{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Канарейку за копейку — почему молодые спецы от вас сбегают

Привет! Меня зовут Даша, и я больше 10 лет занимаюсь контентом в ИТ — журналистике, пиаре, копирайтинге и прочих танцах с текстами. Но это не похвальбы и «икспертности» ради, а так, чтобы был бэкграунд к теме и что не с улицы заскочила мнением помахать.

Недавно на VC.ru вышла статья агентства по контекстной рекламе: «Текучка стажеров такая, что опускаются руки… что случилось с людьми?», где автор размазывает по тексту выражение удивленного Пикачу.

«Я провожу жесточайший отбор стажеров, требую знания выпускников МФТИ, отслеживаю РОИ, адаптирую с экзаменами и не плачу достойную ЗП — а чойта люди сбегают и не прощаются?» — с такими формулировками многие российские работодатели вполне искренне подходят к найму молодых спецов.

И как-то после этого искреннего возмущения испортившейся натурой человека, стало резко тошно. Захотелось рубануть правду, и затеять честный разговор о том, как многие российские компании средней руки (да и рекрутеры тож) абсолютно потеряли чувство реальности и не понимают, кого, зачем и как они нанимают. И следовательно, почему от них сбегают.

Как говорится, низы не могут, верхи не хотят. Разберём типовые ситуации и «боли». Без прикрас, откровенно и жестко. Никаких ссылок на Harvard Business Review, исследования Accenture и HH.ru, ноль цифр и статистики — исключительно философски. Основано на собственном опыте собеседований в пандемию и работе по найму в разного масштаба ИТ-компаниях.

«Мы молодая, динамично развивающаяся компания которая выжмет из тебя все соки».

Понятно, что отношения работодателя и наемного сотрудника это битва Хищника с Чужим, кислоты и ядовитой крови ровно столько же льется . Но, будем честны — у компании намного больше возможностей поставить сотрудника в позу усатого членистоногого и состричь с него всю шерсть, чем наоборот.

Что российские компании с удовольствием и делают. Типичная модель поведения — найти молодых спецов с небольшим опытом работы и оттого «свежих», с «горящими глазами». Предложить им самое дно зарплатной вилки, и, по факту их неопытности и небольших запросов выжать из них до капли максимальную наработку. Орать, прессовать КПЭ и РОИ, заставлять переделывать работу по сто раз... А когда выгорит — ну тогда и выгорит, там за забором еще десять таких стоят, дипломы в руках теребят. А если не выгорит, тогда может и на ступеньку выше поднимется.

Так что вся динамика — это покатушки большинства вниз с американской горки до увольнения, и ужиный полз меньшинства наверх за «печеньками» и ДМС.

Неудивительно, что молодые спецы сегодня быстро кумекают, в чем профит компаний и просто отказываются вовлекаться в эту динамику.

Удивленные рекрутеры еще имеют наглость всплёскивать руками и вопрошать на весь рынок: «неужто не осталось порядочных стажеров/начального уровня, готовых вкалывать за наше наиценнейшее спасибо»? А, спрашивается, для кого? Для тех, кто не пустит тебя близко к опциону? Для тех, из кого придётся выбивать несчастные +5 тысяч к зарплате? Для тех, кто при приеме тебя на работу будет презрительно поджимать губы когда ты озвучиваешь свой ценник?

«Скушай еще этих тёплых корпоративных ценностей»

Второй момент — это тотальное непонимание изменившегося менталитета потенциальных молодых сотрудников. Российские компании избалованы — они основаны и держатся на костяке тех людей, которые выросли в 90е и достаточно некритично восприняли американский подход к работе и успеху. Вот это, помноженное на российские реалии и угар того времени дал совершенно ядерный коктейль из амбиций и подчас раболепского отношения к труду, которое можно выразить следующими постулатами:

  • Работа не волк, стерпится-слюбится
  • Работодатель оказывает тебе, грязному неудачнику, услугу тем, что тебя нанимает, поэтому от тебя ждут лояльности ронина и терпения ангелы.
  • Работа убер аллес, а также махт фрай. Пустите меня поработать хоть на коврик, и я готов работать здесь минимум год!

