Канарейку за копейку — почему молодые спецы от вас сбегают
Привет! Меня зовут Даша, и я больше 10 лет занимаюсь контентом в ИТ — журналистике, пиаре, копирайтинге и прочих танцах с текстами. Но это не похвальбы и «икспертности» ради, а так, чтобы был бэкграунд к теме и что не с улицы заскочила мнением помахать.
Недавно на VC.ru вышла статья агентства по контекстной рекламе: «Текучка стажеров такая, что опускаются руки… что случилось с людьми?», где автор размазывает по тексту выражение удивленного Пикачу.
«Я провожу жесточайший отбор стажеров, требую знания выпускников МФТИ, отслеживаю РОИ, адаптирую с экзаменами и не плачу достойную ЗП — а чойта люди сбегают и не прощаются?» — с такими формулировками многие российские работодатели вполне искренне подходят к найму молодых спецов.
И как-то после этого искреннего возмущения испортившейся натурой человека, стало резко тошно. Захотелось рубануть правду, и затеять честный разговор о том, как многие российские компании средней руки (да и рекрутеры тож) абсолютно потеряли чувство реальности и не понимают, кого, зачем и как они нанимают. И следовательно, почему от них сбегают.
Как говорится, низы не могут, верхи не хотят. Разберём типовые ситуации и «боли». Без прикрас, откровенно и жестко. Никаких ссылок на Harvard Business Review, исследования Accenture и HH.ru, ноль цифр и статистики — исключительно философски. Основано на собственном опыте собеседований в пандемию и работе по найму в разного масштаба ИТ-компаниях.
«Мы молодая, динамично развивающаяся компания которая выжмет из тебя все соки».
Понятно, что отношения работодателя и наемного сотрудника это битва Хищника с Чужим, кислоты и ядовитой крови ровно столько же льется . Но, будем честны — у компании намного больше возможностей поставить сотрудника в позу усатого членистоногого и состричь с него всю шерсть, чем наоборот.
Что российские компании с удовольствием и делают. Типичная модель поведения — найти молодых спецов с небольшим опытом работы и оттого «свежих», с «горящими глазами». Предложить им самое дно зарплатной вилки, и, по факту их неопытности и небольших запросов выжать из них до капли максимальную наработку. Орать, прессовать КПЭ и РОИ, заставлять переделывать работу по сто раз... А когда выгорит — ну тогда и выгорит, там за забором еще десять таких стоят, дипломы в руках теребят. А если не выгорит, тогда может и на ступеньку выше поднимется.
Так что вся динамика — это покатушки большинства вниз с американской горки до увольнения, и ужиный полз меньшинства наверх за «печеньками» и ДМС.
Неудивительно, что молодые спецы сегодня быстро кумекают, в чем профит компаний и просто отказываются вовлекаться в эту динамику.
Удивленные рекрутеры еще имеют наглость всплёскивать руками и вопрошать на весь рынок: «неужто не осталось порядочных стажеров/начального уровня, готовых вкалывать за наше наиценнейшее спасибо»? А, спрашивается, для кого? Для тех, кто не пустит тебя близко к опциону? Для тех, из кого придётся выбивать несчастные +5 тысяч к зарплате? Для тех, кто при приеме тебя на работу будет презрительно поджимать губы когда ты озвучиваешь свой ценник?
«Скушай еще этих тёплых корпоративных ценностей»
Второй момент — это тотальное непонимание изменившегося менталитета потенциальных молодых сотрудников. Российские компании избалованы — они основаны и держатся на костяке тех людей, которые выросли в 90е и достаточно некритично восприняли американский подход к работе и успеху. Вот это, помноженное на российские реалии и угар того времени дал совершенно ядерный коктейль из амбиций и подчас раболепского отношения к труду, которое можно выразить следующими постулатами:
- Работа не волк, стерпится-слюбится
- Работодатель оказывает тебе, грязному неудачнику, услугу тем, что тебя нанимает, поэтому от тебя ждут лояльности ронина и терпения ангелы.
- Работа убер аллес, а также махт фрай. Пустите меня поработать хоть на коврик, и я готов работать здесь минимум год!
Вот люди, для которых эти установки абсолютно натуральны, и тащили российский бизнес на своём горбу для белого масы, потому что светоч зарплаты и возможного карьерного роста для такой парадигмы притягателен. Они готовы терпеть, бороться, страдать и грызть уголок двери главбуха ради реализации своих амбиций. Они готовы прыгать на тимбилдингах, добавлять иконки в дашборды и скандировать джингл любимой компании сквозь стиснутые зубы.
Это поколение, свято верящее, что трешка в Москве и хорошая иномарка, плюс любимые игрушки для себя и детей — будет. Надо только захотеть. А у кого нет, надо работать больше.
Но миллениалы/-зумеры — не готовы. Во-первых, они тупо умнее, потому что уже со школьной скамьи читали эти ваши интернеты, в том числе отзовики про работодателей и заунывные стенания наемного люда в Пикабу. Они в курсе рыночных зарплат. Они уже знают, что никаких райских кущ с печеньками не бывает, и что корпоративные ценности пишутся людьми, которые от этих ценностей удалены не меньше, чем Альфа Центавра - от нашего Солнца. Они с циничной усмешкой смотрят на все вот это «мы команда» если точно знают, что «в команде» принято подсиживать, перекла- сорри, «делегировать» обязанности на новичков и присваивать себе чужие достижения.
Во-вторых, им нужно другое:
- Отсутствие стресса и комфорт в коллективе/рабочем процессе вместо головокружительного карьерного роста с резанием глоток
- Возможность сторонней самореализации, а значит - перекошенного в сторону жизни баланса «работа-жизнь»
- Осознание ценности своей работы в человеческом плане, даже если это рутина. Например, что твоя работа нравится коллегам и единомышленникам, а не только «помогает миллионам россиян бла-бла».
И когда вместо вот этого им подсовывают фальшивку в виде постоянных переработок, отсутствия уважения к личному времени, токсичному оральному увлажнению начальственных сидушек и тп, они тихо сливаются подальше от организации.
«Вы не понимаете, деньги - это другое...»
Рыночная ЗП — предмет особых страданий работодателей, особенно по отношению к молодым сотрудникам. Потому что как мы помним, по законам 90-Х и началу 00-Х, зарплата должна вырываться из работодателя, как сердце — из груди жертвы ацтекских ритуалов, стахановскими подвигами и оборотами. То есть, то что тебя взяли на работу, это еще не конец — ты, милок, докажи что ты достоин оплаты своего труда. А мы подумаем.
Хотя есть другой перекос. Те компании, у которых есть деньги и воля их платить, но плохо со всем остальным, оказываются в ситуации когда зарплаты не могут удержать утекающих сотрудников. Их HR пучит глаза и разводит к руками — «дармоеды! Никто работать не хочет даже за такие деньги!»,
Смешно другое — для миллениалов и зумеров размер зарплаты не столь важен, как уже можно подумать. Им нужно вот все вышеперечисленное, и, по своему опыту, я скорее подожму свои зарплатные ожидания если пойму что в компании не самые высокие зарплаты, но зато человеческое отношение.
Так ведь и его не всегда дождёшься — по крайней мере, в честном виде. Особенно ушлые компании средней руки фишку просекли, и активно «мимикрируют» под человеколюбивые организации. И тогда происходит ровно следующее: да, тебе заглядывают в глаза и спрашивают про твою прекрасную душу. Да, кадры беседуют с тобой и осведомляются о комфорте адаптации. Корпоративные порталы пестрят «активностями», а ментор-руководитель кивает и поддакивает что ему «важно получить фидбек».
Потом, правда, за елейными речами всплывает, что в ходе адаптации поменялись условия найма, и теперь вся премиальная часть привязана к КПЭ, потому что «сейчас сложная ситуация и мы решили, что так будет лучше для будущего всего коллектива». А теперь пойди и исполни его, да так, чтобы не пострадал ничей эмоциональный интеллект.
Занавес, гром аплодисментов.
«Секта Свидетелей Силиконового Стартапа»
Ну и самая мякотка клиники, это то, что куча работодателей считают, что если они переймут «лучшие практики» карикатурных стартапов Долины, то молодые сотрудники и стажеры навсегда прирастут к своим креслам, будут сидеть пить кофеек, кушать мюсли за обе щеки и не просить никаких доп.бонусов.
Очистки совести для, надо сказать, что практики действительно перенимают. Но в лучшем российском стиле — бенефис худших людоедских experience.
Промывка мозга начинается с мантры про «крутые огненные проекты, которые мы делаем для наших крутых клиентов», и с каждым витком мотивационного спича крутости всего и вся становится все больше, а блеск в глазах — все фанатичнее. Работнику обещают «интересные задачи» и возможность «творчества» при полной неформальность процесса. Типа, если ты молодой и горячий, то вперед.
Ну, по факту, реально интересных задач реально же бывает не так много. Крутые огненные проекты — опять же, in the eye of the beholder. Творчество и неформальность — тоже такое себе. Но главное ведь — самореализация, баланс работа-жизнь, все вокруг такие молодые и подвижные, и ты тоже будешь!
А зарабатывать денежку нужно все же, и что мы имеем в сухом остатке?
Истерику. Нескончаемую, беспощадную истерику. Человек приходит на «интересные задачи» по, скажем, СММ, а по факту делает 10 задач всего отдела, от эвент-менеджмента до подбирания соплей чаду коммерческого директора. Хотел творчество и неформальности? Получай полный разброд в делегировании и ответственности, но козлом отпущения будет, понятно новичок. И все это под залпы назойливой корп-культуры, написанных левой ногой катающегося на самокате генерального адских КПЭ, списанных под копирку ценностей, которые не имеют ничего общего к области деятельности компании, аппеляции к амбициям (мы из тебя сделаем, мы из тебя вырастим, огогого, бааааальшой человек будешь) и надувания щёк экспертизой. Вынести это из недавних выпускников вузов может мало кто.
Счастливого работника псевдо-стартапа ждет шпыняние и утопление под грузом всей накопленной горе-компанией работой под ободрительный вой «ты герой, наш незаменимый человек-оркестор! Мы любим тебя, вот тебе бесплатный сертификат на обучение у нашего же инфоцыгана-бизнесангела!».
И тренинги, тренинги… Выдающиеся компании еще и экзамены проводят, чтобы вчерашний студент булки не расслаблял.
Сотрудник, понятное дело, валит.
Почему же?
Потому что молодой сотрудник, выходящий на рынок сегодня, живет совсем не этим. В конвейере он не может заниматься развитием своего ТикТока и продавать авторские ковры в Инстаграм. Он не может самореализоваться и не может заработать денег, которые он легко может заработать собственным микробизнесом. Может и небольших денег, но с его нынешним стилем жизни вполне достаточным, в эпоху минимализма и «осознанного потребления». И вместо средней компании он скорее наймётся в крупную корпорацию с понятными и отлаженными процессами.
Выводы
- Хотите нанимать молодых и неопытных? Либо меняйте «нулевую» ментальность компании, либо ищите состоявшихся работников, которые готовы вскрыть себе мозги для насилия за стабильную зарплату
- Не можете платить в рынке - берите человеческими условиями и отсутствием насилия на работе
- Забудьте про то, что ценности компании станут ценностями сотрудников, если вам пришлось сильно напрягать мозг, чтобы понять, что же это за ценности
- Сотрудник в найме — не собственность и не ваш личный самурай
- Плюшки и печеньки не стоят ничего и не удержат сотрудников, если коллектив и корп-культура гнилые. А понять это можно по текучке.
- Канарейка рано или поздно сдохнет.
У меня все, картинки мои)
Никогда не понимала смысл корпоративных ценностей. Что мне нужно из них извлечь? Как мне на собственную работу посмотреть сквозь оптику этих ценностей? Как мне надо подпрыгнуть и присесть? Кто это вообще придумал?
Корп. ценности и размахивание этими флажками были одной из причин, почему я ушла из достаточно большой компании, которая работала во всех российских часовых поясах, в маленькую на сто человек, где люди просто работают работу по чесноку без всех этих эйчар-брендов и работы ради работы.
Корп.ценности - это всего лишь фиксирование культуры компании. Если они друг другу не соответствуют, то ценности херовые или культуры нет.
Ну, вообще насколько корректно называть выдуманные компанией правила для сплочения коллектива - "ценностями"?
С чего вы решили, что они обязательно выдуманные?
Потому что сами компании тоже кем-то создаются. Если они создаются с 0, то значит и правила сами тоже выдумываются. Конечно ещё надо понимать, что слово "ценность" люди понимают по-своему и, в зависимости от определения, можно сказать, что ценность - это тоже что-то выдуманное, а можно сказать совершенно другое.
Выдуманное - это значит, не имеющее отношение к реальности. Об этом я и написал выше, если соответствие реальности есть, значит и ценности правильные. Вы их читаете, если они вам нравятся - остаетесь, не нравятся - ищите другую компанию. Это гораздо проще, чем на собственном эскпириенсе понимать как устроена та или иная контора.
Ну да, конкретно эти правила не существуют объективно, они существуют в головах людей, которые составляют самую верхушку той или иной компании. Причём правила эти могут по определённым пунктам совпадать с правилами других компаний, а по другим сильно отличаться. Здесь не в реальности дело, а в том есть ли в них смысл для компании, помогают ли они повысить продуктивность коллектива или нет. Правильность определяется именно этим. Да, человек сам решает.
Почему-то много комментаторов под этим постом пишут, дословно, как им ненавистны "рожи на работе". Но это же кромешный ужас, мазохизм. Корп.культура тут просто выступает в виде козла отпущения, потому что посмотреть на свою жизнь и признать ошибки, которые привели к "ненавистным рожам" гораздо сложнее, чем сказать "руководители пидары, коллеги уроды, а я тут только ради денег".
Смысл культуры для компании - это привлекать похожих на себя людей, создавать комфортную среду единомышленников на рабочем месте. Хорошая культура в том числе защищает сотрудников от перепадов настроения руководителя, так как хороший руководитель в первую очередь сравнивает с себя с тем, что зафиксировано в культуре. Ну банальный пример, если у нас в ценностях написано, что мы уважаем личное время и не пишем в чаты по выходным, то это должно работать в обе стороны.
Спасибо за отсылку, как я понял, к моему примеру. Но там немного про иное. Не думаю, что «сделал ошибку». Дело в том, что я вообще не люблю коллективы, работаю 1 удаленно, а неизбежно терпеть приходится «коллег» на стороне заказчиков, которым я продаю результаты своей работы. Все корпоративные ценности не играют для меня роли, так как я время от времени меняю собственно контрагентов. Да и суть работы - поиск и продажа лидов в очень узких сегментах недвижки, поэтому мне без разницы, кому продавать и какие у них там ценности. Плюс, я прекрасно понимаю, что эта работа нужна только ради денег и ни для чего больше, так как по сути она бесполезна для общества в целом. Задача же состоит в накоплении достаточного количества собственности для перехода на ненапряжную поддержку и жизнь в удаленном отдельном доме с насыщенным инфраструктурой двором и максимальной автономностью. Что, собственно, готово уже на 70% за 7 лет после старта с полного 0 (в наличии был старый компьютер и несколько комплектов одежды) XD
Не имел в виду конкретно вас. Вы фрилансер, судя по описанию, это нормальный выбор. Я писал про людей, которые каждый день ходят на ненавистную работу и винят в этом коллег и работодателя, но не в силах что-либо менять самим. Именно так, на мой субьективный взгляд, выглядит большинство тех, кто говорит, что терпят работу только ради денег.