Полис для Полкана
Как мы формируем рынок страхования животных, и почему мы это делаем именно сейчас.
Уже месяц «Манго Страхование» продает полисы страхования домашних животных — второй продукт digital-страховой, фиксируя зарождение новой отрасли, в которую сейчас включаются все больше игроков. В России этот рынок практически неразвит: на него только-только начали выходить страховые компании. Кто готов платить 390 рублей в месяц за полис для животных в стране, где свою жизнь, по данным Банка России, страхует лишь 4% населения, и сколько мы планируем на этом заработать?
Новые ниши на ультра-консервативном рынке
Наша компания вышла на рынок в конце 2019 года. Мы ориентируемся на активных городских жителей, ценящих свое время и высокий уровень сервиса. Первым продуктом «Манго» стало страхование квартир. Это – классическая опция, которая должна быть в портфеле у любой страховой компании, а если учесть, что мы делаем «компанию добра», которая хочет кардинально поменять подход к страховому рынку в России и больше думать о конечном потребителе, то решено было начать с базовой ценности: дома.
После этого пришло время запуска второго продукта, что мы сделали, поставив себе амбициозную цель выпустить новую опцию чуть больше, чем через полгода после первой.
Движением в направлении к полису для животных можно считать нашу зимнюю акцию-бонус к полису, в рамках которой клиенту предлагалось покрытие рисков раздражения, трещин и воспалений на лапках питомцев в результате воздействия противогололёдных растворов и солей.
Оказалось, что этот рынок огромен и открыт. По данным всероссийского опроса Аналитического центра НАФИ, проведенного в июне 2016 года, 50% россиян имеют домашних животных (опрос проводился в городах численностью до 50 тысяч человек). Россия находится на третьем месте в мире по количеству домашних кошек и на пятом месте в мире по количеству домашних собак. У 38% россиян есть один домашний питомец, 10% владеют двумя четвероногими, у 2% – три и более домашних животных. Это – огромная и лояльная аудитория, которая постоянно находится в поиске качественных услуг по оптимальной цене.
Пандемия только укрепила связи людей со своими питомцами, которые скрашивали им дни самоизоляции. Для многих собака стала единственным легальным вариантом выйти хотя бы на 15 минут из домашнего заточения на обязательную прогулку.
Также карантин выявил удобство сервисов удаленного решения проблем. Взлетела популярность сервисов телемедицины, как для людей, так и для животных: по статистике нашего партнера «Ветэксперт», с начала апреля количество обращений людей, которые стремятся получить «второе мнение» и воспользоваться услугами онлайн-ветеринара выросло в два раза. Оценив эти факты, мы предложили рынку многофункциональный продукт, который отвечал обоим запросам – компенсировал значительные затраты на ветеринара в любой клинике при офлайн-обращении и давал возможность удаленно решить определенные вопросы, не требующие физической диагностики.
Важным для нас стало еще и то, что человек может получить денежную компенсацию при обращении в любую ветеринарку, достаточно предоставить справку от врача и чек на оказанные услуги. Таким образом мы пробуем решить «классическую» боль при взаимодействии со страховыми компаниями, когда сервис распространяется только на определенный список медицинских учреждений – для людей или для животных.
Как и все продукты «Манго Страхование» новый полис работает по подписке, цена которой 390 рублей в месяц: оплата идет помесячно, а не за весь год сразу. При необходимости отменить подписку можно одной кнопкой. «Клиентами» digital-страховой могут стать кошки и собаки в возрасте от 3 месяцев до 7 лет, которые не используются хозяевами в коммерческих целях. Важным бонусом в духе времени станет полноценная бесплатная онлайн-поддержка у партнерского сервиса «ВетЭксперт»: клиенты могут задавать ветеринарам клиники вопросы, связанные с кормлением, перевозкой авиа- и жд-транспортом, содержанием, здоровьем кошки или собаки любым удобным способом – по телефону, в соцсетях, на сайте или в мобильном приложении круглосуточно без выходных.
Мы сделали комплексный сервис заботы о питомце – помощь в выборе врача и навигация по ветеринарным процедурам вместе с финансовыми компенсациями в случае оффлайн-обращения в любую клинику, страхование гражданской ответственности владельцев на сумму до 100 000 рублей, а также круглосуточная поддержка от нашего партнера, в рамках которой владельцы кошек и собак могут удаленно получить полноценную консультацию ветеринарного врача.
Практика показывает, что в 68% случаев проблему удается решить без визита в клинику. Но если очная помощь врача все же необходима, ее покроет лимит по страховому полису до 30 000 рублей за одно обращение. Важной летней опцией в полисе стал и включенный риск укуса клеща – для этого предусмотрен сублимит в размере 5 000 рублей за обращение.
Потенциал — миллиард
Страхование домашних животных уже давно развивается в Европе и США. Первое место по числу застрахованных четвероногих занимает Швеция. Здесь полисы оформлены на 80% питомцев. Второе место у Великобритании, где примерно 30% хозяев домашних животных покупают для них страховку. Среди лидеров и Германия, где у владельца бойцовской собаки должна быть застрахована его гражданская ответственность перед третьими лицами. В России данный вид страхования практически отсутствует и имеет хороший потенциал для развития. В последние годы у нас наблюдается увеличение числа домашних животных (за 4 года на 15%), растут и расходы на содержание питомцев
В частности, рынок товаров и услуг для питомцев в нашей стране в прошлом году достиг объема в 135 млрд рублей. По данным discovery Research за ноябрь 2017 г., ежегодно ветеринарную помощь в России получают 9 млн домашних животных. И это – только 6% от общего числа питомцев в стране. Объем рынка ветеринарных услуг в 2020 г. (с учетом лекарств и вакцин) по пессимистичному прогнозу составит 24 млрд руб. (при падении текущих темпов роста рынка). По оптимистичному прогнозу – 33 млрд руб. (при сохранении существующих темпов роста рынка ветеринарных услуг). Из этих миллиардных оборотов часть может достаться и страховым компаниям, предложившим удобный и релевантный продукт. Мы оцениваем, что в течение 3-4 лет рынок страхования домашних животных может развиться до 2 млрд рублей и хотим получить на нем долю не менее 20%.
На данный момент страховые продукты для животных в виде отдельного полиса или дополнительной опции к страховке для путешественников есть у четырех российских страховых компаний: «Ингосстрах», «Ренессанс Страхование», «Сбербанк Страхование» и у digital-страховой «Манго Страхование». Продукты различаются по цене, объему рисков, которые подлежат покрытию, и размеру страховых выплат. Объединяет предложения этих страховщиков опция телемедицинских консультаций с ветеринаром в режиме 24/7.
Для страхового рынка, отличающегося консервативностью, это – голубой океан возможностей. Как и удаленные сервисы, такие как телемедицина, востребованность которой будет только расти в ожидании второй и последующих волн пандемии коронавируса.
Массовое доступное страхование домашних животных в России делает свои первые шаги, страховые программы будут развиваться и адаптироваться под нужны клиентов. Так, уже есть планы включить в страховку ежегодный чек-ап для домашнего животного. Продолжится и процесс автоматизации и диджитализации сервисов, чтобы ускорить процесс выплат средств по страховому полису. Ведь, как известно, довольный клиент будет возвращаться к вам снова и снова.