{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Оферта для бизнеса: какие особенности предусмотреть в B2B-оферте на оказание услуг

Эта заметка для предпринимателей, которые хотят сократить документооборот и избавиться от волокиты, связанной с бумажными договорами.

Один из способов решить задачу - оферта на сайте. Ее не нужно подписывать и направлять партнеру - достаточно разместить текст на сайте и определить момент акцепта.

Единственное - будьте готовы к тому, что некоторые ваши контрагенты могут не согласиться заключать сделки таким способом, поэтому держите наготове и “обычный” бумажный договор.

Оферта - это договор?

Не совсем.

Оферта – это предложение заключить договор, пока она у вас просто висит на сайте, и договор – как только кто-нибудь примет (акцептует) ее условия. По закону оферта должна содержать все существенные условия будущего договора и явно выражать ваше намерение считать себя заключившим договор с лицом, которое примет предложение.

Предложение и намерение вы можете сформулировать в преамбуле:

Данная оферта является официальным предложением ООО «1» (Исполнитель) любому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (Заказчик) заключить договор оказания услуг (Договор) на изложенных ниже условиях.

Или

Данный документ в соответствии с положениями ст. 437 ГК РФ является официальным предложением ООО «1» (Исполнитель), любому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (Заказчик) заключить договор оказания услуг (Договор) на изложенных ниже условиях.

Или

ООО «1» (Заказчик) предлагает заключить договор оказания услуг (Договор) на изложенных в оферте условиях любому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, который акцептует его условия.

Внимательно отнеситесь к тексту оферты - как только вы разместите его на сайте, а кто-то примет (акцептует) условия, оферта станет обязательной для вас и для другой стороны (п. 2 ст. 435 ГК РФ). С этого момента вы должны оказывать услуги или выполнять работы именно так, как написали в оферте.

Заключение договора. Что такое акцепт оферты?

Акцепт – это определенные действия лица, которые означают, что это лицо прочитало и согласилось со всеми без исключения условиями оферты. Если проще, акцепт – это положительный ответ на ваше предложение заключить договор.

Важно определить порядок акцепта. Напишите в оферте, какие именно действия лица будут считаться акцептом. Обе стороны будут понимать, в какой момент для них начинают действовать условия оферты (договора).

Что считать акцептом, вы решаете, исходя из специфики вашего бизнеса или сервиса, который предоставляете. Иногда акцепт совпадает с моментом регистрации – тогда в оферте можно написать:

Акцептом считается регистрация на сайте в порядке, установленном офертой.

Такой способ акцепта подойдет, если вы, например, оказываете услуги онлайн и весь функционал вашего сайта доступен только зарегистрированным пользователям. В форме для регистрации желательно предусмотреть заполнение реквизитов компании (наименование, ИНН, ОГРН).

Однако, акцепт в момент регистрации в B2B нельзя считать надежным способом заключения договора.

Если со стороны контрагента оферту акцептует неуполномоченное лицо (лицо, у которого нет права на такие действия), договор не будет считаться заключенным, и вам будет крайне затруднительно потребовать от заказчика оплаты услуг. Чтобы избежать таких юридических рисков, вы можете закрепить в оферте порядок верификации другой стороны. В оферте можно написать:

Акцептом считается верификация пользователя в порядке, установленном офертой.

Для верификации можно попросить юридическое лицо загрузить на сайт через функционал личного кабинета регистрационные документы компании (ИНН, устав, документ, подтверждающий полномочия подписанта и другие) или подписать сгенерированное сайтом согласие/заявление о присоединении к оферте, сканировать его и направить вам по электронной почте.

Еще одним способом акцепта оферты (кстати, самым очевидным) может быть оплата счета. Можно предусмотреть в личном кабинете автогенерацию счета для заказчика. Если пока нет возможности сделать такой функционал, можнро направить контрагенту скан счета по электронной почте. В оферте можно написать:

Для акцепта оферты Заказчик должен оплатить счет, сформированный с помощью функционала сайта/направленный Заказчику по электронной почте.

Закрывающие документы

Закрывающие документы - это акты об оказанных услугах или выполненных работах. Акты относятся к первичным документам, которыми компании должны оформлять все произошедшие хозяйственные события (сделки).

Заказчику закрывающие документы потребуются для подтверждения затрат, исполнителю - чтобы доказать факт оказания услуг.

“Закрывать” услуги или работы можно электронно.

В оферте подробно пропишите порядок формирования, проверки, согласования и подписания акта и следуйте ему в точности.

Например, вы можете настроить личный кабинет заказчика таким образом, что акты формируются автоматически в заданное время. Заказчик проверяет, все ли верно в акте, и подписывает квалифицированной электронной подписью (КЭП).

Если у заказчика нет КЭП, можно предусмотреть загрузка скана подписанного акта в личный кабинет.

Дублировать электронные акты бумажными оригиналами не обязательно.

Минфин России разъясняет, что документы в электронной форме имеют юридическую силу, если стороны согласовали это в договоре. Суды также принимают такие документы в качестве письменных доказательств.

Чтобы придать электронным документам юридическую силу, можете написать в оферте:

Любые документы направляются сторонами друг другу в личном кабинете или по адресам электронной почты. Переписка в личном кабинете и по электронной почте имеет юридическую силу, в том числе в случае судебного разбирательства. Такой способ обмена документами и информацией является надлежащим.

Если вы предполагаете, что большинство заказчиков будет требовать бумажные акты, формулировку про документооборот можете изложить так:

Все документы, уведомления, запросы, претензии, и иные сообщения, исходящие от одной стороны, могут быть направлены другой стороне по согласованным адресам электронной почты.

Стороны признают юридическую силу указанных документов и сообщений.

Оригиналы документов направляются по требованию стороны почтой России заказным письмом с уведомлением или курьерской службой.

Расторжение договора и окончательные расчеты

Здесь все работает также, как и с обычным договором, который стороны подписывают на бумаге.

Определите в оферте условия и порядок расторжения: как и когда стороны сообщают друг другу о своем намерении расторгнуть договор. В оферте можете написать:

Каждая из сторон вправе досрочно отказаться от исполнения Договора, уведомив об этом другую сторону за 7 (семь) дней до начала очередного календарного месяца. В этом случае Договор будет считаться расторгнутым с первого дня следующего месяца.

Если ваш сервис позволяет заказчикам перечислять авансовые платежи на виртуальный счет в личном кабинете, закрепите в оферте порядок и сроки возврата излишне уплаченной суммы в случае расторжения.

Исполнители часто предусматривают штрафы для заказчиков за отказ от договора оказания услуг или условие о том, что исполнитель не возвращает заказчику неотработанный аванс. Такие условия могут быть признаны недействительными, а исполнитель обязан будет возвратить аванс заказчику, так как они противоречат ст. 782 ГК РФ. Эта статья закрепляет право заказчика отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Кроме того, удержание неиспользованных денег заказчика может быть признано неосновательным обогащением, а на сумму неосновательного обогащения начислят проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ.

Чтобы избежать споров и рисков, связанных с возвратом неотработанного аванса, в оферте можете написать:

Стороны производят сверку взаиморасчетов за 5 (пять) дней до предполагаемой даты прекращения Договора и фиксируют результаты в Акте сверки.

Если на дату расторжения Договора объем оказанных услуг окажется меньше авансового платежа, перечисленного Заказчиком, Исполнитель возвращает Заказчику разницу между суммой авансового платежа и стоимостью оказанных услуг.

Что запомнить

1. Оферта – это будущий договор, и она должна содержать все существенные условия сделки.

2. Важно определиться с моментом акцепта и четко его прописать, чтобы у сторон не было сомнений в том, когда договор начал действовать.

3. Акты можно подписывать электронно, если согласовать это в договоре. Также можно оставить возможность направлять друг другу оригиналы.

4. В случае расторжения договора лучше вернуть заказчику всю сумму неиспользованных авансовых платежей.

Текст подготовила юрист Runetlex Марина Кятова

Будем рады обратной связи, дополнениям и примечаниям.

0
1 комментарий
Алексей Чингуль

Я в восторге от статьи. Почему?
Потому, что большинство корпоративных юристов живут 2 десятилетиями назад. Подписание договора с помощью КЭП? Отправить через ЭДО? Пришлите нам чмошный скан фотографии распечатанного через факс договора, нам так понятнее :))

Наконец-то пришло время прогрессивных юристов, предлагающих решения отражающие современные тенденции.

Это такой же перелом, как и в маркетинге. Где 5 лет назад, все перешли с растяжек на дорогах и объявлений на подъезде ("вы чё, это работает, а секретарь спрашивает откуда вы нас нашли") на контекстную рекламу с контролем показателей и сквозной аналитики всего и вся.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда