Автоматизируй это
Поговорили с Александрой Скворцовой, product manager`ом по автоматизации стаффинговой группы ANCOR о том, кто такой продакт-менеджер по автоматизации, почему стала востребованной специализация в HR-автоматизации, и как трансформируется содержание роли HR-специалиста в эпоху безудержной автоматизации.
Чем занимается product manager
Product manager (далее по тексту продакт-менеджер) — это человек, который участвует в создании, разработке продукта, делает его востребованным и удобным, непрерывно улучшает и растит прибыль от продукта.
Если продукт некоммерческий, то есть не приносит напрямую прибыль, то скорее всего его использование влияет на экономику внутренних процессов в компании, а использование такого продукта ведет, например, к повышению экономической эффективности или увеличению прибыли от бизнеса в целом. Конкретно я занимаюсь некоммерческими продуктами.
Что делает product manager? Он управляет стратегией развития продукта, анализирует, какие улучшения нужны; понимая базовые принципы разработки, требования бизнеса он трансформирует в технические требования, обсуждает возможности реализации изменений/улучшений с внутренними и внешними подрядчиками, ищет новые технические инструменты и сервисы для достижения бизнес-целей.
Я также подвожу экономическую основу под использование продуктов — считаю затраты и получение потенциальной/реальной выгоды от использования продуктов.
Автоматизируй это
Сейчас наш основной продукт — собственная ATS (applicant tracking system — система отслеживания кандидатов). Моя задача — на ежедневной основе анализировать возможные пути улучшения системы, а также ставить стратегические задачи на развитие: чего мы ожидаем от нашей ATS системы, каким образом мы можем ее трансформировать, чтобы она помогала нам достигать большей экономической эффективности.
Мой рабочий день выстраивается в зависимости от того, регулярные или стратегические доработки в моем планере:
- Любую доработку мы начинаем со встречи с бизнесом, с обсуждения потребностей, целей, задач. Бизнес — это мой основной внутренний заказчик.
- Обсуждаем с командой аналитики требования, коллеги готовят для нас варианты решений, макеты.
- Готовим техническое задание (почти никогда “хотелка” бизнеса не описана технически), получаем оценку стоимости разработки.
- После завершения разработки проводим тестирование.
- Презентуем доработку заказчикам.
Наполнение моего рабочего дня зависит от того, на каком этапе этого “жизненного цикла продукта” я нахожусь. Формулирую ли я требования, обсуждаю ли их, тестирую ли первую итерацию. Есть еще работа исследовательская, когда мы проверяем разные гипотезы, когда мы думаем над тем, чтобы использовать какие-то внешние системы и сервисы. Тогда это встреча с подрядчиками, выяснение условий, тесты систем, составление нашего заключения.
Запрос на автоматизацию может прийти из любого департамента нашей компании, из бизнес-юнита или функционального подразделения, из любой страны нашего присутствия.
Какой он — хороший продакт?
Интересуется принципами разработки.
Знает цикл развития продукта.
Понимает, как проверяются гипотезы.
Обладает хорошими навыками коллаборации внутри разных групп.
Умеет синтезировать идеи и делать заключения.
Понимает экономику проекта.
Поэтому если хочется попробовать себя в роли продакт-менеджера по автоматизации, я бы рекомендовала сначала пройти обучение по продакт-менеджменту. Причем это должно быть обучение, заточенное на управление технологическими, цифровыми продуктами. Я бы однозначно рекомендовала очень много времени провести с бизнесом и погрузиться в его специфику и внутренние процессы, встретиться со стейкхолдерами и исполнителями, и оставаться с ними в постоянном контакте. Специфику HR можно быстро освоить, это не такая большая проблема.
Если у человека уже есть большой опыт в управлении технологическими продуктами, и ему предстоит стать продактом по HR-автоматизации, то ему нужно очень хорошо понимать бизнес-процессы внутри компании.
Если человек приходит из HR, то ему будет довольно тяжело без обучения освоить именно техническую составляющую.
О хардах и софтах
Продакт-менеджером не смог бы работать человек, который не готов ежедневно коммуницировать с большим количеством людей, который не способен работать в условиях многозадачности, ведь у продакта одновременно колоссальное количество параллельных процессов, они всегда в динамике, все очень быстро меняется.
У меня очень много кросс-функционального взаимодействия. Продакт всегда работает с разными командами: рекрутеры, аналитики, менеджеры по развитию бизнеса, по работе с ключевыми клиентами; команда тренеров по продукту, служба безопасности, юристы, и, разумеется, команда разработки.
Сложно будет людям, у которых нет способности к анализу и структурированию информации. Ну и если человек далек от технологий, ими не интересуется, его это не драйвит, то ему будет сложно.
Да, и надо быть готовым к тому, что не все получается. Или не получается с первого раза. Разработка, это не всегда про то, что ты быстро сделал, тут же получил результат, и сразу он супер. Очень многое требует доделок, доработок, тут важно не опускать руки.
Но зато очень здорово, когда ты видишь результат.
Эволюция рекрутмента
Мир автоматизируется во всех областях. В классическом рекрутменте сложно представить, чтобы система заменила человека полностью. Что может сделать автоматизация — глобально ускорить процессы и снять с человека рутинные операции.
В рекрутменте самые стандартные и повторяющиеся операции — это поиск, оценка и проведение кандидата по всем этапам отбора. Пока искусственный интеллект не может сделать оценку кандидата так, как это делает человек. Формально система может переписываться с кандидатом, запрашивать документы, назначать интервью, брать фидбек.
Инструменты поиска прогрессируют, автоматизируются, но им по-прежнему нужен человек, чтобы закладывать алгоритмы.
Безусловно, система уменьшает занятость человека. На рутинные процессы может требоваться меньше ресурсов, но при этом нужны люди с продвинутыми скиллами, чтобы они могли работать с автоматизированными системами. В рекрутменте за автоматизацией будущее, но для этого люди в подборе должны быть готовы: получать технологические знания и навыки, которые позволят управлять алгоритмами и их выстраивать, обучаться.
Степень проникновения автоматизации в рекрутмент очень высока. Уже много лет всех интересует аналитика. Анализ любой работы, любого процесса, любого этапа — это то, что однозначно может делать машина. На выходе мы получаем отчеты, цифры, дашборды, показатели эффективности.
Если раньше был важен процесс подбора на уровне “бюджет — план подбора — выполнили/не выполнили”, то сейчас говорят про стоимость операций, стоимость лидов, стоимость неправильного найма — все разложено на цифры и разные составляющие.
Именно поэтому HR-специалист должен уметь работать с инструментами анализа и технологиями, ведь это ведет к управлению издержками и повышению эффективности бизнеса.