{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Канарейку за копейку — почему молодые спецы от вас сбегают

Привет! Меня зовут Даша, и я больше 10 лет занимаюсь контентом в ИТ — журналистике, пиаре, копирайтинге и прочих танцах с текстами. Но это не похвальбы и «икспертности» ради, а так, чтобы был бэкграунд к теме и что не с улицы заскочила мнением помахать.

Недавно на VC.ru вышла статья агентства по контекстной рекламе: «Текучка стажеров такая, что опускаются руки… что случилось с людьми?», где автор размазывает по тексту выражение удивленного Пикачу.

«Я провожу жесточайший отбор стажеров, требую знания выпускников МФТИ, отслеживаю РОИ, адаптирую с экзаменами и не плачу достойную ЗП — а чойта люди сбегают и не прощаются?» — с такими формулировками многие российские работодатели вполне искренне подходят к найму молодых спецов.

И как-то после этого искреннего возмущения испортившейся натурой человека, стало резко тошно. Захотелось рубануть правду, и затеять честный разговор о том, как многие российские компании средней руки (да и рекрутеры тож) абсолютно потеряли чувство реальности и не понимают, кого, зачем и как они нанимают. И следовательно, почему от них сбегают.

Как говорится, низы не могут, верхи не хотят. Разберём типовые ситуации и «боли». Без прикрас, откровенно и жестко. Никаких ссылок на Harvard Business Review, исследования Accenture и HH.ru, ноль цифр и статистики — исключительно философски. Основано на собственном опыте собеседований в пандемию и работе по найму в разного масштаба ИТ-компаниях.

«Мы молодая, динамично развивающаяся компания которая выжмет из тебя все соки».

Понятно, что отношения работодателя и наемного сотрудника это битва Хищника с Чужим, кислоты и ядовитой крови ровно столько же льется . Но, будем честны — у компании намного больше возможностей поставить сотрудника в позу усатого членистоногого и состричь с него всю шерсть, чем наоборот.

Что российские компании с удовольствием и делают. Типичная модель поведения — найти молодых спецов с небольшим опытом работы и оттого «свежих», с «горящими глазами». Предложить им самое дно зарплатной вилки, и, по факту их неопытности и небольших запросов выжать из них до капли максимальную наработку. Орать, прессовать КПЭ и РОИ, заставлять переделывать работу по сто раз... А когда выгорит — ну тогда и выгорит, там за забором еще десять таких стоят, дипломы в руках теребят. А если не выгорит, тогда может и на ступеньку выше поднимется.

Так что вся динамика — это покатушки большинства вниз с американской горки до увольнения, и ужиный полз меньшинства наверх за «печеньками» и ДМС.

Неудивительно, что молодые спецы сегодня быстро кумекают, в чем профит компаний и просто отказываются вовлекаться в эту динамику.

Удивленные рекрутеры еще имеют наглость всплёскивать руками и вопрошать на весь рынок: «неужто не осталось порядочных стажеров/начального уровня, готовых вкалывать за наше наиценнейшее спасибо»? А, спрашивается, для кого? Для тех, кто не пустит тебя близко к опциону? Для тех, из кого придётся выбивать несчастные +5 тысяч к зарплате? Для тех, кто при приеме тебя на работу будет презрительно поджимать губы когда ты озвучиваешь свой ценник?

«Скушай еще этих тёплых корпоративных ценностей»

Второй момент — это тотальное непонимание изменившегося менталитета потенциальных молодых сотрудников. Российские компании избалованы — они основаны и держатся на костяке тех людей, которые выросли в 90е и достаточно некритично восприняли американский подход к работе и успеху. Вот это, помноженное на российские реалии и угар того времени дал совершенно ядерный коктейль из амбиций и подчас раболепского отношения к труду, которое можно выразить следующими постулатами:

  • Работа не волк, стерпится-слюбится
  • Работодатель оказывает тебе, грязному неудачнику, услугу тем, что тебя нанимает, поэтому от тебя ждут лояльности ронина и терпения ангелы.
  • Работа убер аллес, а также махт фрай. Пустите меня поработать хоть на коврик, и я готов работать здесь минимум год!

Вот люди, для которых эти установки абсолютно натуральны, и тащили российский бизнес на своём горбу для белого масы, потому что светоч зарплаты и возможного карьерного роста для такой парадигмы притягателен. Они готовы терпеть, бороться, страдать и грызть уголок двери главбуха ради реализации своих амбиций. Они готовы прыгать на тимбилдингах, добавлять иконки в дашборды и скандировать джингл любимой компании сквозь стиснутые зубы.

Это поколение, свято верящее, что трешка в Москве и хорошая иномарка, плюс любимые игрушки для себя и детей — будет. Надо только захотеть. А у кого нет, надо работать больше.

Но миллениалы/-зумеры — не готовы. Во-первых, они тупо умнее, потому что уже со школьной скамьи читали эти ваши интернеты, в том числе отзовики про работодателей и заунывные стенания наемного люда в Пикабу. Они в курсе рыночных зарплат. Они уже знают, что никаких райских кущ с печеньками не бывает, и что корпоративные ценности пишутся людьми, которые от этих ценностей удалены не меньше, чем Альфа Центавра - от нашего Солнца. Они с циничной усмешкой смотрят на все вот это «мы команда» если точно знают, что «в команде» принято подсиживать, перекла- сорри, «делегировать» обязанности на новичков и присваивать себе чужие достижения.

Во-вторых, им нужно другое:

  • Отсутствие стресса и комфорт в коллективе/рабочем процессе вместо головокружительного карьерного роста с резанием глоток
  • Возможность сторонней самореализации, а значит - перекошенного в сторону жизни баланса «работа-жизнь»
  • Осознание ценности своей работы в человеческом плане, даже если это рутина. Например, что твоя работа нравится коллегам и единомышленникам, а не только «помогает миллионам россиян бла-бла».

И когда вместо вот этого им подсовывают фальшивку в виде постоянных переработок, отсутствия уважения к личному времени, токсичному оральному увлажнению начальственных сидушек и тп, они тихо сливаются подальше от организации.

«Вы не понимаете, деньги - это другое...»

Рыночная ЗП — предмет особых страданий работодателей, особенно по отношению к молодым сотрудникам. Потому что как мы помним, по законам 90-Х и началу 00-Х, зарплата должна вырываться из работодателя, как сердце — из груди жертвы ацтекских ритуалов, стахановскими подвигами и оборотами. То есть, то что тебя взяли на работу, это еще не конец — ты, милок, докажи что ты достоин оплаты своего труда. А мы подумаем.

Хотя есть другой перекос. Те компании, у которых есть деньги и воля их платить, но плохо со всем остальным, оказываются в ситуации когда зарплаты не могут удержать утекающих сотрудников. Их HR пучит глаза и разводит к руками — «дармоеды! Никто работать не хочет даже за такие деньги!»,

Смешно другое — для миллениалов и зумеров размер зарплаты не столь важен, как уже можно подумать. Им нужно вот все вышеперечисленное, и, по своему опыту, я скорее подожму свои зарплатные ожидания если пойму что в компании не самые высокие зарплаты, но зато человеческое отношение.

Так ведь и его не всегда дождёшься — по крайней мере, в честном виде. Особенно ушлые компании средней руки фишку просекли, и активно «мимикрируют» под человеколюбивые организации. И тогда происходит ровно следующее: да, тебе заглядывают в глаза и спрашивают про твою прекрасную душу. Да, кадры беседуют с тобой и осведомляются о комфорте адаптации. Корпоративные порталы пестрят «активностями», а ментор-руководитель кивает и поддакивает что ему «важно получить фидбек».

Потом, правда, за елейными речами всплывает, что в ходе адаптации поменялись условия найма, и теперь вся премиальная часть привязана к КПЭ, потому что «сейчас сложная ситуация и мы решили, что так будет лучше для будущего всего коллектива». А теперь пойди и исполни его, да так, чтобы не пострадал ничей эмоциональный интеллект.

Занавес, гром аплодисментов.

«Секта Свидетелей Силиконового Стартапа»

Ну и самая мякотка клиники, это то, что куча работодателей считают, что если они переймут «лучшие практики» карикатурных стартапов Долины, то молодые сотрудники и стажеры навсегда прирастут к своим креслам, будут сидеть пить кофеек, кушать мюсли за обе щеки и не просить никаких доп.бонусов.

Очистки совести для, надо сказать, что практики действительно перенимают. Но в лучшем российском стиле — бенефис худших людоедских experience.

Промывка мозга начинается с мантры про «крутые огненные проекты, которые мы делаем для наших крутых клиентов», и с каждым витком мотивационного спича крутости всего и вся становится все больше, а блеск в глазах — все фанатичнее. Работнику обещают «интересные задачи» и возможность «творчества» при полной неформальность процесса. Типа, если ты молодой и горячий, то вперед.

Ну, по факту, реально интересных задач реально же бывает не так много. Крутые огненные проекты — опять же, in the eye of the beholder. Творчество и неформальность — тоже такое себе. Но главное ведь — самореализация, баланс работа-жизнь, все вокруг такие молодые и подвижные, и ты тоже будешь!

А зарабатывать денежку нужно все же, и что мы имеем в сухом остатке?

Истерику. Нескончаемую, беспощадную истерику. Человек приходит на «интересные задачи» по, скажем, СММ, а по факту делает 10 задач всего отдела, от эвент-менеджмента до подбирания соплей чаду коммерческого директора. Хотел творчество и неформальности? Получай полный разброд в делегировании и ответственности, но козлом отпущения будет, понятно новичок. И все это под залпы назойливой корп-культуры, написанных левой ногой катающегося на самокате генерального адских КПЭ, списанных под копирку ценностей, которые не имеют ничего общего к области деятельности компании, аппеляции к амбициям (мы из тебя сделаем, мы из тебя вырастим, огогого, бааааальшой человек будешь) и надувания щёк экспертизой. Вынести это из недавних выпускников вузов может мало кто.

Счастливого работника псевдо-стартапа ждет шпыняние и утопление под грузом всей накопленной горе-компанией работой под ободрительный вой «ты герой, наш незаменимый человек-оркестор! Мы любим тебя, вот тебе бесплатный сертификат на обучение у нашего же инфоцыгана-бизнесангела!».

И тренинги, тренинги… Выдающиеся компании еще и экзамены проводят, чтобы вчерашний студент булки не расслаблял.

Сотрудник, понятное дело, валит.

Почему же?

Потому что молодой сотрудник, выходящий на рынок сегодня, живет совсем не этим. В конвейере он не может заниматься развитием своего ТикТока и продавать авторские ковры в Инстаграм. Он не может самореализоваться и не может заработать денег, которые он легко может заработать собственным микробизнесом. Может и небольших денег, но с его нынешним стилем жизни вполне достаточным, в эпоху минимализма и «осознанного потребления». И вместо средней компании он скорее наймётся в крупную корпорацию с понятными и отлаженными процессами.

Выводы

  • Хотите нанимать молодых и неопытных? Либо меняйте «нулевую» ментальность компании, либо ищите состоявшихся работников, которые готовы вскрыть себе мозги для насилия за стабильную зарплату
  • Не можете платить в рынке - берите человеческими условиями и отсутствием насилия на работе
  • Забудьте про то, что ценности компании станут ценностями сотрудников, если вам пришлось сильно напрягать мозг, чтобы понять, что же это за ценности
  • Сотрудник в найме — не собственность и не ваш личный самурай
  • Плюшки и печеньки не стоят ничего и не удержат сотрудников, если коллектив и корп-культура гнилые. А понять это можно по текучке.
  • Канарейка рано или поздно сдохнет.

У меня все, картинки мои)

0
881 комментарий
Написать комментарий...
Anastasiya Ayisatsana

Никогда не понимала смысл корпоративных ценностей. Что мне нужно из них извлечь? Как мне на собственную работу посмотреть сквозь оптику этих ценностей? Как мне надо подпрыгнуть и присесть? Кто это вообще придумал?
Корп. ценности и размахивание этими флажками были одной из причин, почему я ушла из достаточно большой компании, которая работала во всех российских часовых поясах, в маленькую на сто человек, где люди просто работают работу по чесноку без всех этих эйчар-брендов и работы ради работы.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Багзин

Отвечу на своем опыте, корпоративные ценности могут быть описаны довольно конкретно, например "Цель компании — заработать деньги", если компания зарабатывает деньги, она делится ими со своими сотрудниками в виде премий, плюшек, обучений и т.п., "Клиент должен получать продукт высокого качества", если клиент доволен, он лоялен и придет к нам снова или приведет друзей. Через такие ценности довольно просто смотреть на свою работу, просто не все хотят думать о компании, а хотят думать только о своей заднице.
Например клиент просит сделать фичу, я как специалист могу сделать ее за 40 часов или за 60 часов. За 60 часов результат моей работы будет выше и компания заработает больше денег. Клиент может не захотеть платить за 60 часов и я замотивирован объективно показать клиенту разницу между качеством за 40 и 60 часов, но для этого мне нужно напрячься и подготовить обоснование, поспорить с клиентом, потратить силы, за которые мне не платят, не моя работа убеждать клиента. Если бы мне было насрать на ценности компании, я бы сделал за 40, ведь в этом случае мне не нужно никому ничего объяснять, я просто делаю свою работу, но результат будет хуже, денег получено меньше и косвенно пострадает вся компания.
Если же все будут следовать ценностям, мы будем делать качественный продукт и зарабатывать деньги, которые затем лягут в бюджет для повышения наших зарплат, но для этого нужно немножко напрячься. 

Согласен, что это может не работать во многих компаниях, но я думаю, если быть честным с сотрудниками, всегда можно сформулировать ценности, которые будут понятны и применимы, и в конечном итоге принесут пользу всем.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Никита Багзин

Вы не воспринимайте мои слова как аксиому, что везде так по умолчанию. Так, только там, где это прописано или оговорено и проверено делом.

Если вы работаете с самодурами, то только вы виноваты, что до сих пор не уволились и не пошли искать нормальную компанию. Мне повезло работать с адекватными людьми на высококонкурентном рынке, где за кадры бьются, я много вкладывал в себя, в свои навыки для работы и за время работы получил прибавку в 300% к зп, не считая премий. Думаете если бы мне не платили за мои успехи, я бы сидел и ныл в каментах? Я бы уволился и пошел искать место, где мою работу и отдачу ценят и готовы за нее платить.
У меня куча друзей, кто сидит и ноет как им мало платят, как их заставляют перерабатывать и унижают, кричат на них на работе.
Я годами вдалбливаю в их головы мысль, что хороших спецов отрывают с руками и всегда можно уволиться и найти нормальное место, но половина из них так и сидит на окладах 5 летней давности. Кто-то решается и потом удивляется, как это так бывает, что и премии не режут, и не кричат, и лояльно отпускают по делам с работы и даже индексируют зарплаты.

Конечно нам не платили миллионы или сотни тысяч с закрытых проектов, понятно, что маржа оседает на счетах компании и выводится на нужды собственника. Но когда случился ковид, когда от нас ушло 2 клиента, которые обеспечивали 50% прибыли и десятки людей с общим ФОТом в десять миллионов рублей в месяц остались без задач, никто не был уволен, никому не урезали ЗП. Всем платили обычную ЗП из резервов компании, которые мы в течение нескольких лет формировали из прибыли. Никто из спецов не заметил проблем, но собственник потерял десятки миллионов рублей, чтобы сохранить людям рабочие места в кризис. Поэтому когда меня дергали в отпуск или в выходной, я всегда выходил и помогал разрулить. Во первых потому что оверы оплачивались, а во вторых сегодня я помог компании, завтра компания мне. Обычная теория игр, сначала доверяй, а потом отвечай тем же. Если компания тебе дает выходные без лишних вопросов или оплачиваемые больничные, не вижу ничего плохого потратить час в субботу и чем-то помочь. 
Если же тебя штрафуют, не пускают к врачу без отгула и не повышают ЗП, то оттуда надо бежать.

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Kagan

Эта муть им в голову забита теми самыми эйчарами в том числе)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ковалёв

"Мир бесплатных рабов", друг мой, не без людей, которые могут войти в положение. 

Ответить
Развернуть ветку
878 комментариев
Раскрывать всегда