{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему современное искусство — это инвестиционный тренд?

Владельцы капитала стремятся диверсифицировать свой портфель, чтобы минимизировать риски. И в качестве альтернативных инвестиций они выбирают активы в виде предметов искусства. Что не удивительно, ведь это интересно и достаточно доходно. Рынок современного изобразительного искусства растет день ото дня — осваивает новейшие технологии, привлекает новую аудиторию. Создается впечатление, что каждый день появляется новый аукционный рекорд по «самой высокой цене, когда-либо уплаченной за …» — вставьте имя любого известного художника. Или графического дизайнера — вспомним о NFT с Nyan Cat.

Но можно ли считать предметы искусства чем-то большим, чем дорогой предмет коллекции? И нужно ли включать искусство в предложение по управлению капиталом?

В чем разница между целенаправленной инвестицией в произведение искусства и его коллекционированием? Давайте разбираться.

Что происходит на арт-рынке?

2020-й внес серьезные коррективы в состояние рынка современного искусства. Аукционы в привычном формате были остановлены — за первые полгода продажи Sotheby's, Christie's и Phillips уменьшились на 43%, а продажи в галереях упали на 36%. И казалось, что после пандемии останется лишь небольшая доля рынка.

Однако своевременный уход в диджитал сполна компенсировал и закрытие аукционов, и остановку работы галерей. И если посмотреть на оборот и количество транзакций, то сегодня рынок современного искусства переживает второе рождение.

Рост числа электронных транзакций и особая стратегия продаж — доступные цены, оцифрованные предметы искусства — позволила этому сегменту рынка не только пережить кризис, но и в разы увеличить оборот. Летом 2021-го увеличение стоимости предметов современного искусства выросло в разы — если считать с начала нулевых, то примерно на 400%.

Такая цифровая трансформация привела и новых покупателей. Они приобретали работы великих мастеров, что, впрочем, не стало новостью. Этот сегмент арт-рынка обычно устойчив к волнениям, и эпидемиологическая ситуация в мире подтвердила это: цены на эти произведения искусства снижены не были. При этом стоимость произведений средней ценовой категории уменьшилась на 20-30%.

Часть коллекции или инвестиция?

Но как понять, что очередная покупка картины — это инвестиция, а не новый вклад в коллекцию или способ выделиться? И здесь мы обращаемся к исследованиям Deloitte.

UHNWI (Ultra high-net-worth individual), ультрабогатые частные лица с чистыми активами свыше 30 миллионов долларов США, по данным Deloitte, приобретают наибольшее число предметов искусства, в том числе современного. И их общее состояние, связанное с искусством и предметами коллекционирования, в 2020 году составляло 1481 миллиард долларов США.

По данным Deloitte за 2021 год, часть капитала, которую UHNWI держат в виде предметов искусства, составляет 5%. Так они диверсифицировали портфель и в перспективе приумножат средства.

Но что интересно, 6% UHNWI воспринимали эти вложения исключительно как инвестиции, 30% — как часть коллекции, 64% — часть коллекции с возможной ценностью для инвестиций.

И здесь появляется еще более любопытная тенденция — «омоложение» UHNWI и миллиардеров. И речь не о чудесах пластической хирургии — на рынок приходят миллениалы с новой структурой бизнеса и собственным подходом к инвестициям.

Эти люди привыкли тратить время и деньги в интернете. И диджитализация арт-рынка привлекла их внимание к этому сегменту, как к возможной выгодной инвестиции.

Это новое поколение UHNWI — движущая сила перемен. Молодым коллекционерам необходима новая, ориентированная на технологии стратегия управления искусством и активами.

Результаты опроса Deloitte в 2021 году подчеркивают различия между коллекционерами до 35 лет и представителями старшего поколения — как в отношении их мотивов, так и в отношении спроса на услуги, связанные с инвестициями в искусство.

Молодые коллекционеры, наряду с эмоциональным значением, оценивают социальное влияние и инвестиции в искусство как самую высокую мотивацию в 86%. Для сравнения — только 32% коллекционеров старшего возраста считают так же. Молодое поколение также уделяет больше внимания финансовому аспекту владения искусством.

Они считают, что технологическое развитие серьезно повлияет на индустрию управления активами искусства в течение следующих 2-3 лет:

  • 85% опрошенных молодых коллекционеров заявили, что технология блокчейн изменит способ ведения бизнеса в настоящее время (по сравнению с 52% коллекционеров старшего возраста);
  • 85% молодых коллекционеров считают, что большие данные, аналитика и искусственный интеллект окажут значительное влияние на искусство и индустрии управления активами в будущем (по сравнению с 57% коллекционеров старшего возраста).

Молодые коллекционеры также внимательно следят за разработками в области продуктов и услуг для инвестиций в искусство: 64% интересуются NFT (Non Fungible Token — невзаимозаменяемые токены) — по сравнению с 18% коллекционеров старшего возраста.

Именно они активизировали рынок NFT: его оборот в 2020 году вырос до 250 миллионов долларов США (по данным Forbes).

Российские эксперты отмечают восходящий тренд на омоложение аудитории арт-инвесторов. На Российской креативной неделе, совместно с арт-экспертами, мы обсудили роль инвестиций в современное искусство и влияние коллекционеров на развитие русской культуры. Выводы, которые мы сделали, говорят о том, что привычки и подходы современных коллекционеров на российском рынке также изменились.

Одной из интересных тенденций является то, что для инвестирования в искусство уже не требуются огромные суммы денег. Даже 100 долларов может стать первоначальным вкладом в прекрасное. И уже в ближайшем будущем, в июле, планируется дебют акций картины Бэкона на фондовой бирже, которые станут доступными для обычных инвесторов по стартовой цене в 100 долларов. Мы с нетерпением ждем этого первого прецедента на рынке искусства.

0
3 комментария
Виталий Скоробогатов

Имея эквивалент франклина можно таких роскошных вещиц накупить на блошинке, главное торговаться

Ответить
Развернуть ветку
Kristina Baturina

Когда искусство это инвестиции, то искусство обречено

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Шабасон
Автор

С вами бы не согласились Пикассо, Дали, Ренуар и еще сотня художников, чьи картины бьют рекорды по инвестициям 🤓

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда