{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я искала работу маркетологом в Германии в разгар сокращений в IT

Привет! Меня зовут Алена, мы с супругом уехали из РФ в начале марта 2022. Про опыт релокации пишу канале «Берлин: записки экспата», велком!

C июня 2022 мы живем в Берлине. В этой статье расскажу свой опыт поиска работы продуктовым маркетологом в Германии.

Cодержание:

  • Исходные данные
  • Шаг ноль
  • Требования к языку
  • Подготовка резюме
  • LinkedIn
  • Cопроводительные письма
  • Что сделать до начала поиска
  • Источники поиска
  • Подготовка к собеседованиям
  • Исследование компании
  • Что работает? Лайфхаки
  • Полезные источники

Поиск у меня занял 9 месяцев, но не нонстопом т.к. я делала 2 перерыва — на полтора месяца и на месяц. За все время я откликнулась на 77 позиций, а 30 HR-ов компаний написали мне сами через Linkedin. В итоге я пообщалась с 26 компаниями, прошла 55+ интервью. В сухом остатке у меня 1 оффер, до финала дошла еще в 2х компаниях (1 отказ со стороны организации, один отказ от меня).

Итак, исходные данные:

Поскольку мы переезжали в Германию по Blue Card, то мне также, как и супругу выдали ВНЖ на 4 года с разрешением на работу. У меня есть небольшой опыт на международных рынках, на момент начала поиска уровень английского был B2 (Upper-Intermediate) , нет немецкого (совсем) , общий опыт работы по профессии 8 лет, и в качестве продуктового маркетолога 3 года.

Я ориентировалась в поиске на стартапы и среднего уровня технологические компании (но в 10% случаев подавалась и в крупных корпоративных гигантов), которые работают с B2B рынками. Отдавала предпочтение компаниям с офисом в Берлине.

Шаг ноль

Перед тем как искать работу, мне важно было понимать свои сильные и слабые стороны, карьерный трек на ближайшие годы, рынок и его перспективы, целевую компанию. Вариант «откликаться из пушки по воробьям» мне не подходил, поэтому старалась кастомизировать.

Одна знакомая, которая уже прошла путь релокации, посоветовала мне еще в 2020 году карьерный клуб где я нашла необходимую информацию. Там я разбиралась в ценностях для себя в работе, в чем моя сила и слабые стороны, определила целевые компании, поработала с рынком и требованиями к специалистам в моей сфере. По итогам составила файл с карьерным планом на несколько лет. Делиться им не буду, ибо это довольно личное, но если в общем, то у меня была цель устроиться в международную компанию с возможностью релокации в Европу, когда я жила в Москве. Тогда вышло по-другому.

Проработка сильно помогла мне уже после экстремальной релокации и к поиску подходила более осознанно.

Требования к языку

В комментариях в телеграм-канале спрашивали насколько сейчас критично знание немецкого и какой должен быть уровень английского. По моему опыту примерно 50-60% вакансий не требуют немецкий язык для работы продуктовым маркетологом в IT, многие в вакансиях пишут, что готовы делать исключения по требованиям немецкого для интересных кандидатов.

Английский должен быть минимум B2, но ясно, чем выше тем лучше. Для разработчиков требования по языку могут быть ниже, но для маркетолога знание языка критично.

Мой английский был ок, но объективно я понимала, что этого недостаточно для международной компании. С сентября я занималась английским с носителями по 8 часов в неделю (групповые занятия и индивидуальные) , дополнительно брала уроки по подготовке к интервью, и недавно ездила на Мальту, училась в формате интенсива по бизнес английскому. Сейчас уровень где-то C1.

Подготовка резюме

В интернете тонны рекомендаций — как правильно написать резюме, очень много дельной информации бесплатно, не буду изобретать велосипед и расписывать очевидное.

Самое главное — резюме должно быть про результат, а не про процесс.

Например, не «I was responsible for the product launches in the company", а "Executed product launches of {class of product} with ROMI XZY% YoY».

Хорошее резюме отличается четкими метриками результатов вашей работы, емкими формулировками. Должно прослеживаться, что вы делали свою работу на благо финансовых показателей компании, понимали цели компании, шли к ним и замеряли свой вклад. Нанимающие менеджеры это ценят.

Если вы думаете, что у вас нет достижений, посмотрите этот ролик. Достижения есть у всех!

LinkedIn

Про Linkedin тоже тонны информации. Например, вот этот ролик, или этот.

Вкратце — нужно иметь максимально заполненный профиль (опыт работы можно копирнуть из CV), 500+ контактов, иметь список навыков, и в идеале, попросить коллег их подтвердить. Важно взаимодействовать с контентом соц.сети (лайкать, писать комменты, самостоятельно постить контент).

Я проходила обучение в рамках карьерного клуба для продвижения своего аккаунта. Могу сказать, что SSI (Social Selling Index) на самом деле работает. Чем выше эта метрика, тем чаще вы попадаете в выдачу рекрутеров.

Мне удалось развить его максимум до 65 из 100, но после бесконечных сокращений в IT за последний год мой SSI очень просел, и потом я уже не пыталась его поднять.

Мне по-прежнему писали HR-ы. В лучшие недели было по 3-4 приглашения на интервью НО примерно половина таких приглашений — это спам. Рекрутеры просто закидывают кандидатов с нужными ключевиками приглашениями, а потом пропадают или не приходят на назначенные ими интервью.

Если хотите углубиться в алгоритмы LinkedIn и больше в нем прокачаться, рекомендую почитать вот этот отчет, а если лень, то вот тут выводы.

Сопроводительные письма

Cover letter является очень важной частью «джентльменского набора» при поиске. Я общалась с директором по маркетингу в международной компании, которая каждый месяц нанимает по несколько новых сотрудников к себе в команду (в Берлине). Она сказала, что даже не открывает резюме, если нет сопроводительного. Мол человеку не так уж и нужна эта работа, если он не удосужился написать, почему именно ОН подходит для этой позиции.

Сопроводительное НЕ должно быть большим, везде рекомендуют 1/3 страницы А4. Его обязательно нужно кастомизировать под вакансию, указывайте «ключевики» по скилам. На этом этапе рекрутеру и нанимающему важно понять, что вы формально соответствуете требованиям вакансии, есть опыт и также наличие мотивации работать именно в этой компании.

Здесь вы найдете топ-ошибок при написании сопроводительных, а здесь структуру cover letter и примеры.

На мой взгляд, необходимо выделяться среди сотен других заявок, поэтому я чуть заморочилась, оплатила подписку в Canva и оформляла каждое сопроводительное в дизайне, скачивала его в PDF файле.

В шапку cover letter я добавила небольшое фото, и основные данные о себе — имя, почта, телефон, LinkedIn со ссылкой на аккаунт, моя локация, тип рабочей визы (тем самым обратив внимание, что не нужна волокита с документами).

Сейчас в канве есть 455 шаблонов сопроводительных писем (не только дизайн, но и структура попадается неплохая) .

Если у вас официальная версия MS 365, то можно посмотреть примеры cover letter и CV в Linkedin. У меня эта функция работала так себе, чего-то воодушевляющего не нашла, но вдруг пригодится.

Раз уж статья выходит в июне 2023, то самый простой и уже не такой топорный способ как в ноябре это Chat GPT. Конечно, AI напишет сырой драфт, но с ним куда проще работать, чем делать сопроводительное с нуля.

Что сделать до начала поиска

Покажите свое резюме человеку в «теме», тому, кто понимает вашу индустрию, страну, уже имел опыт трудоустройства. Это может быть карьерный консультант, ваш бывший коллега, друг, или человек из нетворка LinkedIn. Советы от таких людей бесценны, каждая карьера и поиск уникальны. Есть немалая вероятность, что резюме и сопроводительное надо будет переделать и вообще переписать с нуля, но все во благо, поверьте!

Я переделывала свои резюме и сопроводительные заново не менее 10 раз за прошедший год, и каждый раз оно становилось чуть лучше. Появляется опыт, и некоторые вещи становятся очевидны только после фидбека или негативного опыта.

Важно отслеживать свою конверсию по каждому этапу. Чтобы это было делать легче, я вела вот такую таблицу + создавала карточку в Trello на каждую компанию. Сперва кажется — зачем тратить столько времени, но я считаю это необходимым для трезвой оценки себя и понимания на каком этапе «затык», что я могу сделать лучше, с чем следует поработать. Также во время собеседований я делала пометки в карточку Trello, что важно для этой компании и на основании этого готовилась к следующему этапу и расставляла акценты.

Спустя время посмотрев на свою «воронку поиска» я понимаю, что моя конверсия довольно неплохая, но в моменте всегда кажется, что уже столько сил потрачено, а результата все нет.

Источники поиска

Здесь мог бы быть огромный список площадок, где стоит искать, но на своем горьком опыте я убедилась, что важно быть одной из первых во время открытия позиции. Когда в том же Linkedin открывается новая вакансия, то за несколько дней она набирает десятки и сотни откликов. Часто HR-ы дублируют вакансии, закрывают, снова открывают, подтягиваются агенты с этой же вакансией. В общем, там получается такая неразбериха, что больше мешает, чем помогает оптимизировать поиск.

Я пользовалась только одним источником: google for job search!

Он охватывает все рабочие сайты (и Linkedin) . (Update от ноября 2023, сейчас сервис довольно сложно найти, вот ссылка). Можно удобно настроить фильтры, попросить отбивки на почту по определенным параметрам. Я старалась откликаться день в день, когда вакансия только появилась.

Минус этого подхода в том, что иногда google перекидывает вас на сайт, но котором необходимо зарегаться, чтобы откликнуться. А самое обидное, что если я все-таки решалась зарегаться на непонятном сайте (когда мне очень понравилась вакансия), то во время подачи заявки на последнем этапе платформа просит заполнить еще все поля вручную (продублировать резюме). Тогда я взрывалась, и думала, что это просто не «моя» компания.

P. S. Надеюсь для людей, кто придумал эту систему будет отдельное местечко в аду 😳

Подготовка к собеседованиям

Не секрет, что бОльшая часть успеха в поиске работы это подготовка. К собеседованиям тоже надо готовиться (спасибо, Кэп) ! У меня был файл с 50-ю наиболее частотными вопросами и моими ответами, и список вопросов для компании.

Здесь можно посмотреть список самых часто задаваемых вопросов и примеры ответов от Linkedin.

C маркетинговой стороны вот тут раскрыты самые часто задаваемые вопросы.

Хорошая новость в том, что 80% вопросов повторяются, особенно на первых этапах.

Для более качественной проработки ответов я составила мастер-файл, в котором указала необходимые в работе навыки и прописала по системам STAR (Situation, Task, Action, Result) и CAR (Challenge, Action, Result) ситуации, в которых я их применяла.

Ссылка на файл(ответы не мои, не хотела бы попасть под NDA 😉) .

Исследование компании

Бывает, что на первое собеседование приходит и нанимающий менеджер. Он может спросить о компании, продуктах, вашей мотивации, что вы думаете о текущем маркетинге и т. д.

Для первого и второго этапа я делаю быстрый скрининг, чтобы быть в курсе, что происходит в компании:

  • иду на сайт изучать продукты,
  • на Crunchbase понять, кто входит в board team, сумму инвестиций и какие именно фонды инвестируют;
  • в LinkedIn смотрю как компания растет последние 2-3 года, захожу на странички сотрудников маркетинга и пробегаюсь по тому, что они пишут;
  • захожу на Glassdoor, чтобы посмотреть отзывы сотрудников, уровень зарплат в компании, вопросы на интервью;
  • изучаю соц. сети и блог компании;
  • изучаю новости по названию компании и их продуктов.

После этого картина становится четче, я и уже могу общаться с нанимающим менеджером совсем на другом уровне.

Что работает? Лайфкаки

  • Нетворк работает лучше всего. Здесь конверсия может быть и 80-90% в собеседования. Вопрос в том, где брать новые контакты? В моем случае хорошо работало волонтерство на мероприятиях около продуктовых тематик и посещение конференций. На таких «тусовках» узнаешь много нового из "кулуаров", что вытащить из чатов, каналов и открытых источников почти нереально или сложно. Нетворкинг — это большая отдельная тема, я только учусь. Ссылок тут не будет.
  • LinkedIn работает и очень круто!

    Я постоянно смотрела там людей, изучала информацию о компаниях, писала потенциальным коллегам и задавала вопросы (в половине случаев мне отвечали) , смотрела курсы, ну и самое главное, получала приглашения на собеседования.

  • Как истинный любитель табличек и наведения порядка из хаоса, могу сказать что для меня работает протоколирование и отслеживание всех своих действий. Я прописывала все в google sheets/docs c отслеживанием текущей конверсии (входящей, исходящей), мастер-файл, вкладка с ответами на часто задаваемые вопросы, трелло с карточками компаний, отдельная папка на рабочем столе со всеми документами, список ключевиков и емких формулировок для определенных скилов (это экономило много времени при кастомизации резюме и сопроводительного). Это работало для меня, но не факт, что кому-то такое «задротство» понравится 😂
  • Детали!

    Названия файлов, имя HR-а, small-talk.

    Например, такая мелочь как название файлов имела значение и мне даже пару HR-ов сказали «спасибо». Я указывала позицию, компанию, тип файла и свою фамилию. Так меня проще найти рекрутеру и нанимающему менеджеру при первичном отборе.

  • Искренность 😇

    В начале поиска рассказывала один в один по написанному заранее тексту с красивыми вычурными формулировками (ибо очень была неуверенна в себе и уровне языка, тем самым пытаясь показать, что я знаю выражения уровня С1), но вызывало это обратный эффект. Проанализировав, почему у меня сложности с прохождением на последние этапы я поняла, что разговариваю как робот. «Людей часто нанимают не за hard skills, а за soft skills» напомнила я себе. Решила просто быть собой, настоящим человеком, позволила себе иногда ошибаться и задумываться чуть глубже на сложные вопросы, ну и перестала разговаривать как робот. У меня сразу изменились показатели, стали приглашать на 4 и 5 уровень интервью.

Полезные инструменты:

Платформы для пробных интервью

Каналы на Youtube:

  • Self Made Millennial — тонны актуальной и ценной информации
  • Linda Rainier — очень хороший общий канал про то, как отвечать на вопросы
  • Careerum — русскоязычный канал, с качественной информацией и советами с учетом наших культурных особенностей

Зарплаты и стоимость жизни в разных странах и городах

Менторство, коучинг

Подкаст:

  • «Собес» (самый полезных из тех, что слушала)

База бесплатных материалов для продуктовых маркетологов

Финал

Надеюсь статья была вам полезна.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду благодарна фидбеку. Желаю успехов в поиске работы 😊

Все получится, дорогу осилит идущий!

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Владимир Соболев

Удачи вам) "Разговаривать как робот" в США получилось бы

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Митянина
Автор

С Америкой все неоднозначно, противоречивые истории слышала и читала

Ответить
Развернуть ветку
Алена Белякова

Спасибо, Алена, очень полезно!
Все структурно изложили и , главное, есть воронка.

Попадаются статьи успеха или наоборот не успеха ( и жалобы на рынок ) при этом нет упоминания о том, сколько сделано, сколько откликов работодателя, сколько приглашений на собеседование и что сработало.
Поэтому ваша статья имеет большую пользу. Успехов!

Ответить
Развернуть ветку
Alx123

Очень круто. Спасибо за такой подробный обзор!

Удачи Вам!

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Митянина
Автор

Благодарю! Приятно читать отзывы

Ответить
Развернуть ветку
Philipp Rotgolts

Алена, спасибо, очень полезная статья!

"Поскольку мы переезжали в Германию по Blue Card, то мне также, как и супругу выдали ВНЖ на 4 года с разрешением на работу." - я правильно понял, что вы сначала въехали, а потом искали работу? Если да, то как вы получили blue card?

И насколько, как Вы думаете, труднее найти работу, не находясь в Германии?

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Митянина
Автор

Филип, все верно. Blue card была у мужа, мне выдали ее по воссоединению семьи до того как я начала искать работу в Германии.
По поводу поиска не находясь в стране, думаю именно сейчас немного сложнее из-за рецессии. Компании нанимают меньше, а если и нанимают, то стараются сокращать затраты. Но я уверена нет ничего невозможного. Если вы хороший специалист, и работодателю нужны будете именно вы, то в целом оформлением документов будет заниматься все равно сотрудник. От компании для оформления рабочей визы нужен только контракт и анкета (+зп должна проходить под требования blue card).

Ответить
Развернуть ветку
Philipp Rotgolts

Спасибо за комментарий, Алена! Подскажите, пожалуйста, сколько времени заняло у мужа и у Вас получение blue card? У меня противоречивые данные, хотелось бы получить Ваш inside...

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Митянина
Автор

примерно 3 месяца, но это не стоит равняться. У нас одни друзья получали больше года, другие в районе 6 месяцев. Как поймаете термин

Ответить
Развернуть ветку
Павел Иванов

8/10

Ответить
Развернуть ветку
Бинарный Ёж

Жесть.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда