициях.

sseu.ru

При этом, говоря о вузе стоит помнить, что его задача — не в том, чтобы дать вам «корочку». И даже не в том, чтобы дать вам профессию. Если говорить просто, то главная цель образования — научить вас мыслить системно и дать навыки, чтобы умели искать информацию самостоятельно и сами в ней разобраться.

Надо ли говорить, что для специалиста в области информационных технологий эти навыки критически важны. Особенно если учесть, что в будущем вам в любом случае придётся заниматься самообразованием и много читать — такая уж специфика профессии, ИТ-отрасль развивается крайне быстро и ваши знания могут устареть уже через 5–10 лет.

images.yourstory.com

У расхожего мнения, что нынешнее образование устарело, есть и другие основания. На специализированных кафедрах преподают люди старшего поколения, которые не всегда в курсе последних трендов. По сути, многие из них знают о предмете только по своим лекциям, занимались преподаванием всю жизнь, а вот программированием не занимались совсем.

В общем, от реалий рынка они оторваны максимально. Оторван от них и Минобр, которым одобрены довольно старые языки программирования, так что программа обучения не успевает за отраслью. Что, впрочем, не отменяет большое количество действительно талантливых преподавателей, которые буквально лепят из своих студентов что-то стоящее.

lawinrussia.ru

При этом хороший вуз даёт студентам основы алгоритмизации, высшую математику, теорию вероятностей, математическую статистику и прочие знания, которые внезапно могут понадобиться, особенно если попадете на серьезную разработку чего-то нового и наукоемкого.

Да и архитектором или руководителем ИТ-проекта должен быть человек, который дружит с математикой и анализом. Часто беда вузов только в том, что они не объясняли вам, зачем вы выучили то, что выучили.

Например, невозможно разработать и поставить систему управления автоматическими карьерными самосвалами и экскаваторами без уверенных знаний геометрии. Да и ТЗ быстрее, проще и надёжнее написать по ГОСТу, но если вы его использовали только для оформления пары дипломов, то об этом не узнаете.

В веб-студиях и на фрилансе вам расскажут, что к черту ГОСТы, но как только вы придете в свой первый большой госпроект, то вас ожидает много удивительных открытий. Оказывается все уже придумано до вас и читалось в вузе

Правда по многочисленным рассказам самих ИТ-специалистов их руководители «вышку» имеют не всегда, а практически всегда сильны в soft skills.

А вот что говорят руководители?

Не так давно компания Southbridge опросила своих знакомых CTO, СEO и руководителей разработки. Вопрос был такой — обязательно ли высшее образование для ИТ-специалиста. С исследованием рекомендуем ознакомиться полностью на Хабре, но если вкратце, то 62% сказали, что нет.

Исследование компании Southbridge

Вот что по этому поводу сказал Сергей Полуэктов, основатель и генеральный директор MediaSoft:

«Знания, требуемые в работе, витают много где, и совершенно необязательно черпать их только из вуза. Для меня как для работодателя гораздо важнее квалификация и скорость познания нового».

Антон Немкин, руководитель IT-фонда «Цифровая долина Сочи» считает, что «корочка» не имеет никакого значения:

«Имеют значение только скиллы и навыки. Например, у нас в "Цифровой долине" несколько разработчиков без высшего образования.

При этом вуз — это прежде всего место, где учат быстро учиться. Во время учебы я бы советовал студентам не забывать про программирование и писать что-то для себя. Если по окончанию вуза вы поняли, куда хотите двигаться в ИТ, пройдите соответствующий курс. Только проследите, чтобы там готовили специалистов выше вашей текущей квалификации»

Александр Першин, генеральный директор компании HTML Academy считает, что в сфере разработки уже давно появилось «классовое деление»: есть крутые «программисты-ученые» и «программисты-инженеры», а также рядовые «программисты-работяги».

«Здесь уже все как на обычных производствах: высокие инженерные или исследовательские должности без высшего образования недостижимы. А начать карьеру простого разработчика (и в процессе «дорасти» до сильного спеца) можно сразу после школы или колледжа».

Вывод

image.freepik.com

Если вы рассматриваете ИТ как некое ремесло, то оно наиболее быстро осваивается при погружении в жизнь, в реальные проекты и настоящие достижения. Не стоит на это тратить пять лет.

Диплом ИТ-специальности является небольшим плюсом для работодателей, но не главным аргументом в пользу вас. Учебное заведение может дать хороший фундамент для вашего развития, но предоставить хорошее образование готовы далеко не все вузы.

Кроме того, большинство полученных знаний вам вероятнее всего не пригодятся, если вы не занимаетесь разработкой каких-то наукоёмких продуктов.

0
241 комментарий
Написать комментарий...
John Carter

Не нужен. Летайте на боингах с по, которые писали вкатальщики индусы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Вы же понимаете, что тут даже не в индусах проблема, а в тех, кто ответственный за тестирование и приёмку ПО.

Так то оно так, но понимание этой ответственности само не приходит, оно тоже часть образованности, образования.
Более вероятный сценарий, это когда знают, что надо что-то тестировать и как-то принимать ПО, но абсолютно не знают как именно это делается и просто не могут в силу своего незнания даже набрать правильных людей, которые сделают работу качественно. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Не соглашусь. Правильный исполнитель должен быть с головой, равно как и тот, кто нанимает исполнителя. Если исполнителю-сантехнику скажут соединять трубы с помощью клея ПВА и бумаги, а он возьмёт и именно так и сделает, то разве это правильно? Разве в таком случае можно говорить о квалифицированном, компетентном исполнителе? Я думаю, что нет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Эти конкретные "индусы" могли и не знать, но никто не мешал нанять для выполнения проекта тех, кто знает. 

Разработку революционного ПО для распознавания речи не отдают супер-команде опытных фронтэндеров и очевидно почему: у них нет достаточной экспертизы для решения такой задачи. Так почему же в создании авиационного ПО должно быть иначе? Только в том случае, если постановщик задачи сам ничего не понимает ни в предметной области, ни в организации процесса разработки, ни в видах специализаций исполнителей.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Это дорого! Зачем платить инженеру-программисту из США, если он делает "тоже самое", что и индус?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

на хабре была статья-расследование про этотслучай с  Боингом

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Да, это вопрос к Боингу, точнее к конкретному лицу или группе лиц, принимавших в нём решения. Возвращаясь к теме образования, могу с высокой степенью вероятности предположить, что это лицо или лица не обладали должным образованием для того, чтобы корректно и адекватно выбрать альтернативы и оценить их риски.

Знание, в отличие от опыта, даёт возможность наперёд отсеять решения, которые уж точно при конкретных вводных работать не будут. Опыт же формируется только постфактум, когда результат (плохой или хороший уже получен).

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Там дело не в образовании,а в том что высший менеджмент заинтересован в сокращении издержек и получении премий себе .
Вот и результат. Замалчивали проблему до тех пор пока было можно.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

У такого уровня проблем редко бывает одна корневая причина, обычно катастофа происходит по стечению обстоятельств. Хороший исполнитель способен героически вытянуть многие просчеты заказчика и менеджмента, он последнее звено, которое может что-то исправить. Если такого хорошего исполнителя нет - всё летит к чертям))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Конечно, но в таком случае сама тема статьи ни о чём.

Нужен ли абстрактный диплом какого-то асбтрактного ВУЗа какому-то абстрактному программисту? Без конкретизации вводных данных и обсуждать нечего. 

Знания - это такой же ресурс как время и как деньги. Знаний, как и времени и денег никогда не будет слишком много. Другой вопрос, что применение знаний на практике - тоже требует знаний.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Диплом дает небольшой базис, от которого строится уже остальное.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Я в своей достаточно недавней практике сталкивался с тем, что люди, имеющие 20+ летний опыт в предметной области "крутят" по наитию настройки за счет опыта, в то время как весь их 20 летний опыт содержится в одной теме школьной программы по алгебре)). Прикол в том, что просто не понимают, что задача в школьном учебнике и задача, решаемая на работе - родственные.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Вопрос в том, откуда возьмутся начальные знания))

Я немного заглядывал в иностранные ВУЗовские учебники, в своё время. Было интересно "как там у них", так вот. По теме той же экономики в них рассматривалось просто гигантское количество кейсов из разряда "кто, что как делал —-> к чему это привело". Можно сказать, что истории успеха/неуспеха, которые мы читаем на этом сайте, в иностранных учебниках были освещены еще в доинтернетовские времена! Если учиться в таком ВУЗе, по таким учебникам, то недостичь успеха будет очень сложно)) ибо знания имеют изначально практическую направленность.

Самому приобрести такие знания можно, но для этого нужно собрать большое количество кейсов и потратить значительное время на их анализ, чтобы выделить закономерности приводящие к успеху и приводящие к провалу. Так зачем это делать самому, тратить время и силы, если такую работу уже проделали другие люди (учёные, авторы учебников, преподаватели), а результатом их труда можно воспользоваться - поучиться?

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Если у них учебник экономики построен на принципе - кто что делал и к чему привело - без выведения из этого правил и закономерностей - то это сборник рассказов из жизни замечательных людей.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Не только. Там и теория и кейсы. Иногда кейсы выпускаются отдельной книгой. Всегда в комплекте говорится о том, как знания применять. А в классических американских учебниках по бухучету, например, даже вначале пишут, что такое профессия бухгалтера, что она даёт, какие кареьрные пути возможны и сколько можно зарабатывать)) С трудом могу представить, чтобы кто-то после такого сказал диплом/вуз не нужны))

Ответить
Развернуть ветку
238 комментариев
Раскрывать всегда