{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Канарейку за копейку — почему молодые спецы от вас сбегают

Привет! Меня зовут Даша, и я больше 10 лет занимаюсь контентом в ИТ — журналистике, пиаре, копирайтинге и прочих танцах с текстами. Но это не похвальбы и «икспертности» ради, а так, чтобы был бэкграунд к теме и что не с улицы заскочила мнением помахать.

Недавно на VC.ru вышла статья агентства по контекстной рекламе: «Текучка стажеров такая, что опускаются руки… что случилось с людьми?», где автор размазывает по тексту выражение удивленного Пикачу.

«Я провожу жесточайший отбор стажеров, требую знания выпускников МФТИ, отслеживаю РОИ, адаптирую с экзаменами и не плачу достойную ЗП — а чойта люди сбегают и не прощаются?» — с такими формулировками многие российские работодатели вполне искренне подходят к найму молодых спецов.

И как-то после этого искреннего возмущения испортившейся натурой человека, стало резко тошно. Захотелось рубануть правду, и затеять честный разговор о том, как многие российские компании средней руки (да и рекрутеры тож) абсолютно потеряли чувство реальности и не понимают, кого, зачем и как они нанимают. И следовательно, почему от них сбегают.

Как говорится, низы не могут, верхи не хотят. Разберём типовые ситуации и «боли». Без прикрас, откровенно и жестко. Никаких ссылок на Harvard Business Review, исследования Accenture и HH.ru, ноль цифр и статистики — исключительно философски. Основано на собственном опыте собеседований в пандемию и работе по найму в разного масштаба ИТ-компаниях.

«Мы молодая, динамично развивающаяся компания которая выжмет из тебя все соки».

Понятно, что отношения работодателя и наемного сотрудника это битва Хищника с Чужим, кислоты и ядовитой крови ровно столько же льется . Но, будем честны — у компании намного больше возможностей поставить сотрудника в позу усатого членистоногого и состричь с него всю шерсть, чем наоборот.

Что российские компании с удовольствием и делают. Типичная модель поведения — найти молодых спецов с небольшим опытом работы и оттого «свежих», с «горящими глазами». Предложить им самое дно зарплатной вилки, и, по факту их неопытности и небольших запросов выжать из них до капли максимальную наработку. Орать, прессовать КПЭ и РОИ, заставлять переделывать работу по сто раз... А когда выгорит — ну тогда и выгорит, там за забором еще десять таких стоят, дипломы в руках теребят. А если не выгорит, тогда может и на ступеньку выше поднимется.

Так что вся динамика — это покатушки большинства вниз с американской горки до увольнения, и ужиный полз меньшинства наверх за «печеньками» и ДМС.

Неудивительно, что молодые спецы сегодня быстро кумекают, в чем профит компаний и просто отказываются вовлекаться в эту динамику.

Удивленные рекрутеры еще имеют наглость всплёскивать руками и вопрошать на весь рынок: «неужто не осталось порядочных стажеров/начального уровня, готовых вкалывать за наше наиценнейшее спасибо»? А, спрашивается, для кого? Для тех, кто не пустит тебя близко к опциону? Для тех, из кого придётся выбивать несчастные +5 тысяч к зарплате? Для тех, кто при приеме тебя на работу будет презрительно поджимать губы когда ты озвучиваешь свой ценник?

«Скушай еще этих тёплых корпоративных ценностей»

Второй момент — это тотальное непонимание изменившегося менталитета потенциальных молодых сотрудников. Российские компании избалованы — они основаны и держатся на костяке тех людей, которые выросли в 90е и достаточно некритично восприняли американский подход к работе и успеху. Вот это, помноженное на российские реалии и угар того времени дал совершенно ядерный коктейль из амбиций и подчас раболепского отношения к труду, которое можно выразить следующими постулатами:

  • Работа не волк, стерпится-слюбится
  • Работодатель оказывает тебе, грязному неудачнику, услугу тем, что тебя нанимает, поэтому от тебя ждут лояльности ронина и терпения ангелы.
  • Работа убер аллес, а также махт фрай. Пустите меня поработать хоть на коврик, и я готов работать здесь минимум год!

Вот люди, для которых эти установки абсолютно натуральны, и тащили российский бизнес на своём горбу для белого масы, потому что светоч зарплаты и возможного карьерного роста для такой парадигмы притягателен. Они готовы терпеть, бороться, страдать и грызть уголок двери главбуха ради реализации своих амбиций. Они готовы прыгать на тимбилдингах, добавлять иконки в дашборды и скандировать джингл любимой компании сквозь стиснутые зубы.

Это поколение, свято верящее, что трешка в Москве и хорошая иномарка, плюс любимые игрушки для себя и детей — будет. Надо только захотеть. А у кого нет, надо работать больше.

Но миллениалы/-зумеры — не готовы. Во-первых, они тупо умнее, потому что уже со школьной скамьи читали эти ваши интернеты, в том числе отзовики про работодателей и заунывные стенания наемного люда в Пикабу. Они в курсе рыночных зарплат. Они уже знают, что никаких райских кущ с печеньками не бывает, и что корпоративные ценности пишутся людьми, которые от этих ценностей удалены не меньше, чем Альфа Центавра - от нашего Солнца. Они с циничной усмешкой смотрят на все вот это «мы команда» если точно знают, что «в команде» принято подсиживать, перекла- сорри, «делегировать» обязанности на новичков и присваивать себе чужие достижения.

Во-вторых, им нужно другое:

  • Отсутствие стресса и комфорт в коллективе/рабочем процессе вместо головокружительного карьерного роста с резанием глоток
  • Возможность сторонней самореализации, а значит - перекошенного в сторону жизни баланса «работа-жизнь»
  • Осознание ценности своей работы в человеческом плане, даже если это рутина. Например, что твоя работа нравится коллегам и единомышленникам, а не только «помогает миллионам россиян бла-бла».

И когда вместо вот этого им подсовывают фальшивку в виде постоянных переработок, отсутствия уважения к личному времени, токсичному оральному увлажнению начальственных сидушек и тп, они тихо сливаются подальше от организации.

«Вы не понимаете, деньги - это другое...»

Рыночная ЗП — предмет особых страданий работодателей, особенно по отношению к молодым сотрудникам. Потому что как мы помним, по законам 90-Х и началу 00-Х, зарплата должна вырываться из работодателя, как сердце — из груди жертвы ацтекских ритуалов, стахановскими подвигами и оборотами. То есть, то что тебя взяли на работу, это еще не конец — ты, милок, докажи что ты достоин оплаты своего труда. А мы подумаем.

Хотя есть другой перекос. Те компании, у которых есть деньги и воля их платить, но плохо со всем остальным, оказываются в ситуации когда зарплаты не могут удержать утекающих сотрудников. Их HR пучит глаза и разводит к руками — «дармоеды! Никто работать не хочет даже за такие деньги!»,

Смешно другое — для миллениалов и зумеров размер зарплаты не столь важен, как уже можно подумать. Им нужно вот все вышеперечисленное, и, по своему опыту, я скорее подожму свои зарплатные ожидания если пойму что в компании не самые высокие зарплаты, но зато человеческое отношение.

Так ведь и его не всегда дождёшься — по крайней мере, в честном виде. Особенно ушлые компании средней руки фишку просекли, и активно «мимикрируют» под человеколюбивые организации. И тогда происходит ровно следующее: да, тебе заглядывают в глаза и спрашивают про твою прекрасную душу. Да, кадры беседуют с тобой и осведомляются о комфорте адаптации. Корпоративные порталы пестрят «активностями», а ментор-руководитель кивает и поддакивает что ему «важно получить фидбек».

Потом, правда, за елейными речами всплывает, что в ходе адаптации поменялись условия найма, и теперь вся премиальная часть привязана к КПЭ, потому что «сейчас сложная ситуация и мы решили, что так будет лучше для будущего всего коллектива». А теперь пойди и исполни его, да так, чтобы не пострадал ничей эмоциональный интеллект.

Занавес, гром аплодисментов.

«Секта Свидетелей Силиконового Стартапа»

Ну и самая мякотка клиники, это то, что куча работодателей считают, что если они переймут «лучшие практики» карикатурных стартапов Долины, то молодые сотрудники и стажеры навсегда прирастут к своим креслам, будут сидеть пить кофеек, кушать мюсли за обе щеки и не просить никаких доп.бонусов.

Очистки совести для, надо сказать, что практики действительно перенимают. Но в лучшем российском стиле — бенефис худших людоедских experience.

Промывка мозга начинается с мантры про «крутые огненные проекты, которые мы делаем для наших крутых клиентов», и с каждым витком мотивационного спича крутости всего и вся становится все больше, а блеск в глазах — все фанатичнее. Работнику обещают «интересные задачи» и возможность «творчества» при полной неформальность процесса. Типа, если ты молодой и горячий, то вперед.

Ну, по факту, реально интересных задач реально же бывает не так много. Крутые огненные проекты — опять же, in the eye of the beholder. Творчество и неформальность — тоже такое себе. Но главное ведь — самореализация, баланс работа-жизнь, все вокруг такие молодые и подвижные, и ты тоже будешь!

А зарабатывать денежку нужно все же, и что мы имеем в сухом остатке?

Истерику. Нескончаемую, беспощадную истерику. Человек приходит на «интересные задачи» по, скажем, СММ, а по факту делает 10 задач всего отдела, от эвент-менеджмента до подбирания соплей чаду коммерческого директора. Хотел творчество и неформальности? Получай полный разброд в делегировании и ответственности, но козлом отпущения будет, понятно новичок. И все это под залпы назойливой корп-культуры, написанных левой ногой катающегося на самокате генерального адских КПЭ, списанных под копирку ценностей, которые не имеют ничего общего к области деятельности компании, аппеляции к амбициям (мы из тебя сделаем, мы из тебя вырастим, огогого, бааааальшой человек будешь) и надувания щёк экспертизой. Вынести это из недавних выпускников вузов может мало кто.

Счастливого работника псевдо-стартапа ждет шпыняние и утопление под грузом всей накопленной горе-компанией работой под ободрительный вой «ты герой, наш незаменимый человек-оркестор! Мы любим тебя, вот тебе бесплатный сертификат на обучение у нашего же инфоцыгана-бизнесангела!».

И тренинги, тренинги… Выдающиеся компании еще и экзамены проводят, чтобы вчерашний студент булки не расслаблял.

Сотрудник, понятное дело, валит.

Почему же?

Потому что молодой сотрудник, выходящий на рынок сегодня, живет совсем не этим. В конвейере он не может заниматься развитием своего ТикТока и продавать авторские ковры в Инстаграм. Он не может самореализоваться и не может заработать денег, которые он легко может заработать собственным микробизнесом. Может и небольших денег, но с его нынешним стилем жизни вполне достаточным, в эпоху минимализма и «осознанного потребления». И вместо средней компании он скорее наймётся в крупную корпорацию с понятными и отлаженными процессами.

Выводы

  • Хотите нанимать молодых и неопытных? Либо меняйте «нулевую» ментальность компании, либо ищите состоявшихся работников, которые готовы вскрыть себе мозги для насилия за стабильную зарплату
  • Не можете платить в рынке - берите человеческими условиями и отсутствием насилия на работе
  • Забудьте про то, что ценности компании станут ценностями сотрудников, если вам пришлось сильно напрягать мозг, чтобы понять, что же это за ценности
  • Сотрудник в найме — не собственность и не ваш личный самурай
  • Плюшки и печеньки не стоят ничего и не удержат сотрудников, если коллектив и корп-культура гнилые. А понять это можно по текучке.
  • Канарейка рано или поздно сдохнет.

У меня все, картинки мои)

0
881 комментарий
Написать комментарий...
Дмитрий

А у меня че то аж подгорело немного...

Единственное с чем я соглашусь на 100% - мотивация деньгами не главное и корпоративные ценности в костёр.

Вот те кто только начинают свою карьеру - поймите простую вещь - вы ресурс для бизнеса. Не более того. Все эти ваши инфантильные "я хочу чтоб мне было комфортно" на хер никому не упали. Хочешь зарабатывать - ты будешь идти и херачить - делать результат. Без этого никак. Вы на своем рабочем месте, должны делать результат, блять, неужели это так сложно понять? Не важно что это - упаковать 506 коробок за смену, разнести 63 заказа за 12 часов, или держать рои по контексту на уровне 20%.

Результат на необходимом для бизнеса объеме - вот чего от вас ждут и это и есть залог вашего хорошего заработка и психологического комфорта.

Не нравится? Иди в тикток или инсту и продавай свои 1,5 человека аудитории какому-нибудь букмекеру, но все же прекрасно понимают чем это закончится через 3-4 месяца.

Вот это новое поколение о котором идет речь в статье живет просто в каком то гипертрофированном клубке когнитивных искажений.

И главное из них - что вас ДОЛЖНЫ по умолчанию, любить, уважать, ДАВАТЬ вам что-то ценное, только лишь за факт вашего сущестовавания.

Второе не менее важное - вы смотрите на своих сверстников из популярных социалочек которые ездят на ламбах и феррах, отдыхают на океанах с красивыми девочками и/или мальчиками и у вас текут слюни от такой жизни. Успешный успех мать его. Но вы не понимаете простой вещи, что это фикция. Ну либо понимаете и от этого в двойне хуже. Это лишь инструмент за дешево купить вас (ваше внимание и вовлеченность в контент) и потом за дорого вас же и продать какому-нибудь рекламодателю. Все, это просто (сюрприз) бизнес такой.

Вот эти две вещи через несколько лет сыграют с вами злую шутку. Когда вы бегая от одного работодателя к другому в надежде что хоть где-нибудь вас будут ценить и хоть кто-нибудь даст вам комфорт (не будут заебывать, назовем это своими именами), поймете что никто вам этого не даст. Но пока вы будете бегать и прыгать с одного места на другое - пройдет время, самый ценый ваш ресурс. И вы уже на хуй никому не будете нужны.

Для того чтобы вас ценили - нужно расти как специалисту, хлебнуть профессиолнального говнеца так скажем, но не смотря на всё, не смотря на любые трудности, не смотря на то что эти твари заставляют скидываться бухгалтерше на др, не смотря на все эти жуткие лишения - расти, расти как специалисту. А уже потом монетизировать свои компетенции.

Если "здесь" стало тесно и душно - искать дургое. И там продолжать расти. И так раз за разом пока вам не станет комфортно.

Но в начале пути только хардкор и никак иначе.

Попробуйте сгонять к примеру в штаты с такими запросиками (любите меня сразу и не задавайте сложных вопросов, а то мне некомфортно становится) и устроиться куда-нибудь поработать. В любом условном гуглонетфликсе если ты не даешь результат ты идешь на хер, не говоря уже про кампании среднего и малого калибра.

Даешь результат будет и любовь и комфорт, не даешь результат - идешь под бруклинский мост. А чтобы давать результат надо херачить на 128% а тут как вы понимаете никаким комфортом и не пахнет даже.

Ответить
Развернуть ветку
Daria Lutsau
Автор

Да, все супер, только работа, на который ты проводишь 80% времени бодрствования - это не армия, и все вот эти замашки drill sergeant какой резон терпеть? Какой резон «хлебать говнеца»? Чтобы через 10 лет с гордостью стать «дедом» и с гордостью учить молодежь хардкору?

Штаты - не самый лучший пример для работы. Почему не Норвегия или Дания, а?

Ответить
Развернуть ветку
Irina Gagina

Потому что негативный опыт стоит намного больше, чем рутинная работа в комфортном и дружном коллективе. И Штаты идеальный пример: капстрана, где во главу угла поставлена прибыль и выполнение задач без всякой лирики и соплей.

Ответить
Развернуть ветку
Daria Lutsau
Автор

Ну тут, я боюсь, будет столкновение мировоззрений. Ок, давайте побеседуем просто отвлеченно, не пытаясь никому ничего доказать? Истина родится на пересечении.

С одной стороны, в Штатах сопли и лирика все-таки есть, но они другого характера. HR-ы играют большую роль в повседневной жизни компаний, и  больше принято исподтишка вести офисные игры с подставой коллег. Ревью, квартальные и прочие, м-да, такой приятный момент который большинству русских сотрудников вообще ни разу ни знаком, в ходе которых тебе очень мягко и толерантно объясняют, кто ты такой есть и как не дорабатываешь, поэтому мы тоже можем взять на аутсорс народ из других стран.

С другой, обычным рядовым американцам - нет, не просветленным ребятам из силиконовой долины - тоже становится душновато от суперпрофитов начальства, собственных стагнирующих зарплат, свистоплясок с страховкой и отсутствующим по факту трудовым законодательством (в той мере, в какой мы его понимаем). Вот это все #hustleculture, #nosleep, #hustleharder - многим не-мажорам надоедает.
Пузырь недовольства пухнет под гнетом культуры.

Поэтому идеальный пример? Ну может лет 15 назад, мейби-мейби. Щас? Не думаю. Возможно, сразу оговорюсь, мы с вами в разных кругах соприкосновения с американцами вращаемся.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shibaev

Столкновение мировоззрений тут в том, что в США люди реально работают, а в Европе очень часто создают видимость. Есть исключения, но в среднем по больнице именно так. Европейских компаний топ-уровня слёзы в сравнении с США.
https://www.forbes.com/lists/global2000/ список тут, например.
Абсолютно логично, что работодатель хочет видеть у себя мотивированного расти человека, который готов ебашить. К этому соответствующе и нужно относиться.

Ответить
Развернуть ветку
Daria Lutsau
Автор

Хееееех. Это так по-русски - думать, что обороты и рэнкинг компаний США это в первую очередь фактор вджобывания пролетариата, а не толстого-толстого слоя исторического контекста, происходивших из него же политических и экономических событий и факторов... Не, исключительно ручным трудом белых протестантов. 

Забавно, что не только амеры клюют на этот миф.

Конечно, роль трудовой культуры тоже преуменьшать не надо, но все же - мимо, поскольку до вот этого слоя мы не копнули, а только поскреблись по "вот американцы молодцы - пашут без отпуска, строят своим акционерам мега-бизнесы".

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shibaev

это просто вы думаете на 1 шаг вперед и всё.

Американцы строят акционерам мега-бизнесы, уровень экономики растёт и американцы начинают лучше жить. Государство получает больше налогов, зарплаты в США выше, чем в Европе. Левая Европа чем дальше, тем будет хуже жить. Конкурировать со штатами ей нечем.

Ну а теперь просто про логичность вашего комментария:
"Это так по-русски - думать, что обороты и рэнкинг компаний США это в первую очередь фактор вджобывания пролетариата, а не толстого-толстого слоя исторического контекста, происходивших из него же политических и экономических событий и факторов"
много русских опросили, чтобы делать такие выводы? я об этом не говорил, не стоит за меня додумывать.

Ответить
Развернуть ветку
Daria Lutsau
Автор

У вас коммент зачетверился. 
А по сути - ну видать мы с вами с разными американцами общаемся, читаем абсолютно разные американские СМИ и тп. Это тупиковая дискуссия. Вы мне про "американцы начинают лучше жить", а я вам - "все больше американцев сидит на карточках и ждёт стимулус пэкеждж". А вы мне - "да американцы на карточках живут лучше чем мы на суперзарплатах" и вот это нудное все... Ок, вы умный дядя, я - молодая и ниче не знаю. 

Я опросила ровно столько же русских, сколько вы - богатых и успешных жителей штатов, компренде?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shibaev

Вы, конечно, подразумеваете ответ ноль, только это не так :)

Ответить
Развернуть ветку
Daria Lutsau
Автор

Нет, я не подразумеваю этот ответ. Вот сейчас вы за меня додумываете - нехорошо же?))

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shibaev

это просто вы думаете на 1 шаг вперед и всё.

Американцы строят акционерам мега-бизнесы, уровень экономики растёт и американцы начинают лучше жить. Государство получает больше налогов, зарплаты в США выше, чем в Европе. Левая Европа чем дальше, тем будет хуже жить. Конкурировать со штатами ей нечем.

Ну а теперь просто про логичность вашего комментария:
"Это так по-русски - думать, что обороты и рэнкинг компаний США это в первую очередь фактор вджобывания пролетариата, а не толстого-толстого слоя исторического контекста, происходивших из него же политических и экономических событий и факторов"
много русских опросили, чтобы делать такие выводы? я об этом не говорил, не стоит за меня додумывать.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shibaev

это просто вы думаете на 1 шаг вперед и всё.

Американцы строят акционерам мега-бизнесы, уровень экономики растёт и американцы начинают лучше жить. Государство получает больше налогов, зарплаты в США выше, чем в Европе. Левая Европа чем дальше, тем будет хуже жить. Конкурировать со штатами ей нечем.

Ну а теперь просто про логичность вашего комментария:
"Это так по-русски - думать, что обороты и рэнкинг компаний США это в первую очередь фактор вджобывания пролетариата, а не толстого-толстого слоя исторического контекста, происходивших из него же политических и экономических событий и факторов"
много русских опросили, чтобы делать такие выводы? я об этом не говорил, не стоит за меня додумывать.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shibaev

это просто вы думаете на 1 шаг вперед и всё.

Американцы строят акционерам мега-бизнесы, уровень экономики растёт и американцы начинают лучше жить. Государство получает больше налогов, зарплаты в США выше, чем в Европе. Левая Европа чем дальше, тем будет хуже жить. Конкурировать со штатами ей нечем.

Ну а теперь просто про логичность вашего комментария:
"Это так по-русски - думать, что обороты и рэнкинг компаний США это в первую очередь фактор вджобывания пролетариата, а не толстого-толстого слоя исторического контекста, происходивших из него же политических и экономических событий и факторов"
много русских опросили, чтобы делать такие выводы? я об этом не говорил, не стоит за меня додумывать.

Ответить
Развернуть ветку
878 комментариев
Раскрывать всегда