Что нужно знать онлайн-педагогу о теориях обучения?
Вопрос, связанный с электронным обучением, постепенно перебирается в область философии — дистанционное образование пытается повернуть теоретиков и практиков в сторону новой педагогической концепции, формируются дисциплины для систематизации образовательного процесса.
Одной из таких дисциплин является педагогический дизайн — технология создания обучающих ситуаций и среды, которые стимулируют получение знаний и навыков.
Это технология с использованием известных и проверенных подходов к обучению, которые делают познавательный процесс более эффективным и привлекательным. Сегодня мы вместе с Михаилом Бухтояровым, доцентом Сибирского федерального университета, кандидатом философских наук, поговорим о том, как классические образовательные теории реализуются в педагогическом дизайне.
Бихевиоризм — это классика педагогики и психологии, старая и широко известная школа. Вся первая половина XX века прошла под знаменем бихевиоризма.
Одна из основных концепций теории — это оперантное поведение. Оно позволяет нам разложить любое педагогическое воздействие по схеме, в которой находятся система и контент. С точки зрения бихевиориста, все, что происходит у нас внутри, не так важно. Самое главное — это поведение.
Процесс обучения, согласно этой теории, заключается в установлении определенных связей между стимулами и реакциями, а также в упрочении этих связей. В качестве основных законов образования и закрепления связи между стимулом и реакцией указываются закон эффекта, закон повторяемости и закон готовности.
Бихевиористский подход реализуется в педагогическом дизайне через тренажеры; программированное обучение и геймификацию; контролируемость среды; анализ, оценку поведения и сравнение с образцом.
Когнитивизм — сильное теоретическое направление. Отечественная педагогика во многом формировалась на его основе.
Все мы говорим на языке когнитивизма — про внимание и мышление, про наличие ментального мира. Когнитивизм направляет нас в сторону того, что неочевидно. Структурировать неочевидное нам помогают различные когнитивные подходы, например теория Бенджамина Блума, согласно которой 90—95 % студентов способны усвоить базовые принципы, понятия и навыки, если на познание им отводится достаточно времени. В целях развития более высоких форм мышления Блум создал таксономию, которая охватывает когнитивную область и включает в себя шесть категорий целей с их внутренним делением:
- знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т. д.);
- понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция);
- применение);
- анализ (взаимосвязей, принципов построения);
- синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений);
- оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев).
Таксономия целей Блума помогает педагогу правильно определять задачи обучения. Это не просто получение знаний, это анализ информации, сопоставление и выводы.
В педагогическом дизайне когнитивная концепция обучения реализуется через разнообразный контент, использование языка, визуализацию (схемы, иллюстрации); решение задач, опору на мышление; индивидуализацию, оценку результата, рефлексию.
Конструктивизм, как и первые две концепции, — это классика педагогики и психологии. Согласно этой теории, знание невозможно передать в чистом виде, но возможно создать условия для эффективного процесса познания. В конструктивистской педагогике главным субъектом процесса обучения становится ученик, основная задача которого — получение образовательного опыта.
Большой акцент в конструктивистском подходе делается на развитие социальных навыков — сотрудничества и обмена идеями. При этом теория считает обучение процессом самоорганизации знания, который является индивидуальным и непредсказуемым, потому что происходит на основе построения смыслов каждым отдельным учащимся. Конструктивизм и коннективизм противоположны бихевиоризму, потому что они предполагают выход за пределы контролируемой среды.
В педагогическом дизайне реализуется через общение, построение сообществ и баз знаний; открытость среды, незавершенность, разнообразие средств; проектную деятельность, самоанализ; анализ, оценку процесса деятельности и ее результатов, сохранение результатов, рефлексивность.
Коннективизм — молодая теория, которая активно развивается последние 20 лет.
Определение «Массовые открытые онлайн-курсы» пришло как раз из коннективизма. Согласно теории, знания не являются чем-то свойственным для отдельного человека. Знание — это то, что находится вовне. Оно не внутри, оно во взаимодействии, оно распределяется по информационной сети и хранится в цифровом формате.
Коннективизм выделяет два важных момента, которые способствуют обучению: способность искать текущую информацию и способность фильтровать вторичную и лишнюю информацию. Таким образом, процесс получения знания становится более важной частью, чем само знание.
В педагогическом дизайне, как и конструктивистский подход, реализуется через общение, построение сообществ и баз знаний; открытость среды, незавершенность, разнообразие средств; проектную деятельность, самоанализ; анализ, оценку процесса деятельности и ее результатов, сохранение результатов, рефлексивность.
Важно понимать, что перечисленные теории не противоречат друг другу — они наслаиваются и дополняют. Классические теории (бихевиоризм, когнитивизм и конструктивизм) не могут отвечать всем задачам онлайн-обучения, а коннективизм не имеет законченных форм — знания, которое можно взять и передать. Именно поэтому современному педагогу необходимо разбираться во всех образовательных теориях и уметь кастомизировать их под свой курс обучения.
Узнайте больше о создании авторских курсов на платформе «Юрайт».