{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Не фиксом единым. Какой формат работы над цифровым продуктом выбрать?

Евгений Лучинин, основатель студии «Луч», рассказывает о плюсах и минусах самых популярных форматов работы дизайн-студии. А также о том, как дизайн помогает бизнесу внедрять крутые решения и экономить ресурсы.

В студии «Луч» создают красивые и удобные цифровые продукты. За последние два года мы сделали 62 проекта, среди которых сайты, приложения и сервисы для ПИК, 12 Storeez, Яндекса, Даблби и других компаний. Есть у нас и свои проекты — сервис аренды квартир «Локалс» и онлайн-веломагазин CityCycle.

На собственном опыте мы убедились, что при правильно выбранном формате работы продукт может выглядеть так же круто и удобно, как у Яндекса, Apple или Netflix.

В этой статье я хочу рассказать о плюсах и минусах трех самых популярных форматов работы дизайн-студии: фикс прайс, T&M и ретейнер.

Фикс прайс или проект с фиксированной стоимостью

Договор, в котором четко обозначены сроки и деньги, привлекает многих клиентов. Но разработка продукта больше похожа на поход в неизвестность. На старте масштаб никому не ясен, и дизайн пяти экранов превращается в пятьдесят. Если клиент долго принимает решения, дизайнер теряет время, а потом работает в авральном режиме. В итоге объем работ превышает бюджет, клиент получает не то, что ожидал. А студия работает в убыток или старается выйти в ноль. Проигрывают все.

Фикс неплох для решения типовых задач, но мы ими не занимаемся. Студия берет проекты, где нужно создавать продукт и продумывать визуальную коммуникацию. По фиксированной цене мы проводим исследования, где объем работы понятен и измерим. А для дизайна используем другие форматы: Time & Materials и ретейнер.

Time & Materials или оплата по факту

При работе в формате Time & Materials в конце месяца оплачиваются фактические часы работы дизайнера, исследователя и редактора. Раз в две недели мы синхронизируемся по оплате и скорости движения проекта.

По T&M работать удобно, но не всегда выгодно обеим сторонам. Если клиент долго принимает решения, студии приходится переключать дизайнера на другие задачи. Клиент не несет финансовых рисков, но эффективность и скорость работы падают. А в это время конкуренты выпускают релиз, и даже с худшими решениями занимают рынок.

Работу по схеме T&M мы предлагаем только новым клиентам и на короткий период. Компаниям, с которыми сложились доверительные партнерские отношения, мы работаем по схеме ретейнера.

Ретейнер или выделенный на проект дизайнер

Ретейнер — это схема, по которой дизайнер прикрепляется к проекту. Клиент получает в свою команду дизайнера-эксперта, контролирует его загрузку и работу над релизом. Дизайнер погружается в проект и не переключается на другие задачи. А студия планирует занятость сотрудников и свои финансы.

При ретейнере обязательна полная ставка, не менее 90 часов в месяц. В первые месяцы мы делаем клиентам скидку, чтобы попробовать формат и отрегулировать деньги или нагрузку.

Последние полгода я работаю в Mindbox в формате ретейнера. Это позволило мне полностью сосредоточиться на проекте, настроить дизайн-процесс и сформировать из дизайнеров команду. Сейчас я занимаюсь их развитием и сам расту вместе с ними. Формат ретейнера позволяет уделять больше времени продуктовым и стратегическим задачам.

Антон Черногоров, дизайн-директор студии «Луч»

Да, ретейнер может быть дороже, но в стоимость входит не только время дизайнера, но и его HR-сопровождение, инструменты и экспертиза арт-директора и нашей студии.

Иногда, чтобы решить задачу, требуется пересмотреть всю дизайн-систему продукта. Обычно у клиентов в штате нет арт-директора, а дизайнеры заняты операционными задачами на несколько месяцев вперед. Мы можем сделать то, на что у клиента не хватает ресурсов: посмотреть свежим взглядом, исследовать UI и UX, предложить конкурентные решения с учетом ограничений в продукте. Ретейнер позволяет бизнесу быстрее создавать продукт и отдавать его в разработку.

Перед нами стоят две задачи: провести редизайн разделов и разработать дизайн нового функционала. Мы выбрали формат ретейнера и команда пополнилась дизайнерами студии. Ребята быстро погрузились в продукт и разобрались, как работает наша не самая простая система. Антон помог настроить процессы и наладить взаимодействие дизайнеров с разработкой. В итоге мы стали работать быстрее. Мы ценим вовлеченность Антона и студии. Видим, как «наши» дизайнеры и вся студия болеют за результат. Ребята предлагают помощь даже с той работой, которую не обязаны делать.

Никита Карнаухов, продакт-менеджер Mindbox

Есть и еще один довольно интересный формат взаимодействия — дизайнер-легионер. Мы можем подобрать на проект дизайнера с сильной экспертизой и опытом в нужном направлении: фудтех, финтех, эдтех или е-коммерс.

Клиент получает сотрудника в штат на срок не менее года и оплачивает контракт сразу со скидкой. Первое время студия поддерживает дизайнера, проводит менторские встречи. Если дизайнер увольняется в течение трех месяцев, мы находим замену в течение двух недель.

Независимо от формата работы с клиентом, дизайн-процесс в студии выстроен так, чтобы добиться максимально объективного взгляда.

Мы подходим к работе системно: глубоко погружаемся в продукт, проводим исследования, отрабатываем гипотезы и предлагаем конкурентные решения.

За каждым проектом закреплен один из шести арт-директоров, а ревью макетов принимает дизайн-директор. Раз в неделю в студии проходит дизайн-смотр, где мы вместе разбираем проекты. Мне нравится создавать внутри студии профессиональное сообщество, где можно получить поддержку коллег.

Дизайн-смотры обогащают. А еще это отличный способ прокачать soft skills: умение аргументировать свою позицию, креативность, системный подход. Мне очень помогают советы и опыт Жени Лучинина и других ребят.

Антон Черногоров, дизайн-директор студии Луч

По опыту могу сказать, что работа над продуктом похожа на подъем в гору: трудно предсказать, насколько задержишься в пути и с какими проблемами столкнешься. Если стоит задача дойти до вершины как можно скорее, то проводники и помощники должны работать только на вас, не отвлекаясь на другую группу альпинистов. Ретейнер — пока единственный формат, который позволяет этого добиться.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда