Два шага к лучшей жизни

В мире насчитывается более двухсот стран. Все они имеют различия, обусловленные их географическим положением, этническим составом, религиозными предпочтениями, политическим устройством и так далее. Нас же с вами интересует, прежде всего, качество жизни человека в том или ином государстве. Именно этим показателем определяется насколько хорошо или плохо оно выполняет свои функции перед гражданами. Показатель качества жизни понятие широкое и включает в себя, в первую очередь, такие аспекты, как продолжительность жизни, уровень реальных доходов, доступность и качество медицинского обслуживания, степень образованности, качество питания и жилья, социальная защищенность, личная свобода и безопасность.

Единственным предназначением и обязанностью государства является обеспечение хорошего уровня жизни и комфортного существования своих граждан. Как известно, уровень и качества жизни в разных странах имеет огромное различие: от очень хорошего до очень плохого. В одних странах идет постоянный рост этого показателя, а в других топчется на одном месте или даже снижается.

В чем же причины такого расхождения? Почему иные страны не могут добиться хотя бы медленного, но последовательного роста качества жизни людей. Что может делать власть, чтобы обеспечить позитивную динамику этого показателя? Вот на эти вопросы мы и постараемся ответить.

В первую очередь приходит в голову возможная зависимость качества жизни от природно-климатических условия (много плодородных земель, лесов, благоприятный климат), а также наличие большого количества природных ресурсов (нефть, газ, прочие ископаемые богатства).Но этот аргумент моментально снимается, если взять в пример такие страны, как Япония, которая не имеет больших территорий и практически никаких природных богатств. Но, тем ни менее, стабильно входит в десятку государств с самым высоким ВВП и уровнем жизни. Или Россию, занимающую первое место в мире по природно-ресурсному потенциалу, а по исследуемому показателю находится не на самом почетном месте.

Можно также предположить, что причина экономических неудач кроется в национальных особенностях народов, населяющих те или иные страны. Однако и эта гипотеза на поверку оказывается несостоятельной. Достаточно вспомнить немецкий народ, еще недавно живший в двух различных государствах: в западной и восточной Германии, где десятки лет существовал абсолютно несравнимый показатель уровня жизни граждан. Или пример Кореи - Южной и Северной, где существует колоссальная разница в качестве и условиях жизни. В этих странах одинаковый этнический состав населения и примерно равные природно-климатические условия. Чем же вызвана столь значительная разница в уровне экономического развития и соответственно качества жизни?

И тут мы подходим к главному выводу: проблема заключается в отличии общественно-политических устройств разных стран. Развитие одних шло по законам, соответствующим не только политико-экономическим, но и идеологическим целям, заложенным в самой природе этих систем. В случае западной Германии и южной Кореи, действовали законы, принимаемые в соответствии с естественным развитием экономики и общества. Скажем так, что это были правила, диктуемые самой жизнью и потребностями дальнейшего развития общества. Для простоты восприятия назовем их - "правильными законами".В странах же, подверженных идее строительства коммунизма любым путем, законы принимались в соответствии с вымышленной, хотя и привлекательной идеей и не имели ничего общего с самой природой и развитием общества. Утопичность ее, к большому сожалению, удалось доказать на практике лишь ценой огромных потерь: экономических и человеческих.

Таким образом мы определили, что наличие "правильных законов" является одним из непременных условий успешного развития общества, нацеленного на последовательное улучшение качества жизни своих граждан. Это и есть первый и самый необходимый шаг к прогрессу.

А где же взять на вооружение "правильные законы", которые помогли бы вывести на правильный путь или ускорить темпы развития? Ответ, неожиданно, очень прост. Не надо каждый раз ставить опыты и пытаться «идти своим путем», а нужно заимствовать экономические модели тех стран, которые добились наилучших показателей в данной области.Разумеется, слепое копирование вряд ли обеспечит одинаково качественный рост каждой стране и любой политической системе. Все-таки нужно учитывать современное состояние экономики, геополитическое положение государства и ментальные различия. При этом, не стоит чрезмерно увлекаться национально-этническими особенностями разных народов и спекулировать на этой основе. По сути своей люди, независимо от этнических, расовых и религиозных различий, одинаковы в своем стремлении жить долго и счастливо, пользуясь достижениями современной жизни, быть спокойными за свое будущее и будущее своих детей.

Второй шаг – нужно добиться того, чтобы правила, соответствующие выбранной экономической модели, реально работали. Какие бы идеальные законы не были приняты в государстве, сам факт их принятия не может нам обеспечить достойную жизнь. Необходимо добиться безупречного их исполнения всеми членами общества, от акушерки родильного дома до президента страны. Качественная исполнительность законов - является вторым условием на пути к успешному государству, а значить и росту качества жизни ее граждан!

Людям свойственно верить в лучшее будущее. Но сбудутся эти надежды или нет, полностью зависит от двух этих факторов: правильные законы и их исполнительность. Если в реальности хотя бы один из этих элементов отсутствует, то ваши надежды на лучшую жизнь напрасны.

Мовсар Муталибов. Экономист. Брюссель.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда