{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как организовать онлайн-съёмку, если вся команда в России, а режиссёр — в Беларуси

Статья-инструкция о том, как мы запускали трансляцию на YouTube прямо с борта операторской камеры RED Epic. Без привязки к плейбэку, розеткам и проводному интернету.

Приготовились, начали

Был март 2020, слухи про Ковид были только из Китая, а расстояние было безопасным. В наш продакшн Lestnica позвонил Павел Дергачев из тверского агентства Redis Digital Agency и сказал:

Ребята, нужно снять промо для завода в Липецке. Стойте-стойте, это не презентация, а имиджевая история!

Павел Дергачев, Креативный директор Redis Digital Agency

[Тут был большой препродакшн]

Проблема

Мы уже выбрали даты съемочных смен в марте, почти утвердили с клиентом, и через пару дней Россия стала закрывать границы со всеми странами мира. Варианты у нас были следующие:

  1. Заменить режиссера на российского – что допускается только в крайних случаях, и что можно сделать в любой момент;
  2. Снимать в онлайн-режиме: сделать трансляцию из России в Беларусию – вроде видеозвонки и прямые эфиры есть уже у каждого в кармане, но в боевом режиме на съемочной площадке эта технология не обкатывалась;
  3. Отложить съемки на неопределенный срок до открытия границ – путь самый долгий, но с прогнозируемым результатом.

Мы начали с последнего пункта. Спустя 2-3 месяца в середине лета стало понятно, что ждать дальше смысла нет и нужно действовать. Мы выбрали даты в середине августа и решили: если границы откроют, мы привезем потерянного режиссера, а если не откроют -- будем снимать онлайн. И здесь начался большой поиск технических и логических решений.

Требования к трансляции

  • Режиссер должен видеть картинку с операторской камеры в реальном времени;
  • Решение должно быть мобильным и компактным, потому что съемки предполагали постоянное перемещение группы в радиусе 1 км как внутри большого цеха, так и на улице рядом с ним.
  • Решение должно быть не дорогим, потому что попадало в статью непредвиденных расходов;
  • Технология должна быть трижды надёжной. Съемки будут вставать на стоп при каждом разрыве связи или сбое видеопотока. Т.е. нужно было предусмотреть запасной вариант запасного варианта;
  • Должна быть организована аудиосвязь режиссера со съемочной площадкой и актерами, чтобы сохранить для него возможность управления процессом;

Мы выполнили каждый пункт.

Как не нужно делать

Первым шагом была попытка обратиться к тем, кто занимается исключительно прямыми эфирами. Стоили такие ребята как самолет, потому что предлагали сразу комплексные решения, используемые в концертных трансляциях. Вторым шагом была техника "посоветоваться": я нашел подходящих продюсеров и механиков, но у них был только опыт трансляции из уютной студии, рядом с розеткой, стабильным проводным интернетом и удобным стулом. У нас этого не было. Наша площадка это целый завод с прилегающей территорией, по которой разбросан весь сценарий.

Готовое решение мы не нашли, поэтому решили разобраться во всём сами.

Техника

У нас был какой-то план и мы его придерживались: 1) неким устройством захватить видеосигнал с камеры; 2) желательно этим же устройством отправить его в интернет.

Мы сразу отсеяли дорогие варианты типа AJA U-Tap HDMI и бытовые типа AverMedia Live Gamer Mini.

Итоговый выбор был следующим:

  1. Rullz USB Video Capture – супер дешевый вариант за 800р. размером со старую флешку с неизвестным уровнем надежности, зато крутым названием. Он настолько компактный, что его можно подключить прямо к смартфону на Андроиде, который может транслировать поток в сеть. И всё это можно повесить прямо на камеру. Автономная система мечты без привязки к розеткам и даже к Wi-Fi.
  2. Blackmagic UltraStudio Mini Recorder – надежный вариант за 15 000 р. Для него уже требуется ноутбук, но зато это устройство профессионального класса, за которое можно быть спокойным. Работает только c Mac, и подключается к компьютеру только через кабель Thunderbolt 2 за 3000р. И от него же питается. А если у вас свежий Макбук, то нужен дополнительный переходник на Thunderbolt 3 (USB C) за 4000р.

Тестирование

С BlackMagic все было понятно: подключаешь его к компьютеру, заводишь в него HDMI с камеры, и запускаешь трансляцию на YouTube через OBS или WireCast, или даже Skype. Но о софте позже.

А вот китайский Rullz был намного интереснее, поскольку из-за наличия привычного USB 2.0 мог работать со смартфонами и не требовал внешнего питания. На iOS к сожалению такие редкие внешние устройства не поддерживаются, а Андроид в этом плане может всё.

В одном из столов нашей студии нашёлся свободный бюджетник Redmi 7A с разъемом microUSB. Мы установили на него бесплатное приложение USB Camera и подключили к нему плату захвата через OTG-переходник:

Как источник картинки использовалась тестовая камера Sony A7s. Поток шёл идеально: с нулевой задержкой, без тормозов, и в шикарном FullHD. Мы даже стали искать подвох в софтовой части, но его не было.

Зато было два аппаратных препятствия:

  • Телефона в таком режиме хватило бы на 3-4 часа, а порт зарядки уже занят. Мы пробовали разные USB-двойники и тройники, но стандарт USB OTG не поддерживает одновременную передачу данных и питание. В теории нас могла бы спасти беспроводная зарядка, но ее не было в этом телефоне. Или напрямую подпаять провода к материнской плате смартфона, но любой колхоз исключался.
  • Это бюджетный андроид, в котором установлен медленный Wi-Fi модуль 802.11n. И на скауте оказалось, что он просто не вывозит полную скорость местного Wi-Fi, из-за чего трансляция дико тормозит.

Был единственный выход: мы подобрали другой смартфон Mi 8 Lite. В нем был уже USB Type-C с поддержкой одновременной зарядки и передачи данных. И Wi-Fi модуль 802.11ac как в последних айфонах. Проблема была решена!

Сетап

Всё выглядело следующим образом: к смартфону подключен USB-хаб со сквозным питанием через USB-C. Источником питания на тестах и на площадке была V-mount батарея с USB-выходом. К хабу подключена плата захвата, а к ней HDMI-сигнал с камеры. Весь салат заправлен скотчем.

Куда транслировать?

Вариантов много: YouTube, Twitch, VK, Skype, Zoom и т.д.

Три важных требования к сервису:

  1. Низкая задержка сигнала. В идеале режиссер должен видеть поток в реальном времени вместе с группой. Например, у Skype была очень маленькая задержка, но и очень низкое качество. А видеть детали кадра – важно.
  2. Закрытая трансляция с доступом по ссылке. Кроме того, что это рабочий процесс, который не нужно видеть посторонним, это еще и завод, на котором любая съемка требует разрешения. В этом плане Zoom довольно гибкое решение, но он сразу отпал по причине своей дикой топорности, сложности, и запутанности.
  3. Автоматическое возобновление трансляции с сохранением ссылки. Например, VK автоматически завершает трансляцию и превращает ее в видеоролик, если от вас не поступает поток в течение 1 минуты. И когда поток возобновляется он создает новую трансляцию с новой ссылкой. Нам потребовался бы отдельный почтальон, который бы запускал почтовые рассылки всем зрителям столько сотен раз, сколько у нас были паузы и перестановки между сценами, или просто отваливался сигнал.

Мы выбрали YouTube. У него был потрясающий FullHD при относительно низкой задержке 3-5 секунд. Трансляции были приватные, с доступом по постоянной ссылке, и не закрывались даже спустя целый день отсутствия сигнала – это мы тоже проверяли на практике. Главное – проставить нужные галочки в настройках.

Вот так мы транслировали картинку со съемочной площадки из России режиссеру в Беларусь:

Отрывок из YouTube-трансляции

Каким софтом транслировать?

Для Android

USB Camera – удивительное приложение. Умеет принимать входящий видеопоток, транслировать в интернет и даже в локалку. Как вы понимаете, трансляция и просмотр в локальной сети означает практически нулевую задержку. Хотя из локалки мало кто смотрел – непривычно. Приложение бесплатное, традиционно с рекламой. Но мы на всякий случай купили платную Pro-версию за ~400р.

Для Mac OS

OBS – бесплатный и, что редкость, мощный софт. Мы давно с ним работаем, и проблем не замечали. Правда, конкретно на этом проекте программа регулярно мерцала зеленым экраном. Вероятно причина была где-то в настройках параметров видеопотоков, но мы разбираться не стали и пересели на WireCast.

WireCast – платная программа, которая, кажется, может вообще всё. Стабильно и надежно.

Обе программы удобно показывают статусы: зеленый – все ок, желтый – трансляция тормозит, красный – всё пропало.

Краш-тест системы

Мы попробовали банально все аварийные сценарии прямо во время тестовых трансляций:

  • рандомно вытаскивали любые провода и возвращали их обратно
  • отключали питание
  • отключали Wi-Fi на телефоне и макбуке
  • отключали из розетки Wi-Fi роутер
  • рандомно глушили симки авиарежимами
  • перезагружали смартфон и макбук

Аварии создавали как на несколько секунд, так и на пару часов. Во всех случаях трансляция самостоятельно возобновлялась.

Финальный тест

В качестве финального теста вся система была запущена в полноценную работу на пару ночей и пару дней почти без остановок. Никаких программных и аппаратных сбоев обнаружено не было. Всё работало просто идеально.

Тестирование связи на площадке

На скауте мы сделали 20 замеров приложением SpeedTest в разных точках по всей территории. Проверяли несколько сотовых операторов и местный Wi-Fi. Билайн стоял на ручнике (3-4 мб/с), у МТС скорость была едва удовлетворительная (7-10 мб/с), местный Wi-Fi был ок (15-25 мб/с), а Мегафон летал как спорткар (30-40 мб/с).

Основным каналом мы выбрали Wi-Fi, и попросили клиента в съемочные дни не загружать сеть, и не проводить ремонтные или профилактические работы, а также держать наготове ответственного айтишника, который позже стал для нас спасителем.

Резервными каналами стали Мегафон и Теле 2. Мы купили эти симки и поставили их в наш двухсимочный Mi 8 Lite.

Расчет был такой: смартфон транслирует поток через местный Wi-Fi, а в случае проблем сам переключается на одного из сотовых операторов. Или становится точкой доступа для макбука, если вдруг придется переходить к резервному варианту (а переходить пришлось).

Запасной вариант запасного варианта

У нас получилась нерушимая система вещания. Две платы захвата, два транслирующих устройства (смартфон и макбук), четыре транслирующих приложения (USB Camera, OBS, WireCast, и Skype), и три интернет-канала.

Мы создали 48 резервных комбинаций! Кажется много, но треть мы использовали.

Артем Прудентов, Продюсер Lestni.ca

Аудиосвязь: через что лучше созваниваться

Для аудиосвязи мы использовали Skype, но в конце второй смены перешли в WhatsApp. Он показался нам чище по звуку и стабильнее. Но важно помнить, что WhatsApp – это копилка подстав и приветов. Этот мессенджер – что-то вроде Сбербанка среди банков: все жалуются, но продолжают пользоваться, потому что привычно.

Если в скайпе тебя выбросило из конференции или ты на время отключился, то ты можешь сам вернуться обратно. В WhatsApp тебя должен вернуть кто-то из участников конференции.

На этом фото три канала информации: скайп в наушниках, связь по рации с группой, и просто вопросы от группы и клиента. Чтобы работать в таком режиме две смены, признаться, нужна стрессоустойчивость.

Боевой режим

Настал час икс, смена началась, и портативная студия прямого эфира была запущена в полную мощность!

Привычная команда на съемку стала звучать так:

Приготовились! Трансляция? Камера? Начали!

В таком режиме все работало полсмены, потом мы заметили, что китайский девайс сильно греется. Мы перенесли его с операторской камеры на монитор фокус-пуллера, и направили на них обоих напольный вентилятор. Оба стали работать лучше, но в скором времени...

Запахло горелым

Трансляция остановилась, съемка тоже. 3 минуты на разбор корпуса Rullz, и вердикт вынесен: "девайс сгорел".

С одной стороны ничего удивительного – Китай за 800р. А с другой стороны очень странно, потому что все тестировалось многократно и на длинных отрезках, суммарно больше двух суток. Я до сих пор не знаю причину, но предполагаю, что на заводе было довольно тепло, а во время тестов – прохладно. Вероятно этот момент мы не учли.

Место павшего бойца занял BlackMagic Mini Recorder с Макбуком, которые бесперебойно работали до конца съемок.

Если вы от безысходности имеете дело с китайскими устройствами, нужно покупать их на вес, с запасом. Благо стоимость позволяет. Главное – обеспечивать хорошее охлаждение с запасом. И, конечно, обязательно иметь резервный проверенный вариант из профессиональной линейки.

Выводы

  • Это очень крутой опыт
  • Плейбэк может смотреть как режиссер за тысячи километров, так и любой участник съемочной группы
  • Художники, грим/костюмы, и осветители могут править кадр по локальной трансляции в своем телефоне. В некоторых сложных сценах это очень помогает.
  • Клиент может не отрываться от плейбэка, даже если ему нужно отойти
  • Плейбэк можно смотреть как в прямом эфире, так и тихо перематывать назад, не останавливая съемки
  • Участники могут отлучаться на текущий обед, но следить за процессом съемок
  • Плейбэк с каждой смены по 10-14 часов сохраняется в YouTube. Всегда можно вернуться к любому дублю или просто собрать из этого бэкстейдж-ролик на память
  • Работать без физического присутствия режиссера на площадке сложно
  • Продюсеры, второй режиссер и оператор вынуждены слушать три аудиопотока: скайп в наушниках с режиссером, рации на площадке, и просто окружающих
  • Интернет имеет свойство отваливаться, и на это нужен отдельный ресурс
  • Важно не забывать про запасной вариант запасного варианта

Финальный ролик

Клиент: Рационал

Агентство: Редис

Продакшн: Лестница

Исполнительный продюсер: Артем Прудентов

Линейный продюсер: Михаил Киселев

Режиссер: Ольга Иваненко

Второй режиссер: Алина Иванова

Оператор: Евгений Антипов

Фокус-пуллер: Александр Кургинянц

Фотограф: Валерий Дмитриев

Креатив: Елена Беркова

Копирайт: Анастасия Харитонова

Раскадровка: Никита Забаров

Аниматик: Дмитрий Шедько

Художник-постановщик: Александр Рыбин

Кастинг: Александра Денежинская

Костюмер: Надежда Яковлева

Визажист: Мария Зацепина

Гаффер: Владимир Солодов

Осветитель: Михаил Титов

Механик: Максим Голов

Оптика: Павел Рыжков

Ассистент 1: Дмитрий Богданов

Ассистент 2: Михаил Леликов

Актеры

Виктор Пипа

Алексей Калиничев

Евгения Конопкина

Сергей Зубарев

Илья Черемных

Владимир Березнев

Денис Минин

Пост

ГЗК: Виктор Пипа

Монтаж: Никита Расолка

Колорист: Наталья Корнилова

Графика: Павел Крюков

Саунд-дизайнер: Иван Сидорин

Звукорежиссер: Сергей Моисеенко

Камера: RED Epic Dragon 6k

Оптика: LOMO Anamorphic Set

0
23 комментария
Написать комментарий...
Александр Крофт

Парни, вы реально кучу геморроя придумали. Для мобильного стриминга есть Liveu Solo. Объединяет в себе несколько потоков для стабильного инета (два свистка с операторами, вайфай и локалку ещё можно воткнуть). Работает от батареек. Просто втыкаешь HDMI и все.
Не благодарите.

Ответить
Развернуть ветку
Уоррен Баффет

Беглый гуглеж показал, что расходы - сотка за девайс + подписка за 30 без которой ни черта не работает... Что-то дороговато, нет?

Ответить
Развернуть ветку
Артем Прудентов
Автор

Вот и я на те же цифры наткнулся. Потом копнул глубже и нашел вариант аренды. Но в любом случае задержка сигнала не подходит, в таком режиме невозможно снимать.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Крофт

Когда речь о трансляциях и надежности, когда у тебя сотни или тысячи человек будут смотреть мероприятие, то заказчики, как правило, лучше доплатят, чем будут рисковать. Бюджеты трансляций часто выходят в сотни тысяч. Наши заказчики чаще всего предпочитают перестраховаться. Мы просто провели более 600 трансляций за 7 лет, всякого навидались.

Ответить
Развернуть ветку
Уоррен Баффет

И поэтому вы используете какую-то поделку, вместо серьезного оборудования? Странная логика.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Крофт

Поделка? Серьёзное оборудование? Вы точно понимаете предмет разговора? Учитывая, что в статье вообще телефон использовали. И это очень странно, плакаться про стоимость, что так дорого, и говорить, что это поделка и несерьезное оборудование. Вы уж определитесь.

Ответить
Развернуть ветку
Уоррен Баффет

Ничего странного, все логично.
1) Я сказал, что для данного проекта 100+30к - это, возможно, дорого. Особенно с учетом того, что ребята первоначально испытывали какой-то хлам с али, который в итоге сгорел. Значит экономили.
2) Вы сказали, что для ваших проектов (других, а не  для конкретного этого) важна надежность, но при этом работаете на каком-то колхозе на 4g свистках с привязкой к серверной стороне, которую вы никак не контролируете. Такое решение в моем понимании примерно никак не относится к надежности.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Прудентов
Автор

Спасибо, это классная штука. Но есть но.

Этот прибор дробит пакеты по разным каналам, отправляет их на свой сервер, там они собираются обратно и отправляются на YouTube. Задержка 20-40 сек – это не реалистичные цифры для нашей задачи.

На всякий случай посчитал стоимость:

1) Если арендовать, это 12 тыс на 4 суток, + фирменная подписка 4 тыс, + тарифы операторов 3 тыс. Итого около 20 тыс. В нашем случае, честно говоря, сумма прошла бы по смете с большим скрипом. Если бы мы закладывали заранее до старта проекта – другое дело.

2) А если покупать прибор, это вообще 100 тыс.

Плюс все это в комплекте на целых 600-800 гр выйдет, а на операторской камере и так много кг навешено.

В общем, штука под свои задачи огонь, законченное стабильное решение. Но не в нашем случае.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Крофт

Странно, вы снимаете на Ред, что говорит, что трансляция явно не за 15 тысяч в смену. И утвердить доп 20 тысяч на 4 смены, все-таки не критичная сумма.
Про задержку - согласен, хотя у ютуба от настроения, тоже задержка порой 20 секунд может составлять.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Прудентов
Автор

Да дело не в сумме, хотя я писал, что это попадает в непредвиденные расходы. А в задержке. Ютуб при соответствующих настройках стабильно выдаёт 3-5 сек, но не больше. И даже при такой задержке работать не очень комфортно, но можно.
Если в следующий раз придётся снимать онлайн, я буду искать варианты с 1-2 сек задержкой, пусть даже немного в ущерб качеству. Буду смотреть в сторону каких-нибудь онлайн-звонков, там почти нет задержек.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Крофт

У меня знакомые пилят сервис... Так, поясню, что знакомые, это не парни на хатке, а крупная ИТ компания, на рынке давно, занимались немного другим направлением просто. Стримы у них в бете пока. Но по всех характеристикам будет лучше ютуба. В общем, сам жду, когда доведут до ума https://integros.com

Ответить
Развернуть ветку
Артем Прудентов
Автор

Спасибо, будем следить!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артем Прудентов
Автор

Ходил с wi-fi роутером вместе с нами и протягивал его к текущей локации

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Solovov

Я, грешным делом, подумал что это про выборы...

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Неляпин

"И, конечно, обязательно иметь резервный проверенный вариант из профессиональной линейки" - есть мнение, что с варианта из профессиональной линейки начинать надо.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Прудентов
Автор

Мы и начининали, но не нашли такой вариант. Ближайшее решение было BlackMagic, на которое всегда соскочить можно. Но он привязывает к месту. А мы искали мобильное решение.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Неляпин

Чтобы оно не сгорало и не приходилось перескакивать. У меня есть Руллз, есть БМ, и Руллз никогда не будет использован под критическую задачу (я из тех, которые предлагают "готовые решения" ;) )

Ответить
Развернуть ветку
Артем Прудентов
Автор

Ну если перескакивание изначально заложено и ожидаемо, отчего бы и не поскакать?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Неляпин

Ну, если более сложный путь заложен изначально, тогда конечно

Ответить
Развернуть ветку
Артем Прудентов
Автор

А есть более легкий путь под наши задачи?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Неляпин

Да. Эти задачи не вчера возникли.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Прудентов
Автор

Расскажете решение?

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда