{"id":13830,"url":"\/distributions\/13830\/click?bit=1&hash=4878b89b224bb086575c116ea9b6933b6e694a2c5e92428b4e5a61e6cb77066c","title":"\u0422\u0435\u0440\u044f\u043b\u0438 \u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u0447\u044c\u0435\u0433\u043e-\u0442\u043e \u043d\u0435\u043e\u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u0436\u043d\u043e\u0433\u043e \u0442\u0432\u0438\u0442\u0430? \u0414\u0435\u0440\u0436\u0438\u0442\u0435 \u0430\u0447\u0438\u0432\u043a\u0443","buttonText":"\u0417\u0430\u0431\u0440\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"d39d5c7e-92a7-5f71-b18c-a43719ac9a4e","isPaidAndBannersEnabled":false}

Почему все заговорили об инновациях

В 2021 году все только и говорят, что об инновациях и важности стратегического планирования. Это неудивительно, ведь именно кризис часто становится точкой роста для бизнеса и настоящим трамплином для инноваций. За создание и внедрение радикально новых идей внутри компании отвечает инновационный менеджер. Рассказываем, чем именно он занимается и почему на самом деле нужен.

Инновации — путь от проблем к возможностям

Экономические и социальные потрясения создают на рынке потребности, которые стимулируют компании создавать новые продукты, услуги и бизнес-модели. История подтверждает эту закономерность. В 1940-х годах начался подъём производства бытовой техники — компании откликнулись на потребности работающих женщин, которые стали меньше времени проводить дома. Эпидемия атипичной пневмонии, разразившаяся в Азии в 2002 году, вынудила миллионы людей запереться в своих домах — тогда вирус стал толчком для развития электронной коммерции и сделал Китай центром инноваций. Сегодня изменения климата стимулируют инвестиции в возобновляемые источники энергии, электромобили и экологически чистые продукты питания.

Ответом организаций на кризис всегда становится принятие нового мышления и подходов к деятельности. Так, пандемия COVID-19 почти мгновенного изменила ресторанную индустрию — появились цифровые меню с QR-кодами, «тёмные кухни», ориентированные только на доставку. Именно жесткие ограничения подтолкнули рестораторов искать выход и тестировать форматы, которые совсем скоро перестанут считаться инновационными и станут нормой. По оценкам экспертов, к 2030 году рынок онлайн-доставки вырастет в девять раз, а к 2040 году люди совсем перестанут готовить дома.

Этот пример, как и недавнее исследование McKinsey, подтверждает, что вовремя проведенная трансформация и способность бизнеса увидеть в проблеме возможность, играют ключевую роль в дальнейшем развитии компании. Организации, которые внедряют инновации во время кризисов, а не просто пережидают шторм, со временем значительно опережают конкурентов.

Кто такой инновационный менеджер

«Инновации» не самоцель. Генерировать и внедрять идеи только для того, чтобы назвать свой бизнес инновационным — дорого и бессмысленно. Решения должны приносить компаниям осязаемую и измеримую пользу. Как раз для этого руководители и приглашают инновационных менеджеров. Это новая профессия на рынке труда, которая появилась и оформилась не больше 15 лет назад. До недавнего времени такие специалисты работали только в высокотехнологичных отраслях, сегодня новаторов приглашают банки, госкомпании, ритейлеры и девелоперы.

Менеджер по инновациям — создатель новых решений. Он придумывает и курирует их внутри организации. Сразу представляется сумасшедший ученый, который предлагает не слишком нужные, но удивительные и неожиданные варианты? Нет, на самом деле такой специалист отвечает за экономически выгодные для компании шаги. Свои предложения ему придется обосновать и объяснить руководству, поэтому пригодятся не только знания в области бизнес-девелопмента, но и способность убеждать, аргументировать, управлять и вести переговоры.

Работа инновационного менеджера начинается с анализа тенденций, существующих на рынке. Да, мозговой штурм и генерация идей тоже входят в список его дел, но они всегда основаны на конкретных данных. Менеджер по инновациям должен разбираться в отрасли, в которой работает, и ориентироваться во всех сопутствующих процессах. Он анализирует технологии, скрытые потребности клиентов, опыт конкурентов или компаний в смежных областях. Он совмещает в себе качества креативного мыслителя и прагматичного управленца, который может просчитать и представить, как идея будет выглядеть на практике. Инновационный менеджер по определению не может быть консервативным, его черты — смелость и решительность.

«Когда мы говорим об инновационном менеджере и пытаемся понять, что именно он делает, нужно учитывать, с кем он сотрудничает. Для корпорации — это специалист, который сможет оценить внутренние потребности компании, понять, какие технологии и инновации нужны, чтобы их закрыть, как быстро они смогут окупиться. Если говорить о частном инвесторе, например, венчурном, то ценность инновационного менеджера заключается в его способности оценить перспективы стартапа. Он может оценить команду и технологии и сказать, как быстро проект стартанет, вырастет, когда его можно будет продать и сколько получится заработать. Здесь другой акцент, цель – заработать, а не сэкономить. Но в обоих случаях инновационный менеджер решает задачу коммерциализации технологии», — Илья Белов, трекер П4.0, инновационный менеджер.

Что такое инновационная культура

Не только глобальные и радикальные нововведения могут считаться инновациями. Передать часть задач на аутсорс, привлечь фрилансеров, чтобы разгрузить штатных сотрудников, или ввести гибридный формат занятости — всё это инновационные процессы, которые только на первый взгляд кажутся не такими уж значительными. На деле мы видим, как небольшие решения меняют рынок труда по всему миру, помогают компаниям эффективно распоряжаться ресурсами и снижать затраты.

Такие постепенные инновации, которые позволяют усовершенствовать существующие механизмы, встречаются чаще всего. Они относительно простые и быстрые. В этом случае задача инновационного менеджера — выявить возможности для улучшения используемых инструментов, процессов или технологий и внедрить их с учетом рисков.

Узнать, как нововведение будет работать в масштабе, можно с помощью экспериментов. Ошибки и неудачи — спутники инноваций, поэтому прежде чем создавать команду штатных экспертов, вкладывать деньги и приступать к внедрению, менеджер может привлечь независимых специалистов через human cloud платформы, запустить краткосрочный проект и проверить свою идею. На Профессионалы 4.0 компании часто приходят, чтобы протестировать гипотезу или разработать прототип.

«Такие платформы и задачи — недолгие и недорогие — это хорошая возможность попробовать новый подход без сильного ущерба для бизнеса. Если не знаешь или не уверен, как делать, сходи проверь. Сделай это быстро и недорого. Это принесет пользу всем», — Ольга Музалева, руководитель проектов по управлению работой гибких команд.

К сожалению, не все руководители готовы тратить время и деньги на тестирование гипотез. Убедить их и объяснить значимость таких решений должен ИМ, ведь он занимается формированием инновационной культуры внутри компании. Сделать так, чтобы все сотрудники понимали, в каком направлении движется организация и какую роль каждый играет в достижении этой цели, привлечь разнообразных талантов и создать высокоэффективные команды — всё это зона ответственности инновационного менеджера.

Если в вашей компании есть такой специалист, но он до сих пор не предложил вам привлечь независимых экспертов на новый проект, задумайтесь. Эти тенденции ИМ должен предвосхищать и предсказывать. Сложные решения часто прячутся на стыке дисциплин — этим объясняется возросшая популярность командных подходов, переход к сетевой модели управления и интерес бизнеса к работе с экспертами-фрилансерами с платформ. Однообразная команда не может выйти за рамки своего опыта и экспертизы, сегодня принципы многообразия и инклюзии (Diversity & Inclusion) — главные черты инновационной культуры.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null