{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Полезный фриланс. Как правильно составить бриф и ТЗ?

Думаю, что почти каждый фрилансер хоть раз в своей жизни сталкивался с такой ситуацией, когда клиент требует одно, а изначально было совсем другое. Это всё совершенно неприятно и чревато конфликтной ситуацией и желанием прекратить с ним работу. На самом деле, это все легко решается, благодаря брифингу и ТЗ. И именно поэтому сегодня мы обсудим данную тему.

Бриф

Говоря простым языком, бриф это список вопросов, которые фрилансеры (и не только) дают своему клиенту в начале роботы. Бриф обычно подается гугл-формой либо анкетой. Некоторые же предпочитают брифинг по телефону либо вживую, когда клиент отвечает на ваши вопросы и вы записываете ответы.

Безусловно при живом общении вы можете узнать намного больше и уже сразу понять, как вам будет удобно работать с человеком, но если нет такой возможности, то лучше как можно подробней проработать анкету.

1.Составьте список вопросов, которые относятся непосредственно к вашей специальности и самому проекту.

В случае с дизайном узнайте объём работ, просите референсы, цветовую гамму и.тд. Если это видеомонтаж, то узнайте длину видео, есть ли исходники, подобраны ли материалы, какое должно быть разрешение.

Я думаю, что тут не нужно долго объяснять, ведь каждый специалист сам понимает, что ему необходимо знать для своей работы.

2. Так же, вы должны понимать какую задачу вы решаете. Почему клиент заказывает это? Какая конечная цель?

Например, сайт может быть направлен только на продажи и максимально целевой трафик, а можно быть на большое кол-во посетителей. И это уже совсем разные задачи.

Если вы работаете с текстами, то важно понимать для чего они, где опубликуются и кто их будет читать.

Если это рекламный ролик, то вы должны знать какая ца его посмотрит и куда он должен завлекать.

Это всё я веду к тому, что вы должны знать максимум про проект. Во-первых, то облегчит вашу работу и сейчас, и в будущем, если вы ещё продолжите работать с заказчиком. А во-вторых, понимая что нужно клиенту, вы можете предложить дополнительные услуги, тем самым повысив свой чек.

3. Сроки

Когда вы должны завершить свою работу? Когда заказчик запускает свой проект?

Сроки нужно устанавливать так, чтобы оставалось ещё время на внезапные правки. Потому что будет очень не хорошо, если вы сдаёте свою работу, на следующий день клиент запускает рекламу и вдруг оказывается, что что-то сделано не так. В итоге вас придётся сидеть ночь и заказчик весь будет на нервах и недовольный. Думаю, что это никому из вас не надо. Поэтому старайтесь устанавливать дедлайн с запасом в 2-3 дня. Тогда вся работа пройдёт без спешки и все останутся довольными.

4. Важные вопросы и моменты

Попросите заказчика описать как он видит конечный результат. Как оно выглядит подробно, в каком формате, какие особенности и так далее. Таким образом вы сможете понять его ожидания и сделать так, чтобы он не разочаровался по могу работы с вами.

Подумайте, что вам нужно перед началом работы. Возможно, какие-то аналитические данные, статистика, референсы, фирменный стиль. Не бойтесь просить у клиента такие вещи, ведь это сможет улучшить результат.

Хочу отдельно остановится на референсах. Просите не просто референсы, но и ещё объяснение почему оно понравилось, что зацепило. Обращайте внимание на детали.

Помните, вы не навязчивые и нудные. Ваша заинтересованность и умение задавать правильные вопросы только поможет сделать вашу работу лучше.

Так же вы можете получить уже готовый бриф в гугл-форме в нашем телеграмм канале, написав менеджеру "бриф".

Техническое задание (ТЗ)

Когда уже брифинге остался позади, наступает следующий не менее важный этап — написание и согласование ТЗ.

Это нужно для того, чтобы вы правильно поняли запрос клиента и смогли сделать именно то, что ему нужно. А такие для того, чтобы при возникновении каких-то непонятных моментов с стороны клиента, вы всегда могли вернутся к ТЗ и убедится, что вы все делаете правильно. И конечно же напомнить про это заказчику.

Самые главные пункты ТЗ:

  • Какая конкретно стоит задача

  • Стоимость данного объема работы

  • Сроки

  • Какой должен быть результат

  • Допустимое количество бесплатных правок

Вы должны согласовывать ТЗ письменно!!

Это может быть электронным письмом или сканом с вашей подписью и подписью клиента. Если вы просто согласуете это в переписке, то сами понимаете, что стопроцентной гарантии, что переписка не удалиться нет. И, к тому же, суд не примет переписку как доказательство.

Запомните, раз и навсегда такие вещи:

— Если вы выполнили задание по прописанному и согласованному ТЗ в сроки, то заказчик обязан вам выплатить

— В ТЗ вы указываете количество бесплатных правок. За дополнительные правки клиент платит.

— В ТЗ обязательно должен быть прописан человек, который оплачивает вашу работу. А то вдруг договаривались с менеджером и по итогу реальный заказчик скажет, что не он договаривался и платит тоже не он.

— Прописывайте ответственность сторон. Чётко указывайте возможный сдвиг сроков по вине клиента. И обязательно пропишите, что если вы не сдали работу в срок по вине клиента, то предоплата не возвращается.

Всегда, всегда держите в голове то, что если вы все не согласуете, то очень легко можете попасться на удочку недобросовестных заказчиков и поддаться их манипуляциям, теряя всякое желание работать дальше на фрилансе.

Очень надеюсь, что теперь каждый начнёт более отвественно подходить к своей работе и получать удовольствие от результата.

Все дополнительные ресурсы и статьи вы можете прочитать в нашем telegram-канале neurOrders :)

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда