{"id":13895,"url":"\/distributions\/13895\/click?bit=1&hash=bed82592cbc6d778e72544319bc0f165aa684a990f11da50786d3c1f89d69bb4","title":"\u041c\u0430\u0440\u0430\u0444\u043e\u043d \u043e\u0442 \u00ab\u0410\u0434\u043c\u0438\u0442\u0430\u0434\u00bb \u0441 \u043f\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u044b\u043c \u0444\u043e\u043d\u0434\u043e\u043c \u0432 \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u043e\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как подростки снимают профессиональное кино без скидки на возраст. Репортаж со съёмок

Автор: Кирилл Краснов

Чтобы научиться снимать профессиональное кино, нужно закончить школу, поступить в кинематографический ВУЗ и после нескольких лет получить диплом. Но есть и другой путь: в 15 лет уже узнать необходимую матчасть, придумать от и до собственный проект, собрать команду ровесников и реализовать идею. В киношколах для подростков даже не стоит вопрос – если тебе нет 18, то ты не можешь снимать фильмы, как профессионал. В них уже всё по-взрослому. Мы пообщались с учениками Киношколы ЦЕХ на съёмках картины «Простая история» и выяснили, как создаётся магия кино под руководством несовершеннолетних.

Ученики Киношколы ЦЕХ зря лето не теряют: в 30-градусную жару они заняты съёмками короткометражного фильма «Простая история». За ограниченное время им нужно снять 12 сцен в разных локациях университета.

По сюжету пожилой преподаватель столичного ВУЗа не может наладить контакт со студентами и оказывается под угрозой увольнения. Чтобы лучше понять своих подопечных, он решается полностью изменить стиль жизни. Но преподавательский состав остаётся в недоумении от новых выходок педагога, что вытекает в настоящее противостояние.

История держится на конфликте поколений: преподаватель не может найти общий язык с молодыми людьми и только один из них, Андрей, помогает наладить эту, казалось бы, мнимую связь. Идея фильма принадлежит 17-летнему Егору Сипко: в течение двух месяцев он работал над сценарием, неоднократно переписывал его и готовился к съёмкам. Последние правки Егор вносит прямо на площадке: бумажные листы со сценарием правятся на ходу, времени на перерыв нет даже между сценами.

«Бывают такие моменты, когда ощущаешь, что процесс идет без тебя. По сути это, наверное, хорошо. Это значит что ты смог все правильно организовать»

Егор Сипко, Режиссёр фильма «Простая история»

Режиссёр, по его словам, находится везде и нигде одновременно, поэтому иногда создаётся ощущение, будто выпадаешь из процесса, даже если вовлечённость в него максимальная.

Для Маши Федотовой, впервые взявшей на себя ответственность продюсера, работа тоже требует много концентрации. Вести расходы, оформлять пропуска на КПП, контролировать присутствие каждого участника на площадке – всем этим занимается продюсер, который, как и каждый винтик в большом механизме, незаменим, хотя и крутится незаметно.

«Они как семья птичек: большая-большая. Они очень дружны, между ними нет конкуренции, борьбы за первенство. Я смотрю: они передают камеру из рук в руки: кто-то снимал, что-то не получалось, кто-то другой взял, снял, и ничего плохого не произошло»

Александр Голобородько, Народный артист РСФСР, исполняющий роль пожилого учителя в фильме «Простая история»

Участие Голобородько – одна из главных особенностей проекта. С этим солидарна вся съёмочная группа, в том числе и сам режиссёр-постановщик, Егор Сипко. Для него взаимодействие с известным актёром – серьёзный вызов: «Я подхожу к Александру и понимаю, что у меня нет нужных слов, мне тяжело объяснить ему, чего именно я хочу».

Егору почти так же, как и студентам из его фильма, бывает нелегко найти общий язык с Голобородько: актёр бы легко понял режиссёра за счет своего колоссального опыта, да подходящие слова у подростка находятся не всегда. Сам Егор винит в этом свой непрофессионализм. Впрочем, со стороны всё смотрится иначе: в их общении нет ни страха, ни смущения. Александр Александрович с согласия Егора может подправить сценарий, чтобы ситуации выглядели более реалистичными. В остальном же он послушно исполняет требования режиссёра.

Сам Голобородько оценку работы молодого коллектива не даёт – говорит, что только знакомится, но принимать участие в проекте ему крайне любопытно. Ему нравится, что внешне совсем юные ребята стараются всё делать по-взрослому, умеют обращаться с аппаратурой и имеют профессиональное понятие о свете и звуке.

«Девочка маленькая, худенькая, тростиночка, она носит на руках эту камеру... Хотя она не такая тяжёлая, но достаточно увесистая» – делится впечатлениями актёр, глядя на камермена Дашу Шмелёву, снимавшую очередной дубль со стэдикама. По указанию оператора-постановщика Даша ставит кадр, пока режиссёр вместе с помощниками следят за съёмкой через плейбек – экран, на который поступает сигнал с камеры. С того же плейбека настраивается фокус, придающий изображению необходимые акценты.

Даша специально хотела быть в этом проекте камерменом: её захватывает не столько компановка и выстраивание кадра, сколько сам процесс съёмки. Ручная камера, которую Даша называет «кирпичом», и большая камера Blackmagic URSA – главные партнёры Даши на площадке. С ними она снимает сцены знакомства Александра Александровича и студента Андрея, а также повседневную жизнь главного героя в университете. Вспоминая самую яркую постановку кадра на проекте, Даша рассказывает, как они в квартире преподавателя снимали match cut (склейка между двумя объектами, которые визуально похожи друг на друга):

«У нас стояла сковородка, а потом мы точно таким же кадром поставили патефон с пластинкой. То есть у нас получилось два круга и можно сделать очень красивую склейку»

Дарья Шмелева, Оператор

Даша готовилась к съёмкам несколько месяцев, на практических занятиях училась собирать штатив и стэдикам, подсоединять объективы, настраивать камеру, выставлять свет.

Если Даша отвечает за исполнительную часть процесса, то оператор-постановщик Тимофей Жучков, скорее, за творческую композицию кадра. До начала съёмок Тимофей вместе с режиссёром-постановщиком смотрели локации, обсуждали общее видение и какие визуальные штрихи можно придать фильму.

«У меня есть опыт просмотра. И я из головы беру – ага, вот где-то я видел подобный кадр, и я его вставляю в саму сцену. Из отдельного фильма я не беру, а из массива всего просмотренного набираю сцены и потом складываю по-своему»

Тимофей Жучков, Оператор

Самая сложная сцена по мнению съёмочной группы – танцы. Она снимается двумя этажами ниже, одновременно со съёмками Александра Александровича на кафедре. Хотя режиссёр-постановщик занят на другой локации, репетиция идёт полным ходом. Под песню «Кайфмэн» группы The Hatters массовка из 15 человек выполняют танцевальный номер, пока оператор лавирует между артистами в костюме для стабилизации камеры Easyrig. Она выглядит как жилет со штангой и тросом над головой, который крепится к камере, висящей перед оператором.

Хореографию для этой сцены ставит второй режиссёр, Катя Спиридонова. Она же на протяжении каждого дубля (а их было не менее пяти) руководит всеми движениями танцоров.

«Я стараюсь быть открытой с людьми, энергичной. Когда ты открыт этому миру, получается так, что мир открыт тебе. Ты даришь свою энергетику, люди этим заряжаются, и ты получаешь эту энергетику в обратную сторону» – сказала Катя, отвечая на вопрос, как ей удалось добиться авторитета в команде. Второй режиссёр, как правило, занимается организационной частью съёмок. Поэтому часто слышно, как Катя по рации говорит «на сцену осталось пять минут», а после их истечения она серьёзным тоном добавляет – «мы летим по времени».

Катя проучилась в киношколе уже два года и сама не верит, как быстро проходит время. Она уже пробовала себя в разных проектах в качестве режиссёра-постановщика и оператора, и до сих пор не может до конца определиться, какой цех ей нравится больше – операторский или режиссёрский. На площадке быстро замечаешь, что ей не составляет труда взять стэдикам, оперативно снять сцену прохода преподавателя в коридоре и встречу с деканом одним дублем.

Но организаторские способности во время постановки танцев бросаются в глаза ещё сильнее.

«На самом деле, у меня есть опыт в танцевальных постановках и работы с массовкой, потому что в своем родном городе, Волгодонске, я всегда устраивала с моим педагогом-хореографом парад на 9 мая. И мы всё время вот эту толпу 200 человек гоняли туда-сюда с одной площади на другую, и приходилось кричать. Мне это не впервой. И как-то я даже уже привыкла»

Екатерина Спиридонова, Второй режиссёр

Под конец съёмочного дня танцевальное оформление по достоинству оценил режиссёр Егор Сипко: «я думаю, это было как раз именно то, что я хотел увидеть. Я был настолько доволен, потому что я же с ней не готовил эту хореографию. Думал, что будет что-то не так. Но когда я пришел посмотреть – это просто невероятно». Операторы хотели придать больше визуальной эстетики сцене с помощью дым-машины и искусственного света, но в аудитории воплотить эти идеи было невозможно, поэтому съёмки велись в естественном освещении.

Тем не менее, сцена и без спецэффектов смотрелась стильно: не только благодаря современной музыке и танцевальному номеру, но и костюмам.

«Так как это комедия, нужно было создать образ лёгкий, непринуждённый, поэтому мы подбирали яркие цвета. Наверное, основная проблема художника по костюмам – когда какая-то недосказанность с режиссёром бывает и приходится нестись по всей Москве, искать костюмы. Я наверное знаю уже все секонд-хенды в этом городе»

Леся Россохина, Художник-постановщик

Утром она ездила покупать яркие футболки в «Смешные цены», так как не успела обсудить последние правки в сценарии с режиссёром.

«Я долго не хотела быть художником, но на карантине мне стало скучно, я сделала подробную презентацию, до мелочей, какая пуговица, какой узор. Тогда я поняла, что мне нравится смотреть на одежду, смотреть на людей, придумывать, какие для них образы подошли бы и покупать костюмы» – признаётся Леся.

В отличие от неё, звукорежиссёр Егор Егоров мечтал работать со звуком с 12 лет. Во время съёмок он подключает петличные микрофоны к актёрам, в наушниках проверяет качество записи и настраивает чувствительность через микшерный пульт.

«В этом проекте мы использовали больше всего петличных микрофонов за все съемочные проекты, которые были в нашей киношколе. Мы подключили аж четверых людей. Получается, записывали одновременно четыре голоса, и за этим было очень сложно уследить: где есть шорох, где есть брак какой-то, – потому что у меня четыре голоса в голове и как бы сложно сконцентрироваться на чем-то одном»

Егор Егоров, Звукорежиссер

Взаимодействие с разными по возрасту актёрами – специфика работы на этом проекте для всей команды. «Ты не можешь подойти к пожилому человеку и сказать: давай, короче, снимай футболку, сейчас наклеем петличку, — поясняет Егор. — Ты подходишь, аккуратно и вежливо спрашиваешь: прошу прощения, можно я вам наклею петличку, чтобы можно было записать ваш голос». Соблюдать вежливость и испытывать уважение бывает непросто, когда привык общаться на площадке преимущественно со сверстниками, с которыми легко быть на одной волне. Приходится делать над собой усилие, чтобы добиться взаимопонимания. То же препятствие преодолевают и герои в «Простой истории»: педагогу, у которого никого не осталось, сложно понять молодёжь, но в одиночку справляться с этой проблемой у него не получится. В какой-то момент студенты тоже должны пойти навстречу.

«Они искренние, они чисты в том, что они делают. Нет сквернословия во взаимоотношениях между девочками и мальчиками, нет фривольного отношения. Не думаю, что они играют – я думаю, что они такие»

Александр Голобородько, Народный артист РСФСР, исполняющий роль пожилого учителя в фильме «Простая история»

Голобородько отмечает, что у ребят есть своеобразное понимание конфликта взаимоотношений между поколениями, которое будет со временем преломляться. Для него работа подростков – это путь, не лишённый ямок и сворачиваний к обочине.

Для Егора Сипко участие в проекте, безусловно, значит ещё больше. Его распирает не только интерес к профессии, но и сам съёмочный процесс. Вот почему отвлечь его от дела на протяжении дня очень сложно. На площадке он сосредоточен и выкладывается на полную. Азарт и старания в ходе работы компенсируют нехватку опыта. Возможно, поэтому в какой-то момент забываешь о возрасте ребят.

После выхода этого фильма Егор уже знает, что приступит к новому проекту. На вопрос, будет ли писать сценарий или руководить постановкой, отвечает: «Мне кажется на площадке работать очень хорошо. Потому что, в любом случае, чувствуешь себя включенным в процесс. Работая над сценарием, ты еще даже толком не понимаешь, что будет в итоге. А на площадке уже решается судьба проекта. Это очень интересное чувство, незабываемое».

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null