{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Зачем крупным российским компаниям учиться работе со стартапами

Более 80% российских руководителей считают инновации чрезвычайно важными для успешного развития своих компаний. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного McKinsey летом 2018 года. Однако лишь каждый десятый опрошенный руководитель был доволен уровнем развития инноваций в своей компании или вообще занимался этим вопросом.

С тем, что инновации жизненно необходимы компаниям, стремящимся удержать или завоевывать рынок, казалось бы, уже никто и не спорит, и фраза профессора Стэнфордского университета Ильи Стребулаева – «если ваша компания не будет заниматься инновациями, вас съедят на обед» – уже стала крылатой. У всех на слуху примеры компаний, которые не смогли вовремя перестроиться и потеряли рынок, среди которых такие вчерашние гиганты, как Nokia, Motorola, MySpace и Kodak. Лишь около 20% компаний из Fortune 500, которые были на рынке 25 лет назад, все еще сохраняют свои позиции в рейтинге. Более того, 10 лет назад только 3 технологические компании входили в топ-10 крупнейших в мире (Apple, IBM, Microsoft), а сегодня 7 из 10 компаний – это лидеры инноваций (Microsoft, Apple, Amazon, Alphabet (Google), Facebook, Alibaba Group, Tencent).

Таким образом системная работа с внешними инновациями становится одним из главных стратегических вызовов для крупных корпораций. Не менее заинтересованы в таком партнерстве и технологические предприниматели, для которых совместная работа с корпорациями зачастую становится своего рода «путевкой в жизнь». Однако при работе с корпоративным сектором молодые компании сталкиваются с большим числом барьеров и трудностей. Если раньше до 80% предпринимателей обращались в Агентство стратегических инициатив (АСИ) за финансированием, то сейчас около 70% представителей технологического бизнеса просят помочь в продвижении своих инновационных решений в крупные компании и госмонополии.

Когда мы начали разбираться в этой проблеме, то увидели, что и для самих корпораций получение навыков по работе с инновациями – актуальная задача. Зачастую попытки инновационной перестройки компании встречают непонимание со стороны линейного менеджмента. И дело не только в пресловутом «сопротивлении» инновациям, но и в отсутствии необходимых знаний о том, как работа с инновациями влияет на развитие компании, как повышение уровня так называемой «инновационной зрелости» будет способствовать выживанию и успеху компании в условиях сегодняшнего турбулентного мира. Проблема нехватки менеджмента, способного правильно выстраивать внутренние процессы по управлению инновациями, запускать инновационные проекты и взаимодействовать с внешними партнерами, в последние годы становится особенно актуальной.

В результате, хотя во всем мире глобальные корпорации все активнее работают со стартапами, в России в прошлом году наблюдалась обратная тенденция: по данным исследования Inc. Russia, в 2019 году российские стартапы получили от корпораций и корпоративных фондов лишь 2,5 млрд рублей против 8,5 млрд рублей годом ранее.

Однако есть надежды на перелом ситуации, поскольку все больше российских компаний начинают проводить отборы стартапов, запускают корпоративные акселераторы. Так, до 30 августа ОАО «РЖД» ищет ин­но­ваци­он­ные ре­шения для тран­спорт­ной от­расли, для чего запустил корпоративную акселерационную программу по направлению «Подвижной состав». Регулярно проводит промышленные акселераторы Кировский завод – в июле завершился очередной отбор проектов для дочерней компании «Кировэнергомаш». Также в июле стало известно, что в корпоративный акселератор АО «Гознак» прошли 10 стартапов.

Под нужды крупных компаний ищут прорывные технологические проекты и в АСИ. Сейчас активны 3 отбора – высокотехнологичных решений для медицины, технологий для повышения безопасности на производстве и цифровых решений для бизнеса, проводятся партнерские отборы проектов для корпоративных акселераторов. Проекты по этим трекам представляются крупным государственным и частным компаниям, что дает возможность технологическим предпринимателям пилотировать свои решения на корпоративных площадках.

Исследование Агентства стратегических инициатив, проведенное в 2018-2019 годах, показало, что среди компаний, результаты инновационной деятельности которых выше рынка, преобладающее большинство (72%) имеет эффективную систему обучения топ-менеджмента управлению инновациями. В компаниях, результаты инновационной деятельности которых на уровне с рынком, такую систему выстроило лишь 50% респондентов. 67% компаний, активно занимающихся инновациями, реализовало у себя и систему обучения среднего менеджмента управлению инновациями. Столько же передовых компаний разработали и применяют у себя карту ключевых компетенций сотрудников для целей инновационного развития. В компаниях с менее развитыми практиками по работе с инновациями это соотношение было лишь 39% и 32% соответственно.

Исследование АСИ по инновациям Агентство стратегических инициатив

Поэтому обучение сотрудников корпораций работе с инновациями должно носить системный характер. Для этого в АСИ разработали бесплатные сервисы, основная задача которых – обучить менеджмент тому, как формировать эффективную систему управления инновациями у себя в компании.

Базой всех обучающих материалов стала методика по работе с инновациями – Модель повышения инновационной открытости крупных компаний – разработанная в 2019 году АСИ совместно с Фондом «Сколково», РВК, «Сбербанком» и VEB Ventures. Это основанное на лучших российских и международных практиках руководство о том, как построить эффективную систему управления инновациями в компании.

Среди предлагаемых корпорациям сервисов:

Онлайн-курс состоит из 4 ключевых разделов: стратегия работы с инновациями, операционная модель, мотивация участников инновационной деятельности и корпоративная культура. Обучающий курс включает инфографику, интерактивные задания и видео-интервью с экспертами из крупных компаний.

К внедрению практик Модели и к использованию сервисов уже присоединилось несколько крупных российских компаний, которые хотят нарастить свои компетенции в сфере работы с инновациями. Среди них – «СОЛЛЕРС», «Северсталь», «Квадра», «Кировский завод», «Гознак» и другие. Этот перечень открыт, и сервисы доступны для всех российских компаний.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда