Покайся: 7 грехов цифровой трансформации

Про цифровую трансформацию, кажется, написано и рассказано уже всё, но остались ещё люди, которые делают «как принято», а не как правильно. Поэтому мы пойдем от противного и расскажем, как делать НЕ НАДО.

страшный сон сотрудников, которым потом работать с этой системой<br />
страшный сон сотрудников, которым потом работать с этой системой

Без долгих предисловий: ТОП-7 что мешает успешно перейти «в цифру» и раздражает сотрудников

  1. Отсутствие цели и общего видения всей системы
    Распространенная причина неудачи цифровой трансформации заключается в отсутствии видения, которое, наряду с планированием, является основой цифрового успеха. Без четкого понимания того, что мы хотим получить по итогу, легко уйти в автоматизацию микропроцессов и упустить важное. ИТ-руководители должны проработать задачи и с руководством компании, и с сотрудниками, чтобы добиться четкого понимания целей цифровой трансформации и построить полную дорожную карту для их достижения.
  2. Невыстроенные процессы
    Для того, чтобы автоматизировать процесс, он должен существовать изначально. Если, к примеру, визирование документов в разных отделах происходит по-разному, прийти к единой системе будет проблематично. Поэтому сначала нужно провести ревизию в бизнес-процессах, а затем переносить их в систему.
  3. Додумывание за пользователя
    Чтобы не случилось, как у нас в одном из проектов (расскажем об этом в конце), нужно напрямую работать с подразделением - бизнес-заказчиком. Никто лучше не сформулирует задачу, чем тот, кто зависит от ее выполнения.
  4. Сопротивление команды изменениям
    Часто вытекает из предыдущих пунктов, но может и в целом сидеть в головах у линейного персонала. «Мы всегда так делали» никто не отменял, поэтому важно обучать пользователей и показывать, как удобнее будет работать с новой системой – стоит только начать ей пользоваться и привыкнуть выполнять старые действия по-новому. Помочь в этом могут руководители подразделений, которые уже внутри своей команды будут пропагандировать эффективную работу.
  5. Недостаточное взаимодействие внутри команды и с подрядчиками
    Цифровая трансформация требует сильного руководства и участия множества подразделений и заинтересованных сторон. Ответственные за преобразования должны быть уверены, что все находятся на одной волне и что все мнения учтены. Ещё важно контролировать подрядчиков и обсуждать все вносимые изменения, при это убедившись, что задачи верно трактуются всеми сторонами.
  6. Несоответствие бюджета и/или инструментов
    Цифровая трансформация может оказаться дорогостоящей, а может, наоборот, сильно сэкономить средства, если выбрать аналог дорогого инструмента. В общем, будьте реалистичны в отношении затрат, выделяйте достаточный человеческий и финансовый капитал и всегда рассматривайте несколько вариантов, чтобы выбрать лучший.
  7. Проблемы с командой разработки и внедрения
    Здесь совет только один – выбирайте и проверяйте. Как выбрать надежного подрядчика, мы писали здесь. И не стесняйтесь просить референсы – мы, например, всегда готовы предоставить контакты наших заказчиков и показать похожие кейсы.

Есть, конечно же, ещё мелочи вроде пропущенных интеграций или долгих согласований, но всё это обычно вытекает из предыдущих пунктов.

Вообще цифровая трансформация – это серьезный шаг для компании, причем чем больше разномастных инструментов автоматизации уже используется, тем сложнее всё это собрать воедино.

Поэтому собрали невредные советы руководителям ИТ-подразделений:

  1. Развивайте ИТ-инфраструктуру. Очевидный совет, но мы раскроем нечто большее: есть правило «работает – не трогай», но иногда оно дает сбой. К примеру, когда резко уходят поставщики и нужно срочно переезжать на отечественные решения. Поэтому лучше всегда держать «руку на пульсе», а бэкапы в нескольких местах))
  2. Выбирайте тщательно систему, с которой планируете идти в светлое будущее. Смотрите не только на функции, которые вам нужны сейчас, но и присматривайте инструменты, предвосхищая дальнейшее развитие – это сильно сэкономит ваши ресурсы, когда придет время расширяться.
  3. Всегда оценивайте систему со стороны пользователя, ведь именно ради ваших коллег всё и затевается: чтобы им было удобнее, быстрее и понятнее.
  4. Отслеживайте прогресс и оценивайте ключевые показатели, которых вы хотели достичь – это поможет увидеть, если вы вдруг свернули не туда или упустили важные моменты.
  5. Документируйте всё! Это, наверное, один из самых важных пунктов, поскольку документация – основа ваших систем и залог их работоспособности. Люди меняются, интеграторы уходят, а вот описанные процессы остаются и сильно упрощают поиск ответов на вопросы о системах.

И напоследок небольшой кейс. Мы автоматизировали кредитный конвейер для финансовой организации и столкнулись как раз с несколькими описанными выше вызовами.

Во-первых, неполная документация по предыдущей системе осложняла разработку новой, поскольку часть функционала должны бала остаться, но не было четкого понимания, как все устроено. Это несколько замедлило процесс разработки, поэтому, сделав выводы, мы описывали всё сами. И, конечно же, с первого дня разработки вели свою документацию, которую потом передали заказчику.

Во-вторых, техническое задание было составлено на основании опыта методолога бизнеса и не соответствовало реальным бизнес-процессам. Поэтому мы подключили бизнес-заказчика и переписали ТЗ непосредственно под те задачи, которые стояли перед организацией.

Выводы мы сделали для себя и надеемся, что благодаря описанному вы тоже не будете наступать на чужие грабли.

Начать дискуссию