{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

FarmTrend: Как расти и развиваться современному фермерскому хозяйству?

Рынок сельхозпродукции (СХЗП) в 2020г достиг 6,11 трлн ₽, увеличившись с 2015г на 27,4%, 4,8 трлн ₽ (данные Росстат).Розничный Оборот продуктов питания достиг 16,6 трлн ₽, увеличение на 23,9% с 2015г ( 13,4 трлн ₽, Росстат).

Рынок независимых, малых СХЗП по данным #Росстат в 2020г вырос на 58,5% и достиг 0,87трлн ₽ (с 0,55 трлн ₽ в 2015г.), рис. №1.

#Тренды в торговле, которые затрагивают фермерство (выделил шесть, их, конечно, больше).

1. Консолидация #ритейла.

Топ 5 Сетей в 2021г будут иметь долю более 32%. В Германии уже более 73%, так что в перспективе 3-5 лет около 50% рынка будут контролировать топ 5 Сетей.А надо ли вам к федералам? Посмотрите на региональный специализированный ритейл или HoReCa.

2. #Онлайн набирает обороты

В одной статье известный ритейл эксперт называет долю онлайн в продуктах 50% в ближайшие 3-5 лет. По моему мнению, такого не будет.В оптимистичном для онлайн варианте - выйдем на 20-25%. Берём #Китай , который в этом году сгенерирует долю всех розничных продаж в онлайне более 50% (данные eMarketer), но в #eGrocery доля составляет 20% (400 млрд $) от всех продуктовых продаж (2 трлн $, данные Goldman Sachs, ), рис. №3.В России за 2020г оборот eGrocery составил 130 млрд ₽ (данные Data Insight), увеличение на 250% к 2019г. А в 2021 прогнозируется 335 млрд ₽ ( #DataInsight ), рис. №4. Это всего около 2%. Прибавим алко по Click&Collect (например, в #Винлаб около 26000 заказав в мес. через С&С), нелегальные онлайн-продажи алко (2,5 млрд ₽ по данным Group-IB), продажи #Food через неучтенные data insight маркетплейсы и получим долю около 2,8-3,2%.Онлайн - это уже не модное словечко, а необходимость для дальнейшего развития.

Такого количества перекрестного сотрудничества в ритейле (food и nonfood) как в 2020г ещё не было. В 2021г - только усилилось.

Какие возможности для фермеров?

Совместное фермерство: Например, независимые фермеры в Мордовии объединились и создали кооператив Союз-Агро; покупка оборудования, строительство сооружений и закупочная сила теперь не просто фантазии. Появилась возможность внедрять новые технологии в управлении сельским хозяйством. А история кооператива Valio, в который входит 85% финских молочных ферм, показывает как стать частью большого.

Фермер с «сетью»: так называемые Shop in Shop.

Например, Мини рынок "Фермер". В одном магазине присутствует только одного направление от фермера, можно договориться об эксклюзивном присутствии в одном регионе.

⁃ Фермер с производителем / переработчиком

самый ранний вид сотрудничества, который будет развиваться и в будущем, так как крупные производители становятся крупнее, а собственное производство не поспевает за укрупнением их продаж.

Например, #PepsiCo (бренды Домик в деревне, Весёлый молочник) закупает у частных хозяйств молоко и будет только наращивать объёмы закупа. В #Danone (Простоквашино, Активия) закупают 90% сырья у средних и небольших ферм.

⁃ Фермер с онлайн оператором / сервисом доставки:

российские: Своё Родное, Ешь Деревенское, Wildberries (через #ФудСити) и т.п.;

иностранные: Pinduoduo (Китай), Farmstead Grocery Delivery (США), YourGrocer.com.au (Австралия), From the Farmer (Австралия), From the Farmer (США), GrubMarket (США), Good Eggs (США), FarmerExpert (Турция) и другие.

Коллаборация должна стать неотъемлемой частью развития.

4. Еда = здоровье + забота об окружающем мире и гуманное отношение к животным

В 2020г розничный товарооборот продуктами питания сократился на 2,6%. При этом продукты, связанные с ЗОЖ демонстрируют самые высокие темпы роста в денежном выражении. Рис. №5.

Поколение Y (крупнейший сегмент потребителей) и Z уже заботятся об окружающей среде и воспринимают еду как «лекарство». Если спросить у людей этих поколений, что для них «здоровая еда» - они не начнут перечислять микроэлементы и витамины, а , по данным IFIC, здоровая еда для них - это натуральные и экологически чистые продукты, имеющие четкое и прослеживаемое происхождение.

Поэтому подгруппа « #органика » показывает большой рост. А в перспективе - будет занимать значимую долю в перспективе 2-5 лет.

По данным Национальный органический союз РФ, объем производства органической продукции к 2025г может составить 20-25 млрд $ (1.4-1.8 трлн ₽), в 2018 - 3 млрд ₽ (Рис. №5).

5. Стремительный рост формата #Дискаунтер и специалистов

По данным GfK, в 2020г самыми быстрорастущими традиционными каналами продаж были (Рис. №6):

- Хард Дискаунтеры (+63,5%);

- Специалисты (+16.1%).

В Специалисты входят:

⁃ Алкомаркеты

⁃ Мясные лавки

⁃ Молочные лавки

⁃ Хлебобулочные лавки

Например, в СПб и Лен.обл. развивается сеть ФЕРМЕР , специализируются на продаже фермерских мясных, молочных и хлебобулочных изделиях (по темпам роста опережает средний российский показатель роста).

6. Цифровизация / #AgroTech

Также как и в ритейле цифровизация является важнейшим драйвером роста. Согласно Институту Аграрных исследований и #Россельхозбанк ключевыми технологиями в российском сельскохозяйственном секторе будут:

- ИТ и когнитивные технологии;

- Биотехнологии;

- Робототехнологии;

- Инновации в еде;

- Новые системы управления сельским хозяйством;

- Автоматизация логистики и переработки.

Все это может увеличить урожайность на 20-30%, улучшить качество продукции и сократить на 30-40% издержки. При этом все технологии становятся доступнее из года в год. Поэтому следить за инновациями AgroTech и стараться внедрять их - необходимость для развития и роста.

Обязательно вступайте в околофермерские сообщества, такие как Своё Фермерство, Университет СИНЕРГИЯ, Bayer Crop Science, Про Настоящее (новое и перспективное фермерское сообщество) и еще несколько других.

Есть различные каналы продаж, но сегодня опишу несколько возможных с примерами.

1. Розничные сети и #HoReCa.

Преимущества: возможность реализовать весь выпускаемый объём и быстро расширить Производство.

Все стремятся в сети. Но на полках федеральных сетей не так часто встретишь фермерскую продукцию.

Недостатки: много штрафов/пени/неустойки, различных обязательств по доставке, упаковке и т.п.

Кооперативам фермеров, возможно, стоит обратить на федералов (особенно овощникам). Но мое мнение - забудьте федеральные сети!

Лучше реализуйте через HoReCa и небольшие специализированные сети. Например, вышеуказанный Фермер.

2. Напрямую к потребителю: Direct to Consumer ( #D2C )

Преимущества:

- увеличенная наценка

- широкий охват

- легкий вывод новинки (самостоятельное управление ассортиментом)- легкая интеграция в жизнь фермера (особенно онлайн)

- стабильные продажи.

Недостатки: высокие первоначальные затраты (собственный онлайн или офлайн магазин)

Виды D2C:

- онлайн #магазин:

- через собственный онлайн магазин (например, «Ванина Баранина» , «Экоферма» фермерские продукты с доставкой, Экоферма Семейная (ЛО) и другие.);

- через #соцмедиа (#Social и #livestream Commerce: Facebook, Instagram, TikTok, ВКонтакте - есть встроенные магазины, например, фермерское хозяйство Левашово в ВКонтакте, в Китае за 2020г фермер продал через #livestreaming (прямые трансляции) продукции на 46 млн $. Фермер - блогер - это очень перспективная модель бизнеса;

- через маркетплейсы (о них чуть ниже )

- офлайн магазин:

- свои магазины/рынки/ярмарка (Flourish at Glenavon Farm совместно с Farm Retail Association)

- сотрудничество со специализированными магазинами (например, Мини рынок "Фермер")

3. Маркетплейсы (В2В, B2C) - он входит в D2C, но я выделил как отдельный канал.

Преимущества:

- простота "входа";

- широкий охват потенциальных потребителей;

- реклама (часто за "разумные" деньги или бесплатно)

- управление заказами / поддержка

- легкая интеграция в существующие процессы;

- возможность найти фермеров, для объединения/кооперации.

Недостатки: через пару лет все фермеры России будут в 3-5 маркетплейсах.

Мое личное мнение - это самый перспективный канал продаж.

Самый многообещающий проект, по моему мнению, маркетплейс Своё Родное.

Локация: 70 регионов России

Количество фермеров: > 5000

Количество SKU: > 20 000, > 17 категорий

Ежемесячных пользователей: > 30 000

Возможности: организация эко-тура, обучение

Россельхозбанк создает экосистему для сельского хозяйства. От ресурса Своё Фермерство, где можно записаться в Школу фермеров (бесплатное обучение), узнать про инновации в Агро и много полезной информации до маркетплейсов, где возможно реализовывать всю свою продукцию.

Маркетплейс Ешь Деревенское - очень успешный маркетплейс. Работает с малыми фермерскими хозяйствами. Есть на Delivery Club. Работают с ресторанами. Обеспечивают логистику.

Локация: СПБ, Москва, Тверь, Дубна и ближайшие города

Количество фермеров: > 200

Количество SKU: > 2000, >10 товарных категорий

Если вы там появитесь, то реализация 95% произведенной вами продукции - гарантировано.

Крупнейший онлайн рынок сельхоз продукции в мире - маркетплейс #Pinduoduo (принцип: совместные покупки, чем больше людей захотят купить, тем ниже цена)

Локация: Китай

Количество фермеров: > 10 000 000

Количество SKU: все, что производят

Покупатели СХЗ продукции: 300 млн чел/мес

Оборот СХЗП за 2020г: 42 млрд $

Компания предоставляет обучение фермеров (Университет Duo Duo), обеспечивает логистику (строит специальные логистические центры для Фрэш продукции по всему Китаю, доставка на следующий день Duo Duo Grocery), инвестируют в сельхоз инновации и помогают внедрить их. Отслеживает покупательское поведение и указывает фермерам, что им следует сажать и в каком количестве.

Тенденции, которые разделят весь рынок продуктов питания в близком будущем:

- Локальные

- Массовые

- Персонализированные

Драйверы роста для фермерства:

1. Производство органических продуктов (самая высокая востребованность у покупателей в ближайшие 5 лет);

2. Регенеративное сельское хозяйство (улучшение «здоровья» почвы при ее использовании) - скоро все заговорят об этом;

3. Агротехнологии (увеличение сбора с 1м2 и уменьшение затрат);

4. D2C (по-моему, самый перспективный канал продаж);

5. Коллаборация / кооперация (все мировые практики в фермерстве указывают, что «один в поле не воин»);

6. Выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью (в упаковке, мясорастительные полуфабрикаты, овощные, мясные снеки, полезная кондитерка и многое другое).

Где вы будете через пару лет, зависит только от вас, от ваших действий именно в данной момент времени.

В следующих постах расскажу про другие фермерские инновации и кейсы, которые можно внедрить у себя.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда