{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Электронное обучение в один клик: простой и честный бизнес

Рынок e-learning сейчас переживает период динамичного развития из-за активного перехода к онлайн обучению. Ситуация такова, что появляется много новичков в EdTech-сфере, но и крупные игроки плотно занимают свои ниши. Мы хотим рассказать про опыт нашей компании One Click Learning, которая эволюционировала от формата ремесленной мастерской до компании со стабильным ростом за 2 года. Алексей Сверчков, идейный лидер команды «Один клик», ответил на вопросы интервью и рассказал, как заложить прочный фундамент для работы на рынке e-learning.

– Давай начнем с самого начала. Почему e-learning? Как ты понял, что в этой области не хватает твоих идей?

– В сфере обучения я уже больше 10 лет. Работая в компании с численностью 35000+, мне часто приходилось обращаться к организациям, оказывающим услуги разработки дистанционного контента. Помимо того, что у меня были свои запросы, которые постоянно менялись и росли, я наблюдал трансформацию рынка в целом и присматривался к тому, что нужно другим.

Получилось так, что в 2013 году руководство одной их компаний, в которой я работал, поставило мне задачу оптимизировать расходы на обучение. Это значило, сократить командировки, арендуемые площади и минимизировать время на проверку знаний. В эту историю идеально вписывалась система дистанционного обучения. Компания, которую мы тогда нашли для решения этой задачи, помимо того, что была лишь дистрибьютором владельца СДО, так еще не имела никакого опыта в нашей индустрии аутсорсинга персонала и мерчендайзинга. И когда дело подошло к наполнению системы, мы поняли, что и методологией придется заниматься нам самим, и в вопросах оформления контролировать каждый шаг дизайнеров подрядчика. Сложилась такая ситуация, что исполнитель взял деньги, но не был готов самостоятельно сделать качественный продукт. Для видеороликов пришлось привлекать еще одного контрагента, взаимодействие с которым тоже не было гладким.

Конечно, мы дожали исполнителей, чтобы получить результат, который был нам нужен, но это совсем не тот сервис, который мы как заказчики ожидали. Тогда у меня возникла мысль об открытии собственной компании, в которой не будет таких недостатков.

Рис. 1. Электронный курс «Тайм-менеджмент на home office»

One Click Learn

Демоверсия: hhttps://bit.ly/33refGE

– Какие выводы ты тогда сделал?

– Помимо личного опыта я много общался с коллегами по цеху, ходил на тематические конференции и понял, что ключевой запрос на обучение в том, чтобы прийти в одну компанию, получить сразу весь набор услуг и как можно меньше лично во всем участвовать. Крупные и сложные задачи отдают тому, кто выдает хороший сервис, умеет правильно выстраивать коммуникацию, а также делает действительно качественные продукты. Для этого необходимо иметь минимальную экспертизу в теме, по которой создаются дистанционные курсы и видеоролики, а главное – соблюдать срок, о котором договорились на берегу.

Эти принципы мы и заложили в основу One Click Learning. Наше решение – это комплексный подход к дистанционному обучению, сопровождающийся высоким уровнем клиентского сервиса и соблюдением сроков исполнения задач. Заказчики могут не иметь учебного отдела в своей компании, а просто прийти к нам и передать «под ключ» комплексную разработку системы. Иногда клиенты не предоставляют материала, а приходят только с задачами, которые необходимо решить. К такого рода консалтинговым проектам тоже нужно быть готовыми.

– Что вас отличает от других похожих начинающих компаний? Каких распространенных ошибок вы не допускаете?

– Так как это сфера творческая, заходить в нее только потому, что она кажется выгодной, не стоит. Нужно получать удовольствие от процесса и постоянно развиваться. Овладели одним инструментом – осваиваем другой, сделали один формат – переходим к следующему и т.д. Нельзя оставаться в узкой нише, необходимо учиться делать все, что хочет клиент, а это и лонгриды, и интерактивные курсы, и мультиформатные проекты с видеороликами. Видеопроизводство также должно быть разноформатным – это и скетч, и моушн, и постановка. В этом и заключается комплексный подход – тот самый главный запрос бизнеса.

Всегда есть куда расти, но при этом также важно быть честными с клиентом и не пытаться охватить необъятное. Если мы понимаем, что у нас нет должного опыта в каких-то вопросах, мы откровенно говорим, что не будем за них браться. Многие компании, оказывающие услуги по разработке курсов и внедрению системы дистанционного обучения, не разрабатывают для заказчика конструктивное решение, основываясь на своем опыте, а сразу соглашаются с тем, что клиент предлагает, и только. Но на самом деле любому заказчику важнее всего не то, какими деталями наполнен курс, а решает ли он конкретные задачи.

Если делать курс, основываясь только на пожеланиях клиента, есть риск, что он станет дорогостоящим, займет много времени на разработку, наполнится настолько огромным количеством фишек, что пользователи начнут в них путаться. А избежать этого можно, иногда просто задав уточняющий вопрос: «Насколько это повлияет на эффективность обучения?». И если клиент начнет теряться в ответе, надо избавить его от необходимости самому выдумывать решение проблем и предложить вариант, соответствующий и возможностям, и потребностям.

Рис. 2. Электронный курс «Управление изменениями»

One Click Learn

Демоверсия: https://bit.ly/30tDTZs

– Мало удержаться на рынке, необходимо еще и развиваться. За счет чего вам удалось масштабироваться?

– В первую очередь, это, конечно, инвестиции. Благодаря тому, что после нескольких проектов нашу работу заметили, оценили и предложили заключить контракт с паевым инвестиционным фондом, у нас всегда есть стабильная база для развития.

Есть очень много небольших компаний, которые делают хорошие продукты, но за счет того, что у них слишком мало специалистов, они не могут вести большие проекты. А так как аппетит приходит во время еды, иногда желания клиента из одной небольшой задачи, вырастают до масштабов больших программ. В итоге стартапы не вытягивают этого уровня и подводят своих заказчиков. Сложность еще и в том, что обычно работа оплачивается после того, как клиент получает готовый курс, а иногда еще и с отсрочкой, поэтому необходимы постоянные вливания денежных средств, для того чтобы обеспечивать доход сотрудникам и развивать свои продукты.

Еще одна причина, которая помогает закрепиться на рынке, – это стремление не раздувать количество клиентов, а углублять отношения с теми, которые уже есть. Со многими у нас завязывается не только долгосрочные партнерские отношения, но и профессиональная дружба.

– За счет чего получается выстраивать такие доверительные связи с заказчиками?

– У нас есть четкая структура взаимодействия с клиентом. Сначала менеджер по развитию устанавливает первый контакт, затем подключается руководитель проекта, который становится для заказчика буквально другом – он всегда готов помочь и на 100% в курсе всех подробностей и деталей задачи или проекта. Ему в любой момент можно задать вопрос и получить на него развернутый ответ. Он контактирует с клиентом по каждому этапу разработки сценария, дизайна, сборки и согласовывает с ним все вопросы. Такой подход к работе помогает выстраивать доверительные отношения, которые еще больше укрепляются после того, как заказчик получает качественный результат, выполненный в срок.

Рис. 3. Лонгрид «Эффективная удаленная работа»

One Click Learn

– Расскажи поподробнее о том, как собиралась ваша команда?

– Так как большая часть нашей команды пришла из HR-сферы, мы изначально понимали ценность модели компетенций и разработали ее прежде, чем начали подбор кандидатов. Это конкретный набор навыков и качеств, который не просто существует на бумаге – ему реально четко следуют и рекрутеры, и менеджеры при работе с командой. Мы создали некий портрет того человека, с которым мы смогли бы вместе прийти к успеху, а потом под этот стандарт начали подбирать людей. Сейчас у нас более 80 штатных сотрудников: тим-лидеры, руководители проектов, сценаристы, методологи, дизайнеры, сборщики, тестировщики, финансисты, юристы и др.

– Наверное, трудно попасть на работу в компанию, которую основали HR-специалисты? Требовательно подходите к отбору?

– Да, отбор очень жесткий. Во-первых, мы наняли образцового рекрутера с опытом в e-learning – он сам умеет писать сценарии, рисовать в некоторых редакторах, собирать курсы и потому может очень предметно задавать вопросы и даже сразу по резюме определять, наш это кандидат или нет.

Во-вторых, у нас есть стандарты разработки контента для дистанционного обучения и структура создания курса. Они позволяют оперативно погрузить каждого вновь прибывшего в команду в нашу деятельность и ее специфику, чтобы все могли говорить на одном языке, в том числе и юристы, и финансисты. Для этого мы специально разработали дистанционный welcome-курс. В нем есть как общие положения компании, так и подробная информация по каждой должности – и это не просто инструкция, а именно курс с заданиями и тестированием.

В-третьих, у нас действует система оценки. После того, как человек на первом этапе поучаствовал в работе команды, все, с кем он взаимодействовал, оценивают его результаты и навыки. И если они низкие, то мы желаем друг другу успеха и прощаемся. Если оценки высокие по профессиональным навыкам, но низкие по другим критериям, даем еще один шанс и выделяем этим кандидатам специальные задачи. У нас работает большой проект «Коробочные решения», формат которого отлично подходит для того, чтобы проверять новых членов команды.

– Как у вас организована внутренняя корпоративная жизнь?

– Работа с командой – это для нас приоритетное направление, потому что мы не сможем создавать уникальные продукты без людей, которые объединены общей идеей. В нашем кругу не существует генерального директора, топ-менеджмента и подчинённых, у нас есть только команда, у участников которой свое особо важное место. Нам нравится создавать в коллективе атмосферу, в которой приятно находиться, где все друг друга слушают и слышат.

Так как взаимодействие у нас в основном удаленное, для общения создана соцсеть в Workplace. И это не просто корпоративная группа, существующая для того, чтобы существовать. Это площадка, которая работает, на ней люди общаются и на профессиональные, и на неформальные темы без «корпоративщины» и «канцелярщины».

Там мы проводим наш популярный конкурс «Индейка». В его рамках ребята описывают идеи по концепциям курсов, которые мы потом применяем и монетизируем. Каждую среду у нас проходят обучения – коллеги выступают с теми темами, которыми хотят поделиться. Люди знают, что их мнением интересуются, и что оно ценно, а потому не боятся его высказывать.

– Ты упомянул о проекте «Коробочные курсы». Расскажи, о чем он?

– Сейчас многие компании отказываются от офлайн обучения в пользу смешанного с перевесом в онлайн. И с подобными задачами на данный момент связано 50% нашей работы. «Коробки» – это готовые курсы по темам, которые актуальны для каждой компании: удаленная работа, защита персональных данных, тайм-менеджмент и др. Поэтому начать путь к онлайн обучению проще всего, удобнее и бюджетнее с внедрения дистанционной системы и постепенного наполнения ее коробочными курсами. За счет того, что они универсальные, их не надо разрабатывать персонально под каждого, а потому для заказчика они обходятся дешевле, чем индивидуальная разработка курсов.

– Как вы над ним работаете?

– Над данным проектом у нас трудится специально выделенная бригада. Перед тем как приступить к нему мы 2,5 месяца изучали рынок, опрашивали клиентов, проводили анализ потребностей, делали обзоры конкурентов и в результате выявили пул самых актуальных тем. К сентябрю этого года планируется выпуск 61 «коробки». Дальше мы решили углубляться и делать уже не только универсальные курсы 1-го уровня, а начинять их более детальными кейсами по отраслям. Для их наполнения мы привлекаем, в том числе, и экспертов по определенной теме, и отраслевых специалистов. Но даже и универсальные «коробки» мы можем доработать в соответствии с пожеланиями и спецификой клиента. Это будет дороже, чем готовое решение, но дешевле, чем создание индивидуального курса под потребности заказчика с нуля. Также некоторые «коробки» мы сейчас переводим на английский язык, так как активно развиваемся в направлении Запада и Востока.

Рис. 4. Лонгрид «Защита персональных данных»

One Click Learn

Демоверсия: https://1clicklearn.com/ocl/

– Как вы занимаетесь продвижением своих продуктов?

– Мы сейчас находимся в стадии развития, поэтому пока не занимаемся активным продвижением и не вкладываем деньги в таргетинг, контекстную рекламу и т.д. У нас есть база лояльных клиентов, от которых поступает интенсивный поток заказов. А их мы приобрели исключительно через «сарафанное» радио. Заказчики, которым нравится наш подход и которые довольны результатами, всегда активно рекомендуют нас другим, а это одновременно и самый приятный, и самый надежный способ продвижения.

– Какие планы развития на будущее?

– Сейчас у нас на завершающем этапе прототипирование системы дистанционного обучения, после чего у нее будет абсолютно другой внешний вид. Мы хотим активно продвигаться в Европе и на Востоке. Для этого скоро выпускаем сайт на английском языке. Также одним из важнейших направлений развития являются «коробки», в конце июля мы выложим их в открытый доступ, в том числе и для рыка B2C, создав MOOC-площадку.

– Расскажите о названии One Click Learning. Какую главную мысль с его помощью вы хотели донести до клиентов?

– «Обучение в один клик» – это про простоту. Мы стараемся сделать взаимодействие с нами легким и понятным как для клиентов, так и для всех членов команды. Для этого у нас выстроен четкий алгоритм работы, определены стандарты продуктов, мы сейчас делаем даже автоматизированный бриф на сайте, чтобы клиентам было максимально удобно заполнять его в оптимизированном интерфейсе, а не в экселевской таблице. Нам важно максимально детально визуализировать запрос в самом начале, чтобы потом в точности воплотить его в реальность. «Один клик» – это также про единый комплексный подход, заказчик обращается к нам с вопросом, проблемой, а мы как исполнители предлагаем ему полное решение, которое сможем выполнить качественно и на совесть.
Если у вас есть вопросы к Алексею или вы хотите больше узнать о нашей команде, пишите: [email protected].

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда