Зачем предприниматели ходят на мотивационные бизнес тусовки, обращаются к «инфоцыганам» и соблюдают ритуалы?

Меня занимал вопрос зачем предприниматели обращаются довольно сомнительным людям и тусовкам. Такой формат зачастую не предполагает эффективную технологию работ, а значит и на деньги не особенно влияет. Странно. Вроде мы платим за это деньги, тратим своё время, но где измеримый фактический результат? А если его нет, то зачем же идти туда снова?

Причина проста — мы ходим туда развлекаться. Эта ниша образовалась на стыке шоу, изотерики, науки и бизнеса. И надо признать, что это не такой уж плохой формат. Я бы охарактеризовал её как «ритуальные» тренинги, которые не формируют Hard Skills, но могут формировать Soft Skills и давать полезную обратную связь о себе. На самом деле ритуалы это клёво и вы знаете это не хуже меня, так как сами часто участвуете в них.

Почему тренинги «ритуальные»?

Да и что вообще значит ритуал? Ритаулы это не похороны: ) Ритуалов в нашей жизни много, хотя чаще мы и не считаем их ритуалами.

Ритуал — это выработанный обычай (стереотип) действий при наступлении каких-то важных для нас событий, окончание или начало этапов, которым мы придаём символическое значение. (Свадьба, рождение, начало или конец учебы, выбор социально значимой профессии (медик, военный, пожарный, полицейский), перемещение по карьерной лестнице внутри профессии, спортивные достижения, осуществление каких-то значимых открытий для себя, для дела и для мира и окончание жизни).

Ритуалы образовались для того чтобы правильно играть социальные роли. Роли закрепляются социальным обещанием (клятва гипократа, присяга) или ритуальным символом (кольцо, жетон, погоны, медаль, кабинет или место).

В бизнесе также важны ритуалы. Нет смысла вводить какие-то новые правила, увеличивающие эффективность на 200%, когда в организации сложился другой обычай действий. Новые правила не должны разрушать старый ритуал (обычай), иначе их никто не будет выполнять. Они должны накладываться на имеющийся и корректировать его.

Мелкие ритуальные действия мы называем приметами. И это не только смотрение в зеркало если что-то забыл дома. Это и танец менеджера по продажам, который только что закрыл сделку с крупным клиентом, это награждение его под аплодисменты коллег, это вечернее поедание пиццы с коллегами в пятницу. Казалось бы ну как поедание пиццы может закрепить какие-то роли или вообще может быть полезно бизнесу? А оказывается еще как может. Что обсуждают между собой коллеги? Да то, чем всю неделю занимались. Выясняются какие-то подробности и детали, которые 1 знает, а другие нет, происходит обмен мнениями, оценивается правильность действий на будущее. То есть фактически это ритуал подведения итогов и оптимизации процессов в конце недели. Кайф же)

Мы обожаем ритуалы, они обладают объединяющей силой. Но надо понимать, что ритуалы, как эмоции, в основном информацию не передают, а окрашивают. Тут главное держать баланс на этой грани и не завалиться в изотерику.

Если вы идете на конференцию с мотивационным спикером, вещающим со сцены, то стоит ровнять это с походом на музыкальный концерт или выступление артиста + 10% возможной пользы для дела, а просмотр лекций стоит скорее сравнивать с просмотром интересного сериала или спортивного соревнования с таким же небольшим обучающим эффектом, а не с серьезным обучением. Смотря футбол врядли научишься играть. В обучении же наоборот соотношение 90% обучения к 10% развлечения. Для обучения нужна работа аналитической системы мозга, практика и тренировка навыка. Это всегда трудоёмкий процесс требующий сосредоточения, хотя его и можно организовать в развлекательной форме.
Если разделяете ритуалы с другими процессами, то и смотрите на них по другому.

От ритуалам к целям и процессам.

Если же цель максимизация пользы, то нужен маркетингово-аналитический подход. Причем я часто слышал, что нужно фокусироваться на цели, а не на процессе, но на деле понял что это не так. Когда цель определена фокус должен быть на процессе. Например вы решили ехать на машине в другой город. Город — ваша цель, но в процессе езды вам очень редко нужен город. 99% времени вы преодолеваете сложности, появляющиеся в процессе вождения.

Например цель: «снизить стоимость клиента» или «увеличение числа клиентов».

Первым шагом может стать проведение маркетинговых исследований устройства вашего бизнеса. И это не так сложно, как кажется, на первый взгляд. Предприниматель, может и думает, что его команда или отдел маркетинга за время работы (год, 5, 10 лет) построила такую сложно функционирующую систему, что нужно много времени чтоб понять, как оно работает, но тут как и с вождением все правила одномоментно вам не пригодятся и сделать декомпозицию системы в небольшом приближении достаточно просто. Она состоит из 4х основных модулей (ЦА, источники трафика, конвертеры, аналитика) детализируем их.

  • Сначала анализируем целевую аудиторию, проверяем актуальна ли подача наших смыслов, смотрим дизайн, отправляемые клиентам рассылки, КП и другие материалы.
  • Проверяем источники трафика, разбираемся как в них наша ЦА взаимодействует с брендом и продуктом.
  • Проверяем «конвертеры»: страницы сайтов, лендинги, квизы, отправленные письма. Смотрим на то насколько хорошо устроены их смысловые основы, качество текстов, как используются триггеры, нет ли технических проблем.
  • Смотрим аналитику. Пытаемся понять почему мы получили именно такой результат.

В результате получаем отчет в котором указано где и что нужно поправить и на основании этого отчета мы строим прогнозы, что это исправление принесет такой результат. Строим гипотезы и тестируем их.

Но это не разовая «фишечная» работа, а системный подход. Мы в агентстве как раз практикуем это

0
1 комментарий
Алексей Черныш
Автор
Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда