{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Дело Блиновской и его значение для инфобизнеса в России

Арест Елены Блиновской и последующее информационное освещение его обстоятельств заставляют задуматься о том, что это значит для рынка инфобизнеса в России.

В этой статье анализирую правовую сторону вопроса и даю рекомендации, к чему приготовиться онлайн-школам и как им управлять грядущими рисками.

Что случилось

27 апреля Следственный комитет задержал российского блогера Елену Блиновскую при попытке пересечь границу с Белоруссией (об этом сообщает Forbes).

По данным РБК, Блиновскую подозревают в уклонении от уплаты налогов и отмывании денег в особо крупном размере (ч. 2 ст. 198 УК, наказывается штрафом от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или штрафом в размере дохода за период от 18 месяцев до трех лет либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, а также п. «б» ч. 4 ст. 174.1 УК, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет с возможным штрафом, ограничением свободы либо запретом заниматься определенной деятельностью.

Почему это важно

Уголовно-правовое преследование Блиновской осуществляется по налоговому и антиотмывочному составу, однако важно не только это, а то, как на это реагирует общество.

Блогосфера полна комментариев в духе "так ей и надо, инфоцыганке" и "жаль, что её закрыли за налоги, а не за её инфоцыганские марафоны".

Иными словами, в общественном сознании дело Блиновской - это не просто дело о налогах. Это акт социальной справедливости над "проклятыми инфоцыганами".

И хотя пока локомотивом обвинения является налоговый состав, от него недалеко до ст.159 УК РФ "Мошенничество".

Если дойдёт до этого, то это будет первый кейс такого масштаба в российском инфо-бизнесе, когда деятельность наставника признали мошенничеством из-за наличия признаков так называемого "инфо-цыганства"

Инфоцыганство — вид мошенничества, при котором коуч представляется богатым и успешным человеком и продаёт информационные продукты: гайды, курсы, книги и другие обучающие материалы, не имеющие никакой практической ценности.

Источник: Википедия

И это большая проблема.

Современный рынок онлайн-образования действительно представляет из себя противоречивую картину.

Наряду с честными онлайн-школами, которые не обещают ученикам золотых гор и нереальных результатов, рынок полон инфо-проектов, деятельность которых, мягко говоря, далека от общепринятых этических стандартов.

Публичные предложения "вырасти кратно в доходах" за "кратчайшие сроки" и "без вложений" стали нормой, и ученики, ослеплённые жаждой быстрых результатов, идут покупать курсы, не всегда понимая нереальность этих предложений.

Кто в этом виноват - большой вопрос.

Обвинять одних лишь "проклятых инфоцыган" очень удобно, однако надо понимать, что рынок реагирует на потребности аудитории.

Которая, в свою очередь, хочет быстрых результатов, чтобы "просто добавить воды" и без усилий и труда "заработать миллиарды".

Примечание. Относительно продукта Блиновской не могу утверждать, что она обещала это. Насколько я понял, речь шла об общем изменении мышления людей. И если там не было обещаний гарантированного обогащения, подобных вопросов к ней, полагаю, быть не может.

Эта тема - безответственность потребителя как ракетное топливо инфобизнеса - ещё ждёт своего отдельного исследования.

Я же хочу далее проанализировать, какие минусы (и, Вы возможно удивитесь, и плюсы) несёт инфо-рынку кейс Блиновской.

Минусы

Инфобизнес славится лёгкими продажами - и лёгким же, порой безответственным, поведением потребителей.

Так, нередко ученики, купившие курсы и не приложившие должного усердия к учебном процессу, приходят к школе и требуют её вернуть деньги.

Стандартный аргумент в этом случае - я не пользовался продуктом.

Я лично видел судебные дела, где потребитель приходил, говорил суду, что он не посетил ни одного семинара в онлайн-школе, а потом, раз он не пользовался продуктом, ему нужно вернуть 100% стоимости с 50% компенсацией, и суд удовлетворял эти требования.

Это типичный "потребительский экстремизм", и это особенность именно онлайн-образования. Сложно представить себе, чтобы студент крупного вуза пропустил все занятия (где его ждали преподаватели), а потом пришёл и потребовал деньги назад.

Да его бы объявили прогульщиком, отчислили за академическую неуспеваемость и не вернули бы ни копейки.

А с онлайн-школой так не просто можно поступить - это стало стандартом поведения для многих потребителей.

Но если до сих пор онлайн-школы находились в более-менее состязательном положении, и могли ссылаться на свои оферты, статью 782 ГК РФ, иные нормы, то теперь у потребителей появляется ещё один аргумент: вы - инфоцыгане, преступники и мошенники.

Я бы даже переформулировал так:

я ленивый, неорганизованный, не хожу на уроки, хочу быстрых результатов без труда, <поэтому> вы - инфоцыгане, преступники и мошенники, верните мои деньги!


Таким образом, дело Блиновской и другие дела этого ряда бросают тень на весь инфо-рынок и дают дополнительные аргументы и без того безответственной части масс-маркета.

Примечание. Тут надо отметить, что такое поведение, конечно, характерно не для всех учеников онлайн-школ. Многие понимают, что бизнес-образование это образование, что для освоения предмета нужно потратить время и силы. Это, скорее, лакмусовая бумажка, отделяющая разумного ответственного ученика от одурманенного обещаниями золотых гор и халявного "кратного роста без вложений" "потребительского экстремиста".

Плюсы

Как ни странно, у этой ситуации есть и плюсы.

Представим себе нормальную, не "инфоцыганскую" онлайн-школу. Её лидер имеет реальный опыт, не даёт нереальных обещаний, его формулировки конкретны, он имеет преподавательский опыт и сильную методологическую базу. В общем, нормальное бизнес-образование, только в онлайн-форме.

Такая школа, естественно, конкурирует с условно "инфоцыганскими" онлайн-школами, и очевидно, что она такую конкуренцию проигрывает.

Сравните два офера.

Пример №1. Пройдите большое годовое бизнес-обучение, в котором нужно будет трудиться, учиться управлению, создавать бизнес-процессы и регламенты, искать бизнес-модель, создавать и реализовывать стратегию развития на год и более, учиться нанимать команду, планировать рекламу, делать вложения и окупать затраты.

Пример №2. Получи х10 в личном доходе за 2 недели без вложений.

Какое обещание выглядит более "сладким"?

Одурманенный клиент выберет №2, и скорее всего станет жертвой инфоцыган.

И для нормальных онлайн-школ было бы неплохо, если бы эту пену сдуло с рынка.

Конечно, "сдуванием пены" должны бы заниматься ФАС и Роспотребнадзор, ведь это вопрос законности рекламы, введения потребителя в заблуждение и качества услуг.

И это, конечно, было бы лучше.

Потому что вряд ли деятельность правоохранительной машины будет ювелирно точной.

Тогда как для рынка инфобизнеса важна не только налоговая чистота, но и коммерческая добросовестность участников этого рынка.

Что делать онлайн-школам

  • Нормальным - привести в порядок налоги и оферты.
  • "Инфоцыганским" - становиться нормальными (очевидно, что у них есть и другие пути "развития", но едва ли я хотел бы давать им советы:)

Павел Катков

- автор телеграм-канала "Прибыльный юридический бизнес"

- Президент Международного межвузовского форума по юридическому онлайн-образованию

- владелец бизнес-школы Katkov.School

- член Ассоциации юристов России

0
9 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Савва

Все мы не безгрешны)
Но по 159 ч?? В чем тут мошенничество?
По налогам попала, плати, тут я поддерживаю.
Раз образ заставляет вести публичный род жизни, швыряться деньгами - рано или поздно это бы случилось)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алекс Д.

Не будет она сидеть- просто откупится, тем более, сейчас, при оплате- обвинения в налоговых преступлениях снимаются.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Катков
Автор

Ход так себе, но есть ли тут обман по смыслу 159 УК?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Лев Щенин

Коллеги, многие до сих пор путают сайт VC с сайтами типа Пикабу или ЯПлакал.
(нет понимания, что это разные сайты).
"Лох - не мамонт, лох не вымрет" - это сайт Пикабу.
А вот на сайте VC мы обсуждаем цмфры.
Вам хочется циферок ? "Их есть у меня !" (с)
Вот телеграм-канал "Дно-Новости" любезно подсчитал доходы Блиновской:
"Немного математики. Госпожа Блиновская недоплатила 918 млн налогов в 2019–2021 годах. При этом работала по упрощёнке и отправляла в налоговую 6% вместо 13%. Если 918 000 000 - это недоплаченные 7%, значит оборот составлял примерно 13 114 285 714 рублей (13,114 млрд руб) за 3 года. Или 4 371 428 571 рублей (4,3 млрд руб) в год. То есть в месяц она зарабатывала 364 285 714 рублей (364,3 млн руб). Зарабатывать такие бабки на инфо-цыганстве в принципе невозможно (особенно учитывая высокую конкуренцию в этой среде). Отсюда можно сделать вывод, что тётенька не столько обучала исполнению желаний, сколько "мыла" деньги для группы неустановленных лиц..."
Пруфы:
https://t.me/dnovos/818

Немного математики. Госпожа Блиновская недоплатила 918 млн налогов в 2019–2021 годах. При этом работала по упрощёнке и отправляла в налоговую 6% вместо 13%. Если 918 000 000 - это недоплаченные 7%, значит оборот составлял примерно 13 114 285 714 рублей (13,114 млрд руб) за 3 г...

Немного математики. Госпожа Блиновская недоплатила 918 млн налогов в 2019–2021 годах. При этом работала по упрощёнке и отправляла в налоговую 6% вместо 13%. Если 918 000 000 - это недоплаченные 7%, значит оборот составлял примерно 13 114 285 714 рублей (13,114 млрд руб) за 3 года. Или 4 371 428 571 рублей (4,3 млрд руб) в год. То есть в месяц она зарабатывала 364 285 714 рублей (364,3 млн руб). Зарабатывать такие бабки на инфо-цыганстве в принципе невозможно (особенно учитывая высокую конкуренцию в этой среде). Отсюда можно сделать вывод, что тётенька не столько обучала исполнению желаний, сколько "мыла" деньги для группы неустановленных лиц...

В России отмывание денег через блогеров - новый модный тренд (хотя, конечно же, стократно уступающий по оборотам РПЦ). Несколько месяцев назад МВД так же накрыло блогеров продававших курсы правильного питания и собственную жратву, и у них тоже были миллиардные обороты с неуплатой налогов. Миллиардные обороты! У блогеров торгующих жратвой! Есть дураки, которые в это поверят? Ярчайший пример ныне здравствующей "прачечной" на ютьюбе - овощебаза "лысого пряника" Сульянова, именуемая как "Хардкор". Как вы думаете, почему подобных шоу нет в англоязычном сегменте Ютьюба? Потому что такой мощный продакшн невозможно отбить заработками на ютьюбной рекламе и интеграциях. Посчитайте сколько людей там работает на зарплате, сколько стоит весь реквизит, сколько они тратят на маркетинг, сколько они платят своим бойцам и тд и тп. При этом надо отметить, что у Сульянова аж четыре шоу - Хардкор Боксинг, ММА, кулачка, эпик файтинг, с одной(!) аудиторией на всех, что автоматом снижает и стоимость рекламы. Ибо зачем оплачивать рекламу во всех четырех шоу, если смотрят их одни и те же люди? При этом у Сульянова низкое качество аудитории: половина - неплатежеспособные мигранты и дети. Откуда при таких раскладах шиши на поддержание аж 4 очень дорогих шоу?

Знающие люди говорят, что предшественник Сульянова Амиран Сардаров ("Дневник Хача"), уехал в США не для того, чтобы, как он заявлял, осваивать новые рынки (какие рынки может освоить Сардаров, если он обыкновенный барыга?), а потому что в своей блогеро-отмывочной нажил себе криминальных проблем с "серьезными" ребятами, и вынужден был закрыв все свои успешные шоу бежать в Америку, чтобы выждать, когда буря закончится. Недавно вернулся, но на ютубы больше не лезет.

Что касается ММА, то оно не только на ютьюбе, но и на уровне профессиональных промоушенов в России существует исключительно на отмывочные деньги. Так что там просто не глядя можно сажать всех. За всю историю России не было проведено ни одного(!) коммерчески прибыльного турнира по ММА. В России это попросту невозможно, ввиду низкой платежеспособности населения, отсутствия контрактов с телевидением (из-за низкой привлекательности для рекламодателя, т.к. эти турниры смотрят одни узбеки с таджиками), отсутствия спонсорства (по той же причине), отсутствия платных трансляций (по той же причине). Как возможно при таких раскладах отбить гонорар в 50 000 долларов того же Шлеменко, его соперника + еще 20 человек в карде + реклама + аренда и тд и тп. А как можно отбить гонорар Федора Емельяненко в полтора миллиона долларов? Это из области откровенной фантастики.

Московский Файт Найтс, например, был личной "прачечной" миллиардера Зиявудина Магомедова. В этом свете не удивительно, что как только Магомедова посадили, вся империя Файт Найтса в одночасье и схлопнулась. Екатеринбургский RCC (известный "поднимателем заборов" Иваном Штырковым) личная прачечная олигарха Алтушкина (тот самый, что в екб когда-то инициировал скандал со строительством храма и нагнал титушек для разгона протестующих против строительства; храм для Алтушкина тоже очень важен, понятно по каким причинам). М1 Глобал, разве что выбивался из общей картины: он был не отмывочной, а бюджето-распилочной.

Так что в России, будь то церковь, спорт, блогинг или инфоцыганство, решительно все делается либо для того, чтобы спиздить денег, либо чтобы "отмыть" спижженые деньги. В отличие от древнерусской былины, третьего пути на этой развилке нет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Ух, наручники — аж сон пропал.

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

Вам какие больше нравятся?

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Не могу сказать, что нравятся. Просто вспомнила одну давнюю историю :)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коновалов

Зицпредседатель Фунт

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда