{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Ликвидация коммерческих посредников на продовольственном рынке в России

ООО Складчина

День сегодняшний

Результат десятилетнего экономического курса России, усиленный сегодняшней паникой пандемии, в очередной раз заставляет государство заняться регулированием растущих цен на продовольственном рынке, которые выросли и имеют обоснованную тенденцию к росту. Данный подход не отличается своей новизной и не имеет проектного подхода. Рост цен предлагается сдерживать через запрет на увеличение наценки самими производителями, и, это конечно, абсолютно не разумный подход, плоды которого будут отражаться на законопослушных производителях и, безусловно, покупателях, которые все равно увидят чрезмерный рост на товары повседневного спроса.

В разгар самоизоляции депутаты «Единой России» предложили Правительству Мишустина разработать ограничительные меры для производителей, не смотря на то, что в большей степени сегодня курс доллара и евро ведет к увеличению издержек, которые производитель закладывает в отпускные цены. В этом случае, введя запретительные меры, своими решениями Правительство провоцирует остановку ряда производств. Вследствие остановки производств, как правило, и возникает дефицит на определенные товары. Результатом дефицита является рост цен от 10 до 30%. Получаем обратный эффект… Так было в начале 2008 года. В тот период государство пыталось «заморозить» цены на продукты первой необходимости (молоко, хлеб, яйца и масло), а по факту, рост цен на эти продукты превысил рост цен на остальные «не замороженные» продукты.

Несмотря на поддержку председателя Правительства, эта инициатива не успела воплотиться в жизнь благодаря обоснованным аргументам Ассоциации розничной торговли при содействии Минпромторга. В текущий весенний период были и другие инициативы, например, от Ассоциации «Теплицы России», которые предлагали АКОРТу ограничить аппетиты торговых сетей и снизить их наценку на 50%.

Самое удивительное, что и в этот раз никто не стал акцентировать внимание на действительной проблеме продовольственного рынка – его торговых посредниках, большее число из которых является составляющими цепочки дистрибуции и являются в ней искусственными звеньями, паразитирующими на добросовестных отношениях в системе товародвижения на продовольственном рынке.

История попыток регулирования потребительского рынка

ООО Складчина

Видят ли эксперты рыка, а так же Правительство проблемы, связанные с паразитирующими торговыми компаниями? Конечно! Решает ли ее? В силу сложившейся «культуры» отношений, только точечно, без комплексного подхода. Если вмешательство в регулирование дистрибуции и происходит, то точно не на уровне посредников-монополистов, где коррупционные интересы за этот «забор» заглянуть никому не дают.

Первые заявления Правительства в попытке оптимизировать количество участников в цепочки можно заместить на просторах интернета в 2011 году, когда Игорь Шувалов, будучи первым заместителем председателя Правительства, сообщал о необходимости сокращения количества посредников на продовольственном рынке, где число участников доходит до 15 посредников!!! Он же предлагал ввести ограничения по наценке: для розницы 30%, для оптовиков 10%, для производителей до 50%. По выдвинутой гипотезе, число компаний-посредников, который получают прибыль с дистрибуции, но не платят налоги, должно значительно сократиться. Позитивного следа продолжения этого послания и реализации идеи зачистки рынка найдено не было.

В 2015 году в совместном исследовании Яндекса и GfK Rus прогнозировался скорый уход с рынка лишних компаний-посредников в сфере e-commerce. По факту, как «загибался» каждый второй вновь открывшейся интерен-магазин в первые пол года, так и продолжают умирать в силу не способности конкурировать с устоявшимися продавцами ТНП. То есть , и тут мало чего изменилось и ожидания не оправдывают себя.

В том же 2015 году можно было наблюдать начало борьбы с паразитирующими торговыми посредниками на уровне регионов. Глава Брянской области Александр Богомаз на заседании антикризисного штаба (видимо последствия очередного кризиса 2014 года) призвал убрать посредников на продовольственном рынке. Катализатор к этому послужила цена на гречку в регионе, где производитель продает ее за 25 рублей за килограмм, а в магазине, пройдя рад посредников, она стоила 105 рублей!

Позже, в 2017 году, в Ярославской области была подписана Хартия сельхозпроизводителей, пытающихся очистить свой сектор от недобросовестных участников рынка в статусе посредников. Видимо, причиной такой активности стал факт недополучения бюджетом области налогов. Благодаря «нагроможденной» цепочки посредников, многие компании уклоняются от уплаты НДС.

Этому примеру позже последовали и производители в рыбной отрасли, где Хартия была направлена по своей основной задаче на закупщиков, которых обязывала покупать товары напрямую у производителей. Без участия посредников. О выводах, по итогам такой разумной инициативы, можно судить по информации в СМИ за 2019 год, где говориться о ФНС, которая опять проверяет рыбный рынок с целью установить реальных производителей продукции…

В апреле 2020 года, Сергей Неверов сообщал, что рост цен розница обосновывает действиями поставщиков, так как производители свои цены не повышали. В «догонку» этому заявлению, в своем публичном отчете о мерах по регулированию цен, ФАС РФ отмечала, что рост цен, например, на лимоны, вызван повышением цен иностранными компаниями ввиду общего сокращения поставок, при этом, у антимонопольного органа есть основания полагать, что значительный рост цен вызван не только этими причинами.

Конечно, у нас редко кто будет публично заявлять о картельных сговорах. Исторически доказано, что если ФНС и предпринимала шаги в борьбе с паразитирующими посредниками в рамках общей борьбы с «однодневками» на продовольственном рынке, то на существовании посредников-монополистов, которые и формируют цены, есть только размытые намеки на их существование.

Ведется борьба с «паразитами» или нет, сегодня имеем:

· Необоснованное удорожание потребительских цен;

· Как следствие необоснованного удорожания - товары местных производителей не находят покупателя и благополучно сворачивают свое производство;

· Недополучение бюджетом налогов.

Безусловно, есть интересы многих теневых структур в таком статус кво, но, все же, основной причиной удорожания товаров сегодня служат лишние посреднические звенья, которые паразитируют без предоставления/улучшения услуг участвующим субъектам рынка – производителям и потребителям.

Кто же такие торговые посредники на продовольственном рынке?

ООО Складчина

В общем понимании торговый посредник – юридическое лицо или ИП. По предназначению, своим участие в цепочки товародвижения, он призван обеспечивать сервисные функции производителю и/или потребителю.

Например, в лице торгового посредника, производитель получает канал сбыта и агента, работающего с целевым рынком потребителей. Его основные сервисные функции могут включать в себя как храненные части товарных запасов, что снижает издержки производителя, так и организацию доставки товаров до конечного покупателя. Кроме того, покупатель дополнительно выигрывает и в том, что данный торговый посредник может открыть ему доступ к более широкой товарной гамме.

Опыт функционирования посредников в цепочке дистрибуции на продовольственном рынке за рубежом показывает полезность присутствия большого количества локальных посредников, что позволяет производителю достичь снижения затрат. Это приводит к стабилизации конечных цен в розничных точках. Условно, назовем таких посредников, созидающими в интересах своей страны и местных субъектах торговых отношений, где качество продукта и услуг должно превалировать над коммерческими интересами.

В Российских реалиях дистрибуции, где монополизм процветает и укрепляется с каждым годом, укоренилась другая модель бизнес-отношений. Отсутствие реальных мер, в первую очередь, в малом и среднем производственном бизнесе, а также, формальное присутствие регулятора на продовольственном рынке, укореняются монопольная система в российских подразделениях зарубежных компаний, таких как «Ашан», X5 Retail Group, Metro, ранее – «Рамстор» и др Их деятельность направлена на блокирование доступа производителей к альтернативным рынкам сбыта и это факт. Отсутствие у местного производителя малой и средней формы возможности найти свой рынок указывает на необходимость созидающего торгового посредника (с основательной миссией и с сильной административной поддержкой) на благо местного потребителя. О таком, посреднике, ликвидирующем лишних торговых посредников, созидающем на благо граждан нашей страны и пойдет речь ниже.

Ликвидатор в действии

ООО Складчина

На фоне утраты масштабных государственных проектов по регулированию отношений на продовольственном рынке, эту нишу оздоровления торговых отношений, преследуя национальный интерес, пытается занять редукцион «Складчина», который выходит на рынок в настоящее время.

Редукцион вывел из теневой зоны торговых отношений в правовое поле огромный сегмент любителей коллективных закупок и кроме всего прочего, создал возможность покупателям самим влиять на конечную стоимость товаров.

Это стало возможным благодаря предложенному механизму редукциона, где в определенный сжатый период времени формируется оптовый пул из множества розничных заказов. Буквально, редукцион позволяет единовременно большому количеству покупателей, в рамках одного товара, совершать покупки на торговой площадке, где с каждой новой розничной покупкой цена за единицу товара опускается от стартовой к финишной. Стартовая цена, на привычные покупателю товары, равна розничной в сетях на аналогичные товары, а финишная равна оптовой, ранее не достижимой (в рамках сложившейся культуры покупок) рядовому розничному покупателю.

По своей сути, редукцион «Складчина» чрезвычайно мобилизационный проект, который единовременно способен объединить большое количество покупателей вкруг интересующего их товара с целью его приобретения по оптовой цене. Такую мобилизацию ему помогает осуществить глубокая идеология, заложенная в миссию проекта. Консолидация покупателей происходит вокруг одной базовой цели – купить по самой низкой цене далеко за пределами цен розничного сектора.

Буквально, торги проходит так - редукцион выставляет оптовое предложение (ЛОТ) и дробит его на микро-заказы (БИДы). БИД есть минимальная покупка в пределах привычных потребностей человека, семьи. Покупая БИДы, участники торгов с каждым новым покупателем в рамках ЛОТа снижают цену на товар от розничной к оптовой ступенчато (обычно от 6 до 10 ступеней). Торги по одному товару могут длиться от 1 часа до 7 дней, и здесь все зависит от интереса покупателей к конкретному товару.

Концепция сервиса автоматически исключает паразитирующие звенья в цепочки дистрибуции, так как предлагает розничным покупателям действительно оптовые цены, которых нельзя достичь, если в цепочки присутствует посредник. Проще говоря, сервис не сотрудничает с посредниками!

Доставка покупок осуществляется по желанию покупателя, либо до двери, либо в центре выдачи, которые планируется развернуть в каждом городе, где проходят торги. Сейчас сервис проходит тестирование в Москве и МО. В 2020 году планирует выйти в регионы и проводить торги дополнительно в центральных областных городах России.

Так же, сторона производителей, особенно это касается вновь организованных производств, которые должны сосредоточиться на профильном для себя занятии, остается удовлетворенной сотрудничеством с сервисом «Складчина» в силу того, что им не придется:

· идти на кабальные условия сетей, которые не будут способствовать выживанию;

· разворачивать представительства и филиалы;

· формировать дилерскую сеть.

Кроме того, благодаря оптимальной цене, сформированной отношениями с сервисом, продукт производства находит своего покупателя. Выгода производителей, особенно это касается молодых, новых производств, заключается в том, что маркетинговую подушку под тот или иной товар компания «Складчина» подготавливает на свои ресурсы, в связи с чем, производитель не несут значительных расходов и рисков, пытаясь найти своего покупателя на просторах Российского интернета.

Вывод:

Таким образом, предлагая новую модель совершения покупок «win-win», сервис:

1. Позволяет покупателям влиять на конечную стоимость товара и забирать его по оптовой цене;

2. Вследствие адекватной цены и качества, продукция производителей находит своего покупателя.

PS

По задумке создателя сервиса, Константина Богданова, социальная составляющая проекта «Складчина» заложена в самой концепции, которая нацелена на достижение наилучших условий потребления за счет объединение общества вокруг решения злободневной задачи по созданию среды без коммерческих паразитов на продовольственном рынке.

ООО Складчина

Здесь ярко заметно парадоксальное явление, при котором покупатель, сам того не замечая, участвует в зачистке рынка от недобросовестных посредников. Если учесть тот факт, что люди не столько любят тех, кот им делает добро, сколько тех, кому сами делают добро, то можно предположить, что это сервис имеет большую перспективу народного признания. Это случиться, как только люди поймут, что это они (каждый из них) помогли своим близким, своим соседям и своему государству!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда