Бренд-культура стартапа

Бренд-культура - это экосистема, в которой команда живёт основными ценностями бренда, а идеалы и миссия компании в итоге становятся частью опыта клиентов, инвесторов и партнёров, СМИ и других заинтересованных сторон.

Вы можете подумать, что такое бывает только в идеальном мире, но это не так. Нужно правильно выстроить эту экосистему. Очень часто стартапы что-то забывают или не придают какой-то составляющей должного значения. Не нужно придумывать колесо, рецепт сильного бренда известен всем: правильно подобранная команда и корпоративная культура, бренд-концепция, визуальная и вербальная идентичность, коммуникация и тактика поведения на рынке. Главное, чтобы всем составляющим уделялось равное внимание.

Бренд-культура – ваша стратегическая инвестиция и основа для привлечения инвестиций.

При таком подходе к работе становится проще принимать решения и управлять коммуникацией как внутри, так и за пределами сформированной экосистемы, создавать потрясающие продукты.

Этапы построения бренд-культуры

Занять место в сознании потребителя непросто, как и построить команду, создающую инновации, но это на 100% возможно. Доказательством тому - успешные стартапы, которые, несмотря на трудности, конкуренцию и, конечно, предвзятость к своей идее, добиваются своей цели.

Почти любой стартап проходит или стремится пройти семь этапов и бренд-культура формируется на каждом из них. Элементы (команда, концепция, айдентика, коммуникации) складываются в экосистему, позволяя наиболее эффективно пройти путь от идеи до полноценной компании.

Идея

Как это обычно происходит: ты и твои партнёры увидели проблему и знаете, как её решить. Или вы придумали что-то невероятно новое и уверены в том, что нужно срочно создавать продукт. На этом этапе ты один на один со своей гипотезой. Собираешься с группой единомышленников, либо, бежишь к другу или подружке и рассказываешь им идею. Первый вариант: тебе говорят: “Супер!” - и дальше никто не знает, что делать. Второй вариант: идея не оценена и, возможно, ты не сделаешь то, что могло изменить твою жизнь и жизни других. Но ты должен проверить свою идею на прочность.

Как это должно происходить: после того как идея пришла к тебе в голову, ты формулируешь её так, что можно было объяснить в подробностях в чём вся “соль”. Тебе нужна профессиональная оценка. Тут на друзей/семью полагаться нельзя. Что можно сделать? Ты учишься сам или нанимаешь специалиста/команду, у которых есть необходимые знания. Поверь, возможен только такой подход и не проверяй обратное.

На этом этапе уже нужно ответить на глобальные вопросы и увидеть путь, по которому придётся пройти. А ещё именно в этот момент ты можешь услышать, что идею нужно доработать. И это важно, так ты сохранишь своё время и деньги.

Подтверждение идеи

Как это обычно происходит: твою идею уже первично оценили, ты и твои партнёры готовы действовать дальше. Первое, что приходит в голову – усиленно ищете что-то похожее, спрашиваете у знакомых, роетесь в статьях и штудируете комментарии - анализируете рынок.

Ты концентрируешься на том, что может отличать твой продукт от потенциальных конкурентов и для чего он нужен потенциальным покупателям. Конечно, когда делаешь это нечасто, велика вероятность увидеть только то, что хочешь увидеть.

Ты либо ничего не меняешь, потому что подтвердил свои гипотезы (что может оказаться совсем не так), либо адаптируешь идею с учётом новой информации.

Ты делаешь первые подсчёты, думаешь, где найти команду, составляешь первую презентацию (хотя бы мысленно).

Как это должно происходить: ты определяешь нишу, изучаешь тренды, лучшие практики, драйверы, конкурентов, потребности, ожидания и инсайты аудитории. После всей этой иногда скучной и масштабной аналитической работы можно определить гипотезу позиционирования: какое место твой продукт будет занимать в голове потребителя. Кто ты, что ты делаешь и зачем? Уже на этом этапе нужно задуматься о команде: кто нужен и как лучше этих людей найти. В этот момент появляется облако ценностей, ассоциации и метафора бренда. Всё это необходимо, чтобы приступить к созданию визуального образа компании.

Формирование команды

Как это обычно происходит: Друзья? Знакомые? Жена? Нет ничего лучше, чем сразу обеспечить близких рабочими местами (НЕТ!). Ведь они так рады помогать тебе и тратить своё время (НЕ ВСЕГДА!). И знают все тонкости финансов, маркетинга и построения бизнес-процессов (ДАЖЕ НЕ ДУМАЙ!). Возможно (скорее всего) на этом этапе у тебя есть небольшие накопления и нанять профи нет возможности. Поэтому друг Игорь вполне справится с разработкой сайта, а его знакомая не требовательная бухгалтер Вика поможет с бизнес-планом.

Формирование команды - это один из самых важных аспектов стартапа, которым в 90% случаев пренебрегают.

Конечно, есть второй вариант – у тебя и твоих партнёров есть и идея, и деньги. Но вы понятия не имеете, как нанять команду, в которой вы будете уверены. Снова ищете через знакомых, но уже за деньги.

Как это должно происходить: важно понять не только какие конкретно специалисты тебе нужны, но и какими личными и профессиональными качествами они обладают. Необходимо подобрать именно тех, с кем тебе и твоим партнёрам захочется и “сможется” работать дальше.

На этом этапе формируется видение будущего компании, а также условия работы. И, конечно, появляются зачатки будущей корпоративной культуры и коммуникационной стратегии.

MAP

Как это обычно происходит: ты и твоя команда работаете над первой версией продукта, которую можно показать тем, на ком вы хотите проверить идею не на словах, а в действии. Думаете, какие дополнительно каналы коммуникации можно использовать, чтобы о вас была хоть какая-то информация.Как это должно происходить: Да, это не MVP, и здесь нет ошибки в букве. Это MAP - minimal awesome product. Это тот продукт, который вы первым выпускаете на всеобщее обозрение. С минимальным функционалом, но “собранный” так, чтобы сделать опыт пользователя максимально крутым и запоминающимся. И вы должны быть готовы к этой встрече: ты сам и твоя команда. К этому времени появляются минимально необходимые, но потрясающе оформленные точки касания. Ты понимаешь, какие каналы коммуникации могут дать проекту максимальную отдачу в пользователях и релевантную обратную связь.

Тестирование

Как это обычно происходит: ты отправляешь свой продукт друзьям и знакомым. Конечно, они говорят, что всё отлично и только самые отважные пройдутся по недостаткам.

Как это должно происходить: Твой продукт теперь не просто идея в твоей голове, его выпустили в жестокий мир, там его терзают, пытаются найти в нём недостатки, но ты и твоя команда слушаете и собираете данные. Пока вы представили его не такой широкой аудитории (но, важно заметить, целевой!), у вас есть возможность безболезненно проверить все гипотезы, начиная от выбора аудитории, заканчивая посылами в рекламной кампании или на сайте. После полученной обратной связи вы вносите корректировки в продукт, бренд-концепцию, дорабатываете айдентику и составляете коммуникационную стратегию. Также ты и твои партнёры должны учитывать, что ваша команда может по-разному реагировать на изменения. На этом этапе, при подтверждении любви вашей аудитории (удержание клиентов) к вашему продукту, велика доля вероятности заполучить инвестора.

Масштабирование

Как это происходит: после доработки продукта ты и твои партнёры выходите на более широкую аудиторию. Начинаете метаться по рекламным каналам и не всегда знаете, как отслеживать их эффективность. Тут нам обязательно нужен SMMи реклама - чаще всего думаете вы.

Как это должно происходить: продукт доработан, на основании тестов разработана стратегия продвижения, твоя команда не выгорела и готова к очередному вызову. Вас ждёт прекрасное будущее и управляемый рост. Вы знаете, какие каналы коммуникации нужно запустить и какие KPI нужно выполнить. Вы ещё будете преобразовывать свой продукт и стратегию, вкладывать деньги в маркетинг и работать над развитием команды. Создание инноваций - ваш приоритет. Но вы уже не будете двигаться наугад, не будете тратить деньги впустую, каждый шаг будет осознанным.

Зрелость

Как это происходит: вы почувствуете

Как это должно происходить: все инвесторы мира (позволь себе мыслить всегда глобально) готовы инвестировать в твой продукт, и ты не против принять инвестиции от парочки из них. Твоя компания масштабируется, тестирует гипотезы роста, расширяет команду и вы готовы захватить весь мир.

***

Проходя этот путь, ты и твоя команда формируете свою бренд-культуру. И помни - это не набор догм, это живая экосистема, которая меняется и адаптируется, при этом неизменно сохраняя ценности и принципы работы компании, позволяя тебе изменить мир и купить тот домик на побережье Средиземного.

0
1 комментарий
Anton

Спасибо за интересную инфу!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда