{"id":13753,"url":"\/distributions\/13753\/click?bit=1&hash=71c4aec1d0d36c3e02bbee27c7077bb451b2e126ca03b4970b80229e13d4831f","title":"\u0420\u0430\u0437\u0431\u043e\u0440: \u0431\u0440\u0430\u0437\u0438\u043b\u044c\u0441\u043a\u0430\u044f \u0431\u0438\u0440\u0436\u0430 \u0434\u043b\u044f \u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u0430","buttonText":"\u0427\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"ba7ce226-a103-5c8d-a1ed-0b3694458099","isPaidAndBannersEnabled":false}

Брокерский бизнес против частных инвесторов

Первый квартал 2020 года, несмотря на заметное падение фондового рынка, оказался удачным для брокерских компаний, которые получили прибыль от участия частных инвесторов в скупке подешевевших активов: их выручка от обслуживания клиентов выросла на 40% (без учета банков) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысила 9,6 млрд руб. Цифры впечатляют, но так ли все безоблачно в сфере брокерских услуг?

Тяжелые инвестиции

Вряд ли кто-то из экономистов возьмется всерьез утверждать, что брокеры получают легкую прибыль. В последнее время некоторые из крупнейших инвестиционно-банковских конгломератов вынуждены сокращать свой бизнес в России, к примеру, инвестиционная группа Goldman Sachs.

Впрочем, сложности ведения брокерского бизнеса порождены не только внешними макроэкономическими обстоятельствами. Одна из главных ошибок инвестиционных компаний — плохое стратегическое планирование в работе с денежными средствами клиентов.

С первых лет существования отечественного фондового рынка и по сей день в восприятии широких масс так и не сложилось представления о каком-либо общеизвестном брокерском продукте или сервисе, который стабильно приносит прибыль инвесторам.

Основная проблема заключается в том, что крупнейшие лицензированные брокерские компании изначально работали только над обеспечением доступа клиентов к биржевой торговле, т. е. предлагали execution — исполнение клиентских приказов по открытию биржевых позиций.

Такая стратегия работы с клиентским капиталом обеспечивала прибыль исключительно на ранних стадиях формирования отечественного фондового рынка, когда не было высокой конкуренции и еще было можно устанавливать высокие комиссии за исполнения клиентских приказов. Но за прошедшие годы конкуренция существенно возросла. И в условиях, когда большинство игроков предлагают однотипный сервис, выиграли те, кто смог предложить низкие комиссии.

ПИФы — альтернатива?

Безусловно, в истории отечественного брокерского бизнеса можно найти кейсы по формированию новой стратегии работы с клиентским капиталом. В первую очередь мы имеем в виду попытки по созданию эффективных паевых фондов. Однако, паи российских инвестиционных компаний не снискали славу инструментов, стабильно приносящих прибыль в среднесрочной перспективе, так и не смогли стать популярной альтернативой банковским депозитам.

У этого есть две причины. Первая — качество управления клиентскими активами. Инвестиции в биржевой индекс ММВБ полной доходности оказываются более прибыльными на долгом временном горизонте, чем все существующие ПИФы, зарегистрированные на ММВБ. Вторая причина – «следование» ПИФов за нестабильным отечественным рынком, которому свойственны резкие падения. Более стабильный рост показывают западные индексы фондовых рынков развитых стран.

Сейчас инвестиционные компании активно используют в борьбе за клиента такой инструмент как доступность фондового рынка, в широком смысле — появляется все больше мобильных приложений для открытия сделок на некоторых секциях фондовой биржи с быстрой регистрацией и удобным интерфейсом.

Но появление мобильных приложений как таковое не позволит взвинтить тарифы на брокерские услуги и поднять клиентские комиссии, их используют больше для масштабирования бизнеса, чем повышение уровня его маржинальности.

Кроме того, удобный клиентский терминал и мобильное приложение уже перестают быть эффективным конкурентным преимуществом — большинство крупных компаний по умолчанию обеспечивают удобный мобильный сервис.

Убыточные ноты

Упомянутый тренд на понижение клиентских комиссий привел к кризису маржинальности брокерского бизнеса, из-за которого, в том числе, и сокращается число активно работающих инвестиционных компаний.

Инвестиционный бизнес стратегически не идет по пути заработка от assets management, так как не в состоянии стабильно приумножать клиентский капитал в среднесрочной перспективе.

Фактически, заработок от execution — единственное, что ему остается. А значит, бизнес вынужден создавать некие структурированные, как бы «коробочные» продукты, в которые уже зашита маржинальность брокера, не указанная в клиентских тарифах. Хороший пример — структурные ноты.

О структурных нотах стали активно говорить в начале 2011 года, как о продукте, который часто содержит в себе высокие риски. Сразу оговоримся, что структурные ноты с барьером ошибочно называют альтернативой банковским вкладам.

Барьерной структурной нотой называют структурированный финансовый продукт, которые содержит в себе определенное условия для получения прибыли. Как правило, такое условия предполагает, что в период наблюдения за структурной нотой ни одна из акций ноты не должна упасть ниже определенного уровня, то есть «барьера».

Чаще всего барьер составляет 60–80% от первоначальной цены покупки акций, входящих в структурную ноту. Результат предсказуем: в интернете легко найти массу статей о неожиданной потери денег инвесторами от покупок таких структурных нот.

Из-за кризиса маржинальности собственного бизнеса брокерские компании зачастую предлагают инвесторам структурированные продукты, на которых стабильно зарабатывают только сами брокеры.

И в целом в этих продуктах соотношение прибыли и риска не в пользу клиента.

Брокерский бизнес и инвесторы должны подбирать для своих агрессивных портфелей такие финансовые продукты, при покупке которых инвестиционная компания преимущественно зарабатывает на прибыли клиенты. В таком случае у обеих сторон будет выше мотивация к позитивному результату инвестиций и построению долгосрочных отношений.

Брокерский бизнес должен уйти от банального сервиса, при котором предлагает просто execution и структурные ноты. Только позитивными результатами в asset management рынок брокерских услуг сформирует доверие клиентов.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null