Как продать готовый бизнес: план для собственника

Причин расстаться с бизнесом может быть масса. Как организовать процесс продажи, чтобы не потратить нервы и заработать деньги?

Знаете этих предпринимателей, которые так долго держатся за свой бизнес, что становятся похожи на владельцев той самой лошади, которая давно умерла?

5 признаков, что пришло время выставлять компанию на продажу:

1. Бизнес работает плохо

Ключевой фактор тут – долги. Если вы постоянно занимаете деньги, чтобы поддерживать компанию на плаву, пришло время расставаться.

2. Бизнес работает хорошо

Прибыли растут, имя на рынке гремит. Если оценка вашего бизнеса сейчас высока как никогда, это может быть хорошим временем для выгодной продажи.

3. Нет огня

Не ждите, пока вы начнете ненавидеть свою работу. Спросите себя честно: я всё также увлечён этим бизнесом как раньше? Эта деятельность по-прежнему отвечает моим ценностям? Есть ли в мире что-то, чем я бы занялся с бОльшим удовольствием?

Возможно, вам потребуется только короткий перерыв, возможно, речь пойдёт о реструктуризации компании. Но вполне вероятно, что отсутствие страсти к работе сигнализирует: время продавать.

4. Нельзя не продать

Расторжение партнёрства, развод или смерть члена семьи, если у вас был семейный бизнес – всё это может просто вынудить продать компанию.

5. Невозможно отказаться

Возможно, вы не планировали продавать свой бизнес, но предложение настолько хорошее, что вы просто не можете его игнорировать.

Готовим бизнес к продаже

Несколько простых шагов помогут провести предпродажную подготовку.

1. Продумываем стратегию выхода

Вы намерены продать бизнес и полностью отойти от дел? Или вас интересует слияние и возможность участвовать в принятии решений? Сколько времени займёт переходный период? Как и когда вы объявите решение сотрудникам?

2. Наводим порядок в документах

Убедитесь, что все налоги уплачены и все судебные споры урегулированы. Закажите финансовый аудит за последние пару лет. Это потребует определённых инвестиций, зато у вас будет, что продемонстрировать потенциальному покупателю.

3. Решаем, что именно продаём

Вы намерены выставить на продажу офисы, склады и товарные запасы? Или в сделке будет участвовать только ваша наработанная клиентская база, лояльность потребителей к бренду, лицензии и выданные патенты?

4. Назначаем цену

Для оценки стоимости бизнеса рекомендуется обращаться к экспертам-оценщикам. Профессиональная оценка бизнеса будет воспринята потенциальными покупателями более благосклонно и может предотвратить споры в будущем.

Кому продавать?

Покупатели обычно делятся на две категории: финансовые и стратегические.

Финансовый покупатель, такой как венчурный инвестор, как правило, анализирует жизнеспособность бизнеса. Его интересуют реальные цифры и возможность их увеличить в ближайшей перспективе. Такие покупатели обычно приобретают высокорентабельные бизнесы.

Вторая категория – стратегические покупатели. Это обычно или прямой конкурент, или владелец бизнеса в смежной отрасли, или ваш поставщик. Такой покупатель рассматривает покупку как поглощение, которое поможет закрепиться на рынке.

Где искать покупателя

Продать бизнес можно путём прямого предложения. Если вам известно, кого из участников рынка может заинтересовать ваш бизнес, назначайте переговоры.

Второй распространённый вариант – реклама на специализированных интернет-площадках. Их обычно мониторят инвесторы, подыскивающие варианты для покупки.

Третий путь – обратиться к бизнес-брокеру. Экономически это будет оправдано только при высокой стоимости сделки.

А вам доводилось продавать или покупать бизнес? Расскажите, с какими сложностями вы столкнулись в процессе?

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда