Как продвигать себя на фрилансе
Одна из главных проблем фрилансера — поиск проектов. В офисе ты завален задачами, в свободном плавании — берешь на себя ответственность за поток работы. Рассказываем, как обеспечить регулярный доход и выстроить стратегию продвижения на фрилансе.
Успех фрилансера напрямую зависит от качества его работы и профессиональных связей. А разве это нужно не всем?
Работа в штате – игра вдолгую, поэтому промахи не так бросаются в глаза. Если офисный сотрудник работал медленнее обычного или был не слишком продуктивным на неделе, это вряд ли кто-то заметит. А вот фрилансеры связаны дедлайном и отвечают за конкретный результат, поэтому не могут себе позволить выложиться только наполовину. Если заказчик останется недовольным, можно забыть о рекомендациях или повторном сотрудничестве.
Специалист, работающий по контракту, не так нуждается в нетворкинге, как фрилансер. Его будущее в компании понятно и предсказуемо как минимум на ближайший год. Фрилансеры работают на краткосрочных проектах, поэтому им всегда нужно иметь запасной план и несколько вариантов. Завязывать профессиональные знакомства и поддерживать связь с клиентами — часть его работы.
Мы подготовили несколько советов, как продвигать себя на рынке труда в мире гиг-экономики.
Управляйте своей онлайн-репутацией
Online Reputation Management, или ORM, это и есть управление онлайн-репутацией. О своих «следах» в Интернете сегодня заботятся крупные корпорации, индивидуальные предприниматели, мировые бренды и, конечно, фрилансеры. Упоминания в медиа, информация в социальных сетях, отзывы — все это можно найти в поисковике за несколько минут. Многие руководители пока еще присматриваются к фрилансерам и не готовы полностью довериться «незнакомцу». Возможно, они захотят проверить, с кем им предстоит иметь дело.
Во-первых, важно присутствовать в онлайн-пространстве, поэтому пустые страницы и закрытые аккаунты — не самый правильный ход. Во-вторых, информация должна убеждать клиентов в том, что вы профессионал, а сотрудничество будет качественным и продуктивным. Что можно сделать?
- Обновите страницы в социальных сетях. Обозначьте, чем вы занимаетесь, поделитесь ссылками на ваши последние проекты или самостоятельно напишите о них пару постов.
- Создайте онлайн-портфолио, личный сайт или профессиональный блог. Подумайте о поисковой оптимизации и ключевых словах, добавьте функцию «подписаться на рассылку», чтобы потенциальные клиенты могли получать сообщения о новых публикациях в блоге. Не забудьте оставить заметную ссылку на ваши ресурсы в соцсетях и в подписи отправителя в электронной почте. Это удобная возможность подробно рассказать миру о вашем опыте.
- Сотрудничайте с медиа или онлайн-ресурсами. Делитесь своим экспертным мнением и профессиональными комментариями. Упоминания в СМИ и профильных телеграм-каналах не только откроют вам доступ к аудитории потенциальных клиентов, но и положительно повлияют на репутацию.
Собирайте фидбек
Отзывы и рейтинги — еще один инструмент, который подтолкнет потенциального заказчика к сотрудничеству с вами. Если вы уже ведете блог или оформили онлайн-портфолио, запросите у клиентов фидбек о совместной работе и добавьте его на страницу. Для вас это возможность объективно посмотреть на свои сильные и слабые стороны, для будущих клиентов — дополнительный аргумент, который поможет сделать выбор в вашу пользу.
На биржах фриланса и human cloud платформах вроде Upwork и Профессионалов 4.0 система рейтингов тоже предусмотрена. В ситуации, когда руководителю приходится выбирать из нескольких фрилансеров с подходящими компетенциями, такие оценки могут иметь решающее значение.
Следите за рынком
Подпишитесь на профильные СМИ, телеграм-каналы и группы в Facebook, мониторьте сайты с вакансиями и блоги коллег по цеху, в общем, следите за обстановкой на рынке. С какими проблемами сталкиваются руководители компаний и HR-менеджеры? Какие навыки и «надпрофессиональные» компетенции сейчас востребованы в вашей сфере? Эта информация поможет не отставать от трендов, вовремя реагировать на изменения и готовить контент-стратегию для ваших профессиональных ресурсов.
Расширяйте сеть профессиональных контактов
Чтобы развиваться в качестве фрилансера и обеспечить себя потоком заказов, необходимо создать и постоянно увеличивать сеть профессиональных контактов. В эту сеть могут войти другие фрилансеры, эксперты и лидеры мнений в вашей сфере, менеджеры и руководители компаний, с которыми вам хочется поработать. Для начала подпишитесь на их страницы в LinkedIn, Facebook или Instagram (если профиль не слишком личный), участвуйте в обсуждениях, лайкайте посты — попробуйте завязать полезное знакомство онлайн. Бывшие коллеги и работодатели тоже должны войти в список. Оставайтесь на связи, например, напоминайте о себе с помощью рассылки или поддерживайте контакт через соцсети.
Посещайте профильные конференции. Во время пандемии делать это сложнее — многие мероприятия отменились, часть из них переместилась в онлайн. Такие конференции существуют, чтобы помогать людям выстраивать нетворкинг, поэтому не стесняйтесь знакомиться, рассказывать о себе и выходить на связь с теми, кто присутствовал или выступал.
Не важно, фрилансер ты или хочешь работать в штате, за профессиональной репутацией нужно следить. Люди из одной сферы часто крутятся в общих кругах, делятся опытом, советуют кого-то. Был случай, когда мне просто позвонили и предложили работу — бывший коллега меня порекомендовал. Ещё один ключевой момент — после совместной работы у всех должно остаться приятное впечатление, тогда можно рассчитывать, что позовут снова или поделятся вашим контактом. Фрилансер должен следить не только за качеством своей работы, но и за коммуникацией. С ним должно быть комфортно
В 2005 году, когда в России появилась первая биржа фриланса, а корпорации даже не думали о сотрудничестве с внештатными специалистами, продвигать себя и искать работу было непросто, но и конкурентов на этом пути встречалось мало. Еще в 2019-ом на фрилансе трудились только 5 млн профессионалов. Сегодня реальность изменилась, а новые тренды открыли талантам массу возможностей. В эпоху цифровизации недостаточно просто делать свою работу хорошо. Чтобы не затеряться среди конкурентов, важно продумать стратегию продвижения.
Продавать ссылку