Денис Турищев

Водородная идея (в разрезе)

Когда-нибудь нам всем будет хорошо, но сколько это будет стоить?

Актуальность на зеленую энергетику уже давно сопровождается попытками найти замену привычным, но совершенно не экологичным углеводородам. Одним из немногих на эту роль стал водород. На него сделали ставку Европейский союз, Китай, США, Япония и многие другие страны. Суммарная стоимость всех «водородных» проектов, реализуемых в ближайшее время, достигла уже 90 миллиардов долларов. Объем планируемых инвестиций в последующие 20-30 лет только лишь от ЕС — до 470 миллиардов евро. В то же время на пути революции пока немало препятствий — в частности, высокая себестоимость производства, нехватка чистой воды и неразвитость систем логистики.

Безграничное топливо

Самая важная проблема любого ископаемого источника энергии — ограниченность его объемов. Рано или поздно закончатся и нефть, и газ, и уголь. Существующие возобновляемые источники энергии — ветер, солнце и вода — пока не могут в достаточной степени заменить углеводороды. А вот водород в теории может. Водород практически не встречается на Земле в чистом виде, однако его можно извлечь из большого числа распространенных ресурсов: воды, метана, каменного угля, биомассы, водорослей и даже мусора.

"Водородный" трактор и не только

Важный шаг к превращению водорода в источник энергии произошел в 1959 году — американская компания Allis-Chalmers Manufacturing Company создала трактор с силовой установкой, работавшей на так называемых топливных элементах. Принцип работы такой установки прост: запасенный в баллонах водород вступает в химическую реакцию с кислородом, в результате чего выделяется электроэнергия, которая питает электромотор. Самое важное, что топливные элементы выделяют в атмосферу продукты, безвредные для окружающей среды, — тепло и водяной пар.

Параллельно топливные элементы начали использовать и в других видах транспорта. В 2017 году в Германии на маршрут вышел пассажирский поезд на водородных топливных элементах Coradia iLint. Причем работает он на линиях, которые не электрифицированы.

Toyota, и другие производители уверены, что в ближайшем будущем себестоимость автомобилей на топливных элементах будет не выше, чем у машин с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). В 2020 году японский автогигант представил второе поколение модели и планирует увеличить продажи в десять раз.

Топливные элементы можно использовать для получения электроэнергии в промышленных масштабах, а выделяемое в процессе реакции тепло — для обогрева зданий. Кроме того, они гораздо компактнее газогенераторной установки, поэтому их можно установить на борту любых транспортных средств

Рационально ли применение водородного топлива?
да 
нет 
свое мнение на этот счет 
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Кульминация

Главным инициатором отказа от ископаемых источников энергии и перехода на водород выступают страны Большой семерки, которые в 2015 году, еще до подписания Парижского соглашения, договорились полностью избавиться от ископаемого топлива к концу века. Европейский союз еще более оптимистичен: в 2019 году был принят «Зеленый пакт для Европы» (The European Green Deal), согласно которому ЕС должен добиться нулевого выброса парниковых газов и отказа от ископаемых источников энергии уже к 2050 году. Особую роль в его реализации должен сыграть водород.

В июле 2020 года Еврокомиссия представила «Водородную стратегию для климатически нейтральной Европы». Она предусматривает конкретные шаги по развитию водородной энергетики. Приоритетным направлением станет именно «зеленый» водород. Но на первом этапе, чтобы быстрее уменьшить выбросы парниковых газов, будет использоваться и низкоуглеродистый водород — произведенный на основе ископаемого топлива, например, каменного угля, но с улавливанием углерода.

Запад решил отказаться от нефти и газа и уже нашел им замену. Как к этому подготовилась Россия?

Наша позиция

Действительно, «водородная стратегия» ЕС подразумевает импорт огромных объемов водорода, а у России уже есть каналы его поставки. Например, для импорта водорода в Германию можно использовать существующую сеть газопроводов — в частности, газопроводы OPAL и Eugal, сухопутные продолжения «Северного потока» и «Северного потока 2». Gascade, немецкая дочка «Газпрома», на словах подтвердила принципиальную готовность использовать свои газопроводы для транспортировки водорода.

Таким образом, у России уже есть покупатель водорода и возможности по его транспортировке. Однако мощностей по производству водорода, тем более экологически чистого, в стране нет. Решить эту проблему должна дорожная карта «Развитие водородной энергетики в России» на 2020-2024 годы. Главную роль в ее реализации должны сыграть «Росатом» и «Газпром». Уже в 2024 году «Росатом» должен запустить пилотные водородные установки на атомных станциях и построить опытный полигон для испытаний водородных поездов. «Газпром», в свою очередь, должен в 2021 году разработать и испытать газовую турбину на метано-водородном топливе, а затем изучать возможности применения водорода в двигателях различных транспортных средств и в газовых установках — газотурбинных двигателях и газовых бойлерах.

Помимо того, что чистая водородная энергетика требует огромных капиталовложений, существует проблема, связанная с недостатком ключевого сырья — чистой воды. Также непонятно, как быть с транспортировкой водорода. Сейчас основные объемы этого топлива перевозятся морскими танкерами, но проблема заключается в выкипании продукта, даже несмотря на использование систем охлаждения. Существенно дешевле доставлять водород по трубам, однако запускать водород в действующие газотранспортные системы можно, только смешав его с природным газом, что означает дополнительные затраты на извлечение.

{ "author_name": "Денис Турищев", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438","\u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e","\u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0435"], "comments": 2, "likes": 0, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 212278, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 22 Feb 2021 23:51:06 +0300", "is_special": false }
Создать объявление Отключить рекламу
Metro
Единая программа лояльности для b2b- и b2c-клиентов. Показываем результаты
Программы лояльности отдельно для каждого клиентского сегмента долгое время существовали в METRO параллельно друг с…
0
2 комментария
Популярные
По порядку
0

Водород продвигается в основном газовым лобби. Абсолютно бесперспективно

Ответить
0

Согласен, первыми этапами становления такой отрасли в России конечно же будут заниматься манополисты, так как ресурсов и возможностей у них намного шире, чтобы развить все необходимые аспекты, но в долгосрочной перспективе моё мнение сходится в том, что разработкой, внедрением и иными видами деятельности связаными с водородной индустрией будут вовлечены многие предприятия вплоть до среднего уровня.

Ответить

Комментарии

null