Вот люди, для которых эти установки абсолютно натуральны, и тащили российский бизнес на своём горбу для белого масы, потому что светоч зарплаты и возможного карьерного роста для такой парадигмы притягателен. Они готовы терпеть, бороться, страдать и грызть уголок двери главбуха ради реализации своих амбиций. Они готовы прыгать на тимбилдингах, добавлять иконки в дашборды и скандировать джингл любимой компании сквозь стиснутые зубы.

Это поколение, свято верящее, что трешка в Москве и хорошая иномарка, плюс любимые игрушки для себя и детей — будет. Надо только захотеть. А у кого нет, надо работать больше.

Но миллениалы/-зумеры — не готовы. Во-первых, они тупо умнее, потому что уже со школьной скамьи читали эти ваши интернеты, в том числе отзовики про работодателей и заунывные стенания наемного люда в Пикабу. Они в курсе рыночных зарплат. Они уже знают, что никаких райских кущ с печеньками не бывает, и что корпоративные ценности пишутся людьми, которые от этих ценностей удалены не меньше, чем Альфа Центавра - от нашего Солнца. Они с циничной усмешкой смотрят на все вот это «мы команда» если точно знают, что «в команде» принято подсиживать, перекла- сорри, «делегировать» обязанности на новичков и присваивать себе чужие достижения.

Во-вторых, им нужно другое:

  • Отсутствие стресса и комфорт в коллективе/рабочем процессе вместо головокружительного карьерного роста с резанием глоток
  • Возможность сторонней самореализации, а значит - перекошенного в сторону жизни баланса «работа-жизнь»
  • Осознание ценности своей работы в человеческом плане, даже если это рутина. Например, что твоя работа нравится коллегам и единомышленникам, а не только «помогает миллионам россиян бла-бла».

И когда вместо вот этого им подсовывают фальшивку в виде постоянных переработок, отсутствия уважения к личному времени, токсичному оральному увлажнению начальственных сидушек и тп, они тихо сливаются подальше от организации.

«Вы не понимаете, деньги - это другое...»

Рыночная ЗП — предмет особых страданий работодателей, особенно по отношению к молодым сотрудникам. Потому что как мы помним, по законам 90-Х и началу 00-Х, зарплата должна вырываться из работодателя, как сердце — из груди жертвы ацтекских ритуалов, стахановскими подвигами и оборотами. То есть, то что тебя взяли на работу, это еще не конец — ты, милок, докажи что ты достоин оплаты своего труда. А мы подумаем.

Хотя есть другой перекос. Те компании, у которых есть деньги и воля их платить, но плохо со всем остальным, оказываются в ситуации когда зарплаты не могут удержать утекающих сотрудников. Их HR пучит глаза и разводит к руками — «дармоеды! Никто работать не хочет даже за такие деньги!»,

Смешно другое — для миллениалов и зумеров размер зарплаты не столь важен, как уже можно подумать. Им нужно вот все вышеперечисленное, и, по своему опыту, я скорее подожму свои зарплатные ожидания если пойму что в компании не самые высокие зарплаты, но зато человеческое отношение.

Так ведь и его не всегда дождёшься — по крайней мере, в честном виде. Особенно ушлые компании средней руки фишку просекли, и активно «мимикрируют» под человеколюбивые организации. И тогда происходит ровно следующее: да, тебе заглядывают в глаза и спрашивают про твою прекрасную душу. Да, кадры беседуют с тобой и осведомляются о комфорте адаптации. Корпоративные порталы пестрят «активностями», а ментор-руководитель кивает и поддакивает что ему «важно получить фидбек».

Потом, правда, за елейными речами всплывает, что в ходе адаптации поменялись условия найма, и теперь вся премиальная часть привязана к КПЭ, потому что «сейчас сложная ситуация и мы решили, что так будет лучше для будущего всего коллектива». А теперь пойди и исполни его, да так, чтобы не пострадал ничей эмоциональный интеллект.

Занавес, гром аплодисментов.

«Секта Свидетелей Силиконового Стартапа»

Ну и самая мякотка клиники, это то, что куча работодателей считают, что если они переймут «лучшие практики» карикатурных стартапов Долины, то молодые сотрудники и стажеры навсегда прирастут к своим креслам, будут сидеть пить кофеек, кушать мюсли за обе щеки и не просить никаких доп.бонусов.

Очистки совести для, надо сказать, что практики действительно перенимают. Но в лучшем российском стиле — бенефис худших людоедских experience.

Промывка мозга начинается с мантры про «крутые огненные проекты, которые мы делаем для наших крутых клиентов», и с каждым витком мотивационного спича крутости всего и вся становится все больше, а блеск в глазах — все фанатичнее. Работнику обещают «интересные задачи» и возможность «творчества» при полной неформальность процесса. Типа, если ты молодой и горячий, то вперед.

Ну, по факту, реально интересных задач реально же бывает не так много. Крутые огненные проекты — опять же, in the eye of the beholder. Творчество и неформальность — тоже такое себе. Но главное ведь — самореализация, баланс работа-жизнь, все вокруг такие молодые и подвижные, и ты тоже будешь!

А зарабатывать денежку нужно все же, и что мы имеем в сухом остатке?

Истерику. Нескончаемую, беспощадную истерику. Человек приходит на «интересные задачи» по, скажем, СММ, а по факту делает 10 задач всего отдела, от эвент-менеджмента до подбирания соплей чаду коммерческого директора. Хотел творчество и неформальности? Получай полный разброд в делегировании и ответственности, но козлом отпущения будет, понятно новичок. И все это под залпы назойливой корп-культуры, написанных левой ногой катающегося на самокате генерального адских КПЭ, списанных под копирку ценностей, которые не имеют ничего общего к области деятельности компании, аппеляции к амбициям (мы из тебя сделаем, мы из тебя вырастим, огогого, бааааальшой человек будешь) и надувания щёк экспертизой. Вынести это из недавних выпускников вузов может мало кто.

Счастливого работника псевдо-стартапа ждет шпыняние и утопление под грузом всей накопленной горе-компанией работой под ободрительный вой «ты герой, наш незаменимый человек-оркестор! Мы любим тебя, вот тебе бесплатный сертификат на обучение у нашего же инфоцыгана-бизнесангела!».

И тренинги, тренинги… Выдающиеся компании еще и экзамены проводят, чтобы вчерашний студент булки не расслаблял.

Сотрудник, понятное дело, валит.

Почему же?

Потому что молодой сотрудник, выходящий на рынок сегодня, живет совсем не этим. В конвейере он не может заниматься развитием своего ТикТока и продавать авторские ковры в Инстаграм. Он не может самореализоваться и не может заработать денег, которые он легко может заработать собственным микробизнесом. Может и небольших денег, но с его нынешним стилем жизни вполне достаточным, в эпоху минимализма и «осознанного потребления». И вместо средней компании он скорее наймётся в крупную корпорацию с понятными и отлаженными процессами.

Выводы

  • Хотите нанимать молодых и неопытных? Либо меняйте «нулевую» ментальность компании, либо ищите состоявшихся работников, которые готовы вскрыть себе мозги для насилия за стабильную зарплату
  • Не можете платить в рынке - берите человеческими условиями и отсутствием насилия на работе
  • Забудьте про то, что ценности компании станут ценностями сотрудников, если вам пришлось сильно напрягать мозг, чтобы понять, что же это за ценности
  • Сотрудник в найме — не собственность и не ваш личный самурай
  • Плюшки и печеньки не стоят ничего и не удержат сотрудников, если коллектив и корп-культура гнилые. А понять это можно по текучке.
  • Канарейка рано или поздно сдохнет.

У меня все, картинки мои)

0
881 комментарий
Написать комментарий...
Григорий Цыганков

Я усиленно не понимаю, почему люди вдруг решили, что миллениалы - это люди, которые сейчас младше 25.

Миллениалы - дети успевшие захватить своей жизнью 90ые. Самым молодым миллениалам сейчас 25лет

И как миллениал (мне 30) могу сказать, причины почему должен изминаться рынок или умереть:

1) Мы видим, как наших родителей и бабушек кинули «через колено» и многим хорошим спецам указывают на выход просто из-за возраста. Поэтому все понимают, что заработать нужно здесь и сейчас.

2) В эпоху цифровых технологий люди интересующийся бизнесом видели, как общается с подчинёнными Полонский, Тиньков и прочие. Сказать, что так даже с животными сейчас не общаются, значит ничего не сказать.

3) В эпоху сверхьпродажности мы видим, как легко компании заставляют насильно людей вставать и петь гимн компании. Думаю, что все поняли о какой компании игрушек я сказал.

4) Одно из важнейших. С возможность работать на запад открылись новые возможности. Дети начали зарабатывать на уровне взрослых или даже больше. Появилось множество примеров того, как люди меняют сейчас сферу и уходят в АйТи и за пару лет выходят на ЗП х2 чем было ранее, хотя до этого было профильное образование и опыт. Это демонстрирует людям, что если мало платят, либо сфера увядает либо работодатель, либо ...

И главное! Сейчас всем говорят открыто, что на людей плевать! В этой стране редко встретишь людей, которых бы не увольняли! Причины разные: компания перестала нуждаться в специалист данного профиля, слишком молод, слишком стар, слишком много обедаешь (час), слишком много болеешь, слишком много денег хочет, слишком быстро растёт специалист, не соблюдает дресс-код.

Самое смешное, что мало кто из работодателей понимает, что это им нужен специалист с опытом, а не специалист с опытом нуждается в работе. И вот приемы «обманем на собеседовании и он останется» уже не канает!

Ответить
Развернуть ветку
Daria Lutsau
Автор

Абсолютно не канает. Потому что - и наверное, я совсем мало про это написала, что не есть хорошо - вот эти люди, как вы правильно сказали, которые миллениалы около 30+ - они уже делают свои бизнесы, и они у них бывают нормальными.
Уйти и найти правильное место - есть возможность. Хорошие компании - есть. И если у тебя все плохо и стажеры убегают, наверное стоит задуматься, что не в них, неблагодарных, дело.
Кто-то выше отметил очень верно, что сейчас вышла демографическая яма в найм, а значит работодателю капризничать становится вредно - предложение со спросом не сходится, за работниками придётся реально бегать. Умные руководства это поняли, а не очень - ну вот до сих пор считают, что главная ценность у них в компании это «обучение» и абстрактный «рост».

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Цыганков

Кста. про «развивать свой ТикТок» ты прям угадала на все 100%. Я в начале в 24 года пытался сделай свой магазинчик. Накопил деньги, Уводился везде и начал делать. Вышло заработать очень мало и ушел в найм. Стал думать, как быть. Не хочется больше рисковать.

Начал искать сферу где можно работать за норм деньги и своё развивать в свободное время.

Нашёл сферу в АйТи где работаю сейчас (получаю примерно столько, сколько руководителем получал) и планирую уже начинать своё. Я думаю, что таких, как я много.

Ответить
Развернуть ветку
Павел
 планирую уже начинать своё

О, а вот тут начнётся самое интересное, когда команда из 3-4 человек будет съедать в районе 500-700к в месяц зп, сроки релиза съезжать, деньги кончатся и ещё и бэк соскочит на +10-15% к зп, под релиз. Интересно, изменит ли это ваше отношение текущее отношение к «капиталистам-эксплуататорам»?) 

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Цыганков

Не понял совсем причём тут это?
Своё я планирую развивать не в сфере АйТи.

Моя мысль всегда будет проста. Не можешь платить достойные деньги людям? Уходи с рынка труда. Я сам так сделал и другим говорю так делать.

Цепочка проста:
Население - предприниматели - государство

Если население не довольно предпринимателями, они должны высказывать недовольство своему начальству. Когда предприниматели недовольны ситуацией, они должны общаться с государством.

Почему население страны должны выслушивать от предпринимателей про налоги, которые они платят, про рамки, в которые их поставило государство? Хотели бы люди это знать, сами бы пошли в предприниматели!

Ответить
Развернуть ветку
Павел
Не понял совсем причём тут это?
Своё я планирую развивать не в сфере АйТи.

А, ну это дело же меняет в корне, в других сферах можно и зажимать без последствий. 

 Моя мысль всегда будет проста. Не можешь платить достойные деньги людям? Уходи с рынка труда. Я сам так сделал и другим говорю так делать.

Хорошая мысль, в обратную сторону она как работает? К сотрудникам можно применить "Не можешь работать - уходи"? 

 Население - предприниматели - государство

Вы в курсе как работает голосование?) Электората из какой категории больше предпринимателей или сотрудников? Ах да, прикольный способ отделить предпринимателей от населения. Только предприниматель это такое же "население". 

 Почему население страны должны выслушивать от предпринимателей про налоги, которые они платят, про рамки, в которые их поставило государство?

Потому что, они часть этого населения и они являются власть в стране по конституции. И уровень налогов напрямую влияет на их уровень достатка и конкуренцию за них рынке труда, что в конечно итоге должно отражаться следующих выборах. 

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Цыганков

Ой, а то плохого работника вы удерживаете? Не несите ерунду, плиз.

Предприниматель - как юридическое лицо уже не население. Как физическое он может и должен требовать того же, что и остальные.

Предприниматель сам взял ответственность на себя, будьте добры ее держать, а не перекладывать на тех, кто ее не хотел брать. И не ныть своим наемным работникам.

Население имение право бастовать в любой стране! Вы тоже можете бастовать))

Ответить
Развернуть ветку
Павел
 Ой, а то плохого работника вы удерживаете? Не несите ерунду, плиз.

Но 2-3 зп вы ему заплатите. Причем речь не про "плохого", а про "начинающего", который обучается за счет компании и сваливает. 

Предприниматель - как юридическое лицо уже не население. Как физическое он может и должен требовать того же, что и остальные.

Хорошая отмазка, но нет. Вы же сами заявили, что "население" должно давить на бизнес, а бизнес на государство. 

 Предприниматель сам взял ответственность на себя, будьте добры ее держать, а не перекладывать на тех, кто ее не хотел брать. И не ныть своим наемным работникам.

Так ни кто и не ноет, закрывает риски, что приводит к таким вот статьям. 

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Цыганков

Хватит уводить разговор в сторону.

Причём тут «начинающий»? Я вам конкретно про людей с опытом в 5-10лет, которые имеют успешные проекты в рекламе, с архитектуре и прочее. Предлагать таким спецам меньше штуки баксов - это неправильно.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Цыганков

Вы опять читать разучились?

Я написал, что нужно бастовать. Люди решают свою проблему, предприниматели должны искать путь решения своей. Так работает во всем мире.

В конце концов вы не из благотворительности пошли в бизнес, вы планируете забирать часть прибыли своих работников. Как сказал Батурин «прибыль компании - недоплаченная зарплата работников». И именно из-за этого желания вы взяли на себя риски и прочую головную боль. Если же государство где-то не право, бастуйте. У нас не 1 и не 2 предпринимателя, а их много. Даже те кто на вас работать могут быть предпринимателями в свободное время и вместе с вами пойдут бастовать.

Ответить
Развернуть ветку
Павел
 Вы опять читать разучились?

А может вы?

 Я написал, что нужно бастовать. Люди решают свою проблему, предприниматели должны искать путь решения своей. Так работает во всем мире.

Эм, вы бы не обобщали, а? Тем более у нас, как бы, лоббирование запрещено. 

 В конце концов вы не из благотворительности пошли в бизнес, вы планируете забирать часть прибыли своих работников. Как сказал Батурин «прибыль компании - недоплаченная зарплата работников».

Ой, левак, понятно, за сим откланиваюсь) 

Ответить
Развернуть ветку
878 комментариев
Раскрывать всегда