{"id":13842,"url":"\/distributions\/13842\/click?bit=1&hash=4092fa5bbad74653204c7561dcd5fe57486fea481929ecdbf7bbf16b31cd3087","title":"\u041a\u0430\u0436\u0434\u044b\u0439 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0435\u0446 \u043d\u0430 \u00ab\u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0435\u00bb \u0445\u043e\u0442\u044c \u0440\u0430\u0437 \u043e\u0431 \u044d\u0442\u043e\u043c \u0434\u0443\u043c\u0430\u043b ","buttonText":"\u041e \u0447\u0451\u043c?","imageUuid":"a6164600-1125-55db-8c60-f927d5e7e7d4","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как случайный слоган про коронавирус стал мемом, попал в СМИ и превратился в народную примету

А еще породил подражания и угодил в социальную рекламу Минздрава.

Я — копирайтер. Мне важно поддерживать форму. Поэтому кроме чтения художественной, профессиональной и другой литературы, я стараюсь делать упражнения. Придумываю стишки и слоганы, палиндромы (например, «Рембо спел — Лепс обмер»), забавляюсь с омографами («Индейцы побросав пироги, накинулись на пироги»).

Импровизация на случайную тему

Но больше всего люблю тавтограммы. Это самое сложное писательское упражнение. Еще бы, ведь надо написать небольшой рассказ, в котором все слова на одну букву. Но не просто тарабарщину, а осмысленный текст с сюжетом. Например, пришлось потрудиться, чтобы получилась занимательная история про пекаря Петрова:

«По понедельникам пекарь Петров пёк пироги. Покупатели приходили пораньше, поджидая пока плечистый Петров подаст пироги. Подал. Проходило полчаса — прилавок пустой. Поздние посетители печально пожимали плечами. «Приходите пораньше» — подбадривал Петров понурых покупателей. «Понедельник — прийти пораньше», повторяли покупатели повеселев. Пекарь протирал прилавок, передавал пекарню помощнику. После пешком проходил полгорода, посещал пивную, пел песни. Приятели подпевали. Понедельник проходил».

Так родился и рассказ про восточного брадобрея Бахира... Впрочем, ближе к делу.

24 марта я разминался, в голове крутились преимущественно коронавирусные сюжеты. После нескольких подходов к слоганам в голове вспыхнуло: «Носишь маску — встретишь Пасху!». Забавно, подумал я, злободневно. И отправил коллеге, чтобы вместе посмеяться.

26 марта начитавшись новостей про коронавирус, которые все больше напоминали фронтовые сводки, я вспомнил про свой слоган. Перед глазами мелькали предостережения и призывы носить маски в публичных местах. «А почему бы не...», подумал я тогда. Сварганил безыскусный коллаж и бросил нескольким приятелям да в пару чатов. Раскрывать авторство в чатах не стал. Побросал да и перестал думать о слогане, который, не скрою, показался мне удачным и позабавил коллег с приятелями.

Мем?!..

В пятничный вечер 27 марта изображение со слоганом появилась на pikabu. Об этом я узнал от приятеля, посвященного в историю сотворения слогана.

Желая знать пойдет ли мой постер в народ, стал время от времени мониторить соцсети и поисковики.

К утру субботы пост на Pikabu набрал несколько тысяч просмотров, а в 9:09 слоган без картинки всплыл в подборке анекдотов на популярном развлекательном сайте pressa.tv.

На pressa.tv ежедневно заходят не менее 40 000 посетителей. Подборка со слоганом набрала 21 916 просмотров

Через 14 минут после публикации на pressa.tv слоган появляется на Фэйсбуке. Пост сумского чиновника с пятью тысячами френдов стал первым упоминанием слогана на ФБ. За несколько часов пост набирает 90 репостов, а за все время 186 репостов и 139 лайков. В комментариях — одобрение и нескрываемое удовольствие.

Если посмотреть следующий за слоганом пост, то увидим анекдот из той же подборки на pressa.tv, в которой упомянут «пасхальный» лозунг. Вероятно, именно оттуда и был взят мем.

Мем! Поговорка! Анекдот!

В выходные 28-29 марта стало ясно, что слоган стал мемом. В субботу после обеда слоган впервые появился в твиттере. Автор твита также взял слоган с pressa.tv, так как мем появляется в компании шуток все из той же подборки. Реакция пользователей на первое появление слогана на твиттере была никакая.

За субботу мем объявился на shutok.ru (2000 посетитетелей в день), на «Конте», а в 19:38 вновь атаковал твиттер. На сей раз удачно (все-таки 3 тысячи фолловеров — это фактор).

В 20:20 мем подхватывает сайт анекдотов newostrie.ru (1157 посетителей ежедневно).

Поздним вечером субботы мем появляется в ВК как… русская народная поговорка. Забегая вперед, скажу, что дальше в соцсетях мем часто постился с определением «народная поговорка» или «новая примета».

Утром воскресенья мем снова в роли анекдота на сайтах анекдотов с посещаемостью около 9 тысяч пользователей в день — nekdo.ru и anekdotovmir.ru. А в 10:25 мем опять бьет по твиттеру. Более 3,5 тысяч фолловеров, что в итоге дает 337 лайков, 135 ретвитов.

Вирусом по коронавирусу

30 марта мем попадает на несколько небольших сайтов и размножается в ВК.

Однако только 31 марта стало ясно, что слоган стал вирусным — «эпидемии» не избежать.

Крупный ВК-паблик «Мемы & Приколы» (1,5 миллиона подписчиков) запостил мем, но уже с другой картинкой. В этом посте новый вирус скрестился со старым: мем появляется на популярной картинке с Моной Лизой в маске. За все время запись набирает 28 тысяч просмотров и 2 тысячи лайков.

В этот же день на Ютубе появляется запись телепередачи «Обзор соцсетей», которая показывается на столичном украинском канале «Прямой». Ведущая завершает обзор мемом.

Вирусный слоган распространяется по соцсетям. Пользователи с большим количеством друзей и городские паблики разносят вирус, «заражая» массы.

Слоган появляется и в поисковых подсказках Яндекса, что говорит о популярности запроса.

За несколько дней слоган заслужил звание народной приметы. С такой подписью он появляется очень часто.

Ютуб-канал «Царьград» завершает передачу про коронавирус показом мема.

Кое-кто из верующих посчитал слоган кощунственным, но православные сообщества в ВК и священнослужители охотно публикуют мем.

Даже главред православного журнала «Фома», председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата в Инстаграме запостил.

Подражания

Едва появившись мем стал мутировать, как это и бывает с вирусами.

30 марта в Курске анонсировали выпуск плакатов, которые развивают тему слогана.

Мутации вирусного слогана большей частью оказались нежизнеспособны. Кроме одной.

Той, хто носить масочку

Спустя несколько часов после первой публикации слогана на ФБ там же появляется его украинская версия.

Украинский вариант, опубликованный жителем Ивано-Франковска с двухтысячным френдлистом, за 20 часов набрал 1200 репостов.

А вечером того же дня популярный украинский паблик GONI Мемаси («Гони мемасы») запостил украинскую версию в виде постера. Через 13 часов изображение собрало 906 лайков и расшарено 999 раз.

На следующий день постер появился в паблике «Баба i кiт», где за все время набрал 2900 лайков и 1800 репостов.

Украинский слоган привел в восторг украиноязычных, породил массу подражаний и продолжений, массово репостился и даже... был переведен на русский.

Кстати, в одном из интервью мем упомянула украинская блогер и общественный деятель Татьяна Монтян.

Офлайн, СМИ, Минздрав

Слоган «Носишь маску — встретишь Пасху» попал в подборку«Комсомольской правды» про коронавирус, а украинский вариант мема не раз упоминался в украинских онлайн-СМИ.

В офлайне были замечены распечатки с мемом и его вариантами. Ушлые коммерсанты предлагали маски со слоганом.

В нескольких украинских городах по мотивам мема провели акции «Паску за маску». Например, полтавские полицейские вручали пасхальный кулич прохожим, которые носили маски.

А потом Минздрав Украины включил самую популярную украинскую версию мема в свою антивирусную кампанию. Это стало для меня неожиданностью.

Едва ли не все украинские СМИ обсуждали этот ход Минздрава.

Конец

Пасха прошла и мем потерял актуальность. Правда, он пожил еще несколько дней в виде таких вот высказываний.

Мем добрался до Узбекистана, Израиля, США, Европы. Всюду, где слышится русская речь, прозвучал слоган, который неожиданно оказался таким популярным. Звучный и краткий, сказанный в нужное время, он стал универсальным: и шуткой, и призывом, и анекдотом, и поговоркой. Постили мем верующие и атеисты, подростки и взрослые, дети и старики. Вот что сила слова и социальные сети делают.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null