{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Разработка и реализация стратегии цифровизации

В настоящее время, в связи с мировыми событиями, экономика России, как и экономики других стран, находится в периоде кризиса. Снижаются мировые цены на нефть, сокращается спрос в экономике: например, в апреле текущего года, по данным Лаборатории СберДанные, объем потребительских расходов в сравнении с прошлым годом снизился на 26,2%. Согласно прогнозам Минэкономразвития России, по итогам 2020 г. снижение ВВП будет 5 %, в т.ч. 9,5 % во втором квартале. Одной из причин этого является приостановление деятельности предприятий.

На данный момент можно выделить некоторые варианты развития компаний в кризис и после него:

· банкротство: компания объявляет себя банкротом в ситуации отсутствия принятия релевантных мер на вызовы, обусловленные кризисом;

· минимизация ущерба: компания держит вектор на сохранение имеющейся бизнес-модели, не применяя цифровые технологии, рассчитывая на пошаговое восстановление экономики;

· разработка новых возможностей для развития и роста: компания перестраивает бизнес-процессы, занимается их цифровизацией, привлекая к работе лучшие интеллектуальные ресурсы;

· взрывной рост: компания осуществляет полную перестройку бизнеса через разработку новой цифровой стратегии, создавая принципиально новые продукты и услуги, осваивая новые виды деятельности, которых требует новая реальность для существенного увеличения объемов бизнеса.

Очевидно, что наиболее эффективными становятся более мобильные компании, которые учитывают изменения в общемировом спросе, активно развивают сквозные цифровые технологии, используют цифровую трансформацию бизнес-процессов, подключаются к развитию внутренних и внешних экосистем и усиливают кооперацию. Они же выигрывают конкуренцию за потребителя, а проигравшие уходят с рынка. Таким образом, меры по повышению конкурентноспособности компаний выглядят наиболее актуальными в данной ситуации.

Цифровизация становится практически безальтернативной стратегической моделью развития компаний в связи с особенностью кризиса – запретом на оффлайн-деятельность. Работа в этом направлении может рассматриваться как разработка новых возможностей развития компаний для вывода бизнеса на качественно новый уровень.

Цифровизация и цифровая трансформация

На данный момент не существует общепринятого определения цифровизации, однако мы можем дать определение, которое, на наш взгляд, является наиболее полным.

Цифровизация – это новый этап автоматизации и информатизации деятельности, который базируется не только на управлении информационно-коммуникационными технологиями, но также включает в себя накопление и анализ с их помощью больших данных для прогнозирования ситуации, оптимизации бизнес-процессов, привлечения новых контрагентов и т.д. Другими словами, процесс цифровизации изменяет модель ведения бизнеса, поведение потребителей, а также роль человека в производственных процессах на основе использования цифровых технологий.

Цифровая трансформация предполагает более глубокие изменения – цифровые технологии внедряются во все аспекты деятельности компании и влекут за собой формирование качественно нового уклада бизнес-процессов.

Мировое сообщество выделяет 4 модели цифровой трансформации компаний на основе степени предоставления услугой конечной ценности для клиента и звена цепочки добавленной стоимости:

· омниканальный бизнес (например, банки, розничная торговля)

· поставщик (например, страхование через агента, розничное приобретение бытовой техники)

· драйвер экосистемы (например, Amazon)

· модульный производитель (например, Paypal)

Модели цифровой трансформации данные Центра исследования информационных технологий в Школе менеджмента Слоуна при Массачусетском технологическом институте.

Риски цифровизации

Главным риском цифровизации является то, что сама по себе цифровизация не является универсальным средством и не может обеспечить долгосрочную устойчивость компании. Случается так, что компании, использующие активные процессы цифровизации, проигрывают конкурентам. У успешных бизнес-моделей постепенно сокращается срок существования, а новые модели связаны с высокой вовлеченностью в использование цифровых технологий. В связи с этом наиболее успешными становятся модели с синтезом новых бизнес-моделей и цифровых инструментов.

Опыт крупных компаний

Многие компании активно включаются в процесс цифрового развития внедряя технологии как во всю структуру бизнеса, так и в некоторые его части, разрабатывая специальные методические рекомендации по развитию цифровой культуры внутри компании.

Крупнейшие компании мира в разных отраслях реализуют цифровизацию отдельных направлений, и это дает ощутимые результаты в виде роста объема клиентуры, производительности труда и сокращении издержек. Компании, которые придерживаются политики цифровизации, демонстрируют опережающее развитие в сравнении с другими компаниями. По данным Лаборатории СберДанные за апрель текущего года в России выручка компаний, предоставляющих цифровые товары, выросла на 22,8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, однако во многих других отраслях наблюдается спад, который достигает 99,2 %.

В таблице, предоставленной управляющим партнером O2Consulting и директором по цифровой стратегии Фонда развития цифровой экономики Анной Никитченко, отображены ключевые показатели эффективности цифровизации в ведущих компаниях различных отраслей на основе анализа стратегий развития компаний.

Ключевые показатели эффективности цифровизации в компаниях O2Consulting

Модель цифровизации

Цифровизация компании – это комплексный процесс. Центральным элементом модели является модель управления (ядра) цифровизацией и компанией в целом. Руководству необходимо ответить на следующие вопросы:

· какова роль цифровизации в развитии компании, каковы ключевые KPI;

· какие основные цифровые управленческие технологии предполагается использовать для принятия решений;

· каким образом в процесс принятия управленческих решений будут вовлечены сотрудники компании и внешние эксперты;

· необходимо ли создание внутреннего центра компетенций по цифровизации;

Следующим шагом является определение текущего состояния, а также направления создания и развития ресурсов для проведения цифровизации, в т.ч.:

· данные и цифровые активы: необходимо понимать, какие данные используются в деятельности компании, как их структурировать и использовать для принятия управленческих решений и создания и сохранения цифровых нематериальных активов;

· кадры, компетенции и культура: необходимо оценивать уровень цифровой готовности кадров (уровень пользования ПК, специальными программами, информационными системами и т.д.). Также важно учитывать наличие высококвалифицированных специалистов в области цифровых решений, которые смогут оперативно предложить наиболее реализуемые и целесообразные для задач компании;

· корпоративная цифровая инфраструктура, в которую входят устройства для обеспечения информационной безопасности, персональные компьютеры, центры обработки данных и прочие устройства;

· инвестиции для осуществления цифровизации: необходимо оценивать внутренний бюджет, который компания готова потратить на разработку, закупку и внедрение цифровых решений, а также на совместные разработки цифровых решений с партнерами, так как инвестиции в разработку цифровых решений – это актив, позволяющий повысить финансовую устойчивость компании.

Еще одним элементом модели является цифровизация деятельности компании в рамках цепочки добавленной стоимости. Компании необходимо оценивать, какие бизнес-процессы требуют внедрения цифровых технологий, предварительно проанализировав этапы создания стоимости продуктов и услуг, включая НИОКР, инжиниринг продуктов, производство, маркетинг и послепродажное обслуживание.

Следующим элементом становятся обеспечивающие процессы, включающие электронный документооборот, бухгалтерию, процессы управления (например, внедрение технологий для создавать отчетов и прочих документов для проведения советов директоров).

Комплексный процесс цифровизации компании

Рост капитализации с помощью процессов цифровизации обеспечивается благодаря повышению операционной эффективности внутри имеющейся бизнес-модели и реализации возможностей роста, включающих новые бизнес-модели и цифровые продукты.

Этапы разработки стратегической модели бизнеса, основанной на цифровых технологиях

Сегодня у компаний популярен подход к разработке стратегической модели бизнеса, который:

· реализует выбор внутри многомерного пространства;

· учитывает фундаментальные паттерны и тенденции;

· предполагает быстрое и гибкое исполнение.

В плане разработки стратегии по цифровизации, несомненно, должны быть отражены следующие пункты:

· точка А – текущий уровень цифровой готовности компании;

· проблемы и задачи, которые могут быть решены с помощью цифровизации;

· точка B – целевое состояние компании в результате цифровизации, включающее определение желаемого результата с учетом целей руководства;

· пути достижения целей с рассмотрением нескольких вариантов развития компании, а также выбор наиболее подходящего из них;

· декомпозиция цели на задачи, мероприятия (включая бюджет, сроки, конечные результаты по каждому мероприятию).

Для разработки и реализации стратегической бизнес модели эксперты советуют следовать Agile-подходу. Разработка может быть завершена в течении 1-1,5 месяца, стратегические решения могут быть протестированы и учтены сразу после разработки, а цифровые решения могут внедряться параллельно и давать положительный эффект еще до завершения всего процесса.

Шаги по разработке стратегии цифровой трансформации

Стремительное развитие технологий для цифровизации бизнеса привело к уменьшению стоимости и увеличению доступности цифровых сервисов, ощутимый эффект от их применения может появиться в сжатые сроки. Рассматриваемая в статье модель цифровизации применима к организациям любого размера. Стартапы, применяя инновационные инструменты, могут выйти на рынок с интересной и эффективной бизнес-моделью и быстро «разрушить» традиционные методы, которыми пользуются крупные холдинги.

Фонд развития цифровой экономики масштабирует и сотрудничает с новыми инновационными решениями, которые применяются в цифровой стратегии для решения бизнес-вопросов, анализа кейсов в различных отраслях, а также проектов, в стратегии которых используются сквозные цифровые технологии для развития бизнеса.

Авторы: член совета Фонда развития цифровой экономики Черешнев Максим Андреевич и директор по цифровой стратегии Фонда развития цифровой экономики, управляющий партнер O2Consulting Никитченко Анна Александровна.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